Из опыта работы. Использование физкультминуток, как прием здоровьесберегающих технологий для уч-ся начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Смоленцева Светлана Ивановна

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ с.Кичма

Советского района Кировской обл.



Использование физкультминуток,

как прием здоровьесберегающих технологий

для учащихся начальных классов.







Из опыта работы. Использование физкультминуток, как прием здоровьесберегающих технологий для уч-ся начальных классов.





Кичма 2015 Воспитывать детей физически совершенными - значит добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными. Успешное решение этой задачи возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания. Проводимые мною упражнения на уроках оказывают благоприятное воздействие на детей, переключают из внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют усвоению учебного материала. Возраст от 6 до 14 лет составляет период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильных положениях тела легко подвергаются искривлению. Неуравновешенность возбудительно - тормозных процесссов центральной нервной системы обуславливает ее быструю утомляемость, повышенную возбудимость, кратковременность активного внимания. С учетом этих возрастных особенностей детского организма физиологи и гигиенисты рекомендуют в обязательном порядке проводить физкультурные минутки. Я, с целью сохранения работоспособности учащихся, в течении дня использую регламентированную структуру урока, разработанную профессором Лебедевой Т.Н.

Регламентированная структура урока: Этапы: Продолжительность:

1 Этап: - организационный момент 1 мин. - прверка домашнего задания 5 мин. - подготовка к основному этапу 4 мин.

2 этап: - усвоение новых знаний или закрепление 10 мин. - физкультминутка 1 мин.

3 этап: - первичная проверка понимания 2 мин. - закрепление, обобщение, систематизация 8 мин. - микропауза 30 сек.

4 этап: - контроль и самопроверка знаний 5 мин. - домашнее задание 2 мин. - подведени итогов; рефлексия 1 мин.
С целью сохранения здоровья школьников, я ставлю преред собой наряду с образовательными, развивающими и воспитательными задачами урока - оздоровительные задачи. Постановка оздоровительных задач зависит от типа урока и предмета, способствует достижению его главной цели, при этом способствуя сохранению здоровья детей.

Оздоровительные задачи урока:

На каждом уроке:

  1. Соблюдение этапов урока с целью сохранения работоспособности.
  2. Формирование навыка правильной осанки, правильной позы при письме, чтении, стоя, применение разгрузочных поз.
  3. Снятие напряжения с отдельных групп мышц (частая смена позы, упражнения для статистического напряжения)
  4. Снятие зрительного напряжения (гимнастика для глаз)
  5. Снятие нервного напряжения (использование музыки, пауз психологической разгрузки).

На уроках по разным предметам:

  1. Письмо, рисование, труд: Развитие мелкой моторики путем проведения упр. для мышц кисти, пальцев.
  2. Математика: Улучшение мозгового кровообращения путем проведения комплекса упр., направленных на нормализацию мозговой деятельности.
  3. Чтение, окружающий мир: Развитие и укрепление мышц глаза, путем проведения зрительной гимнастики. Развитие артикуляционного аппарата путем проведения мимической, дыхательной, звуковой гимнастики.
Эффективность данных приемов во многом зависит от гигиенических условий проведения физкультминуток. Перед началом необходимо обязательное проветривание класса. Температура воздуха должна быть +18, +19 градусов. Готовясь к физкультминутке, дети расстегивают воротнички. Учитель осуществляет счет и показ упражнений, акцентируя внимание на выполнении упражнений и сохранении правильной осанки.

На уроках я использую следующие приемы:

Глазная гимнастика: 1. И.П. - сидя. Крепко зажмерить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза на 3-5сек. Повторить 6-8раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшению кровообращения в них. 2. И.П. - сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., держа палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упр. снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. 3. И.П. - сидя. Быстро моргать в течении 1 мин. с перерывами. Упр. способствует улучшению кровообращения. 4. И.П. - сидя. Вытянуть вперед руку, смотреть на кончик пальца, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8раз. Упр. облегчает зрительную работу на близком расстоянии. 5. И.П. - сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течении 1 мин. Упр. расслабляет мышцы и улучшает кровообращение. 6. И.П. стоя. Отвести правую руку в сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упр. укрепляет мышцы глаза горизонтального действия и совершенствует их координацию. 7. И.П. - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко обоих глаз, спустя 1-2 сек. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. 8. И.П. - сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторить 8-12 раз. 9. И.П. - сидя. 10. Взглядом вести по начерченным схемам: Из опыта работы. Использование физкультминуток, как прием здоровьесберегающих технологий для уч-ся начальных классов. Из опыта работы. Использование физкультминуток, как прием здоровьесберегающих технологий для уч-ся начальных классов.

