- Преподавателю
- Начальные классы
- Из опыта работы. Использование физкультминуток, как прием здоровьесберегающих технологий для уч-ся начальных классов
Из опыта работы. Использование физкультминуток, как прием здоровьесберегающих технологий для уч-ся начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смоленцева С.И. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Смоленцева Светлана Ивановна