Дыхательная гимнастики для снятия нервного напряжения: Она просто необходима, т.к. больше 50% детей в последнее время поступают в школу с синдромом "гиперактивность" Уметь управлять дыханием, значит уметь управлять собой. Медленный, длительный выдох помогает расслабиться, успокоиться. Учительдает инструкцию:

  • Перед каждым упр. сделай полный выдох.
  • Все движения делай плавно, без напряжения.
  • Повторяй упр. 5 - 6 раз.
1. Нижнее дыхание, или дыхание животом. И.П. стоя, (можно сидя), положить ладони с двух сторон на живот. Вдохнуть через нос. При этом медленно выпятивать живот. Медленно выдохнуть через нос, втянуть живот. 2. Среднее, или грудное дыхание. И.П. стоя, (можно сидя), положить ладони с боков на ребра. Медленно вдохнуть, расширяя грудную клетку. Затем выдохнуть, сжимая ребра. 3. Верхнее, или ключичное внимание. И.П. стоя, (можно сидя), Пальцы рук на ключицах, локти вперед. Медленно вдохнуть, локти развести в стороны. Вдохнуть, локти вперед. 4. Полное дыхание. И.П. стоя, (можно сидя), Левая рукана животе, правая - на ребрах. медленно вдохнуть животом, выпячивая его. Продолжая вдох, расправлять ребра, расширять грудную клетку. Заканчивая вдох, поднимать плечи вверх. Затем плавно начинать выдыхать. Медленно втягивать живот, сужать грудную клетку, опустить ключицы и плечи.

Пальчиковые упражнения: Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до нашей эры. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие внимания, памяти, речи.

Пальчиковые упражнения (сидя):

  • Месяц пыль о тучи вытер, (дети машут руками.)
Засветился рожками. (дети мизображают пальцами рожки.) Звезды будто накопытил (быстро - быстро с силой бегают пальцами по парте) Олененок ножками.
  • Наши белые цветки распускают лепестки.
(Поставить руки на локоть на парту. Из ладоней сделать закрытый цветок. Медленно разводить пальцы в стороны, изображать открывающиеся лепестки.) Ветерок качает , цветок засыпает. (Медленно сзводить пальцы вместе, изображать закрывающиеся лепестки.)
  • Мы капусту рубим,
Мы капусту трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем. ( руками показывать каждое действие)
  • «Пальчики здороваются»:
  • Поочередно соединять пальцы правой и левой руки: мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д.
  • Соединять большой палец с мизинцем, безымянный с указательным т.д., постепенно убыстряя темп.

  • «Крестики- нолики»:
У меня на столике Крестики и нолики. Захотел Илья пятков сделать их из пальчиков. И фигуры у него получаются легко. - Захотите - научу Девочек и мальчиков Делать их из пальчиков.

Упражнения на развитие слуха:

  • Взрослый произносит текст, дети добавляют недостающие слова, сопровождая их соответствующими движениями.
  • «Кто как кричит?» -перед детьми разложены картинки( или игрушки) изображающие животных: собака, кошка, осел и т. д. Педагог производит звукопроизношение и просит детей выбрать соответствующую игрушку или рисунок.
  • В другом варианте учитель показывает карточку, а дети воспроизводят соответствующее звукоподражание.
  • «Узнай звук» - за ширмой производятся различные звуки: забивание гвоздя, перелистывание страниц книги и т.д. Дети слушают звуки с закрытыми глазами, определяют, что звучало.
  • «Что звучало?» - в начале дети играют на различных музыкальных инструментах (дудочки, барабаны, ксилофоны и т.д.) Затем за ширмой производиться звучание одного из инструментов и предлагается детям отгадать, какой инструмент звучал. Первоначально предлагается контрастное звучание, (дудочка - барабан, бубен - колокольчик), а затем более близкие звучания (барабан - бубен, скрипка - виолончель).
  • Перед детьми лежат рисунки музыкальных инструментов. В записи звучит один из них. Отгадать какой.


Упражнения для улучшения работоспособности

и снятия эмоционального напряжения (мини - театр): Изобразите злую кошку. Изобразите добрую кошку. Покажите, как медведь ходит. Покажите, как зайчик скачет. "Живые куклы" и т.д.

Упражнения для улучшения работоспособности и снятия эмоционального напряжения (с использованием эмоционального чтения стихов (мини - театр):

  • Цапля весело гуляла,
Всех лягушек разогнала. Покачалась, покачалась. Тину с лапок обобрала. Шейкой длинной повертела, Всю округу осмотрела. К солнцу сладко потянулась. Вся встряхнулась, вся встряхнулась, И, укрывшись в камышах затаилась. (жестами показать каждое действие).

  • Упр. "Жираф"
Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он жираф! (ходьба на носках, руки над головой вверх)

  • Есть у меня братишка, (продолжить фразу, изобразить действием)
Смешной такой мальчишка! Мне во всём он подражает И ни в чём не уступает Если мы играем в мячик, Я скачу, он тоже…(скачет)! Я сижу, и брат…(сидит)! Я бегу, и он…(бежит)! Мяч беру, и он…(берёт)! Мяч кладу, и он…(кладёт)! Куст стригу, и он…(стрижёт)! Птицам хлеб щиплю, он…(щиплет)! Сыплю корм, он тоже…(сыплет)! Еду на велосипеде - Он со мною вместе…(едет)! Хохочу, и он…(хохочет)! Есть хочу, он тоже…(хочет)! Маслом хлеб я мажу…(мажет)! Я рукой машу, он…(машет)! Такой смешной мальчишка - Младший мой…(братишка).


Упражнения для нормализации осанки: 1. И.П. - стоя, руки согнуты на уровне груди. С силой отвести руки в стороны до свндения лопаток. вернуться в и.п. Повторить 3- 4 раза. 2. И.П. - стоя, расставить ноги,руки за спину, постараться соединить кисти. Поменять положение рук и перекладывать карандаш из одной руки в другую. 3. Мы осанку исправляем, Дружно спинку прогибаем, Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись.

Физкультминутки с использованием комплекса упражнений

для различных мышечных групп:

Комплекс 1 (сидя за партой): 1. И.П. - руки на парте, вытянуты вперед. Поднять руки вверх, потянутьсяя; вернуться в и.п. То же другой ногой. 2. И.П. - руки на краю парты, сжаты в кулаки. Выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до противоположного края парты, вернуться в и.п. 3. И.П. - руки за головой, локти вперед. Локти развести в стороны, прогнуться, вернуться в и.п.

Комплекс 2 (сидя за партой): 1. И.П. - руки на краю парты. Встать, сесть. 2. И.П. - руки скрестить на парте. Поставить руки на локти, пальцы развести. Положить руки на парту, скрестив их, пальцы свести. 3. И.П. - руки на поясе.Поворот вправо, вернуться в и.п.

Комплекс 3 (стоя за партой): 1. И.П. - ноги врозь, руки к плечам. Подняться на носки, поднять руки вверх, вернуться в и.п. 2. И.П. - руки на поясе наклониться направо, руки вверх; вернуться в и.п. То же в другую сторону. 3. И.П. - основная стойка. Повернуться вправо, руки за спину; вернуться в и.п. То же в другую сторону.

Комплекс 4 (стоя около парты): 1. И.П. - ноги врозь, руки к плечам. Подняться на носки, поднять руки вверх, вернуться в и.п. 2. И.П. - руки за спиной. Присесть на носки, руки вперед, вернуться в и.п. 3. И.П. - руки за спиной. Отставляя левую ногу на носок влево, наклониться влево, правую руку вверх; вернуться в и.п. То же в другую сторону, левую руку вверх.

Комплекс 5 (стоя около парты): 1. И.П. - основная стойка. Поднимаясь на носки, медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы. так же опуская руки вниз, вернуться в и.п. 2. И.П. - руки за голову. Отвести правую ногу назад, руки вверх - в стороны, вернуться в и.п. То же другой ногой. 3. И.П. - руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене, вперед, вернуться в и.п. То же другой ногой.

В результата выполнения нескольких несложных упражнений, которые учитель комбинирут сам, учитвая специфику урока, работоспособность детей повышается в 2,5 раза. Учащиеся начальных классов с радостью откликаются на такие физкультурные минутки. Важно, чтобы содержание текстовых физкультминуток увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, спокойного юмора и, конечно, не способствовало перевозбуждению нервной системы, давало возможность выполнить всю физическую нагрузку за 2 - 3 мин. Главное, чтобы физкультурная минутка выполняла свою оздоровительную функцию.

Список литературы: Чупаха И. В., Пужаева Е.З, Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М .; Просвещение 2003. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М .; Просвещение 2003.


© 2010-2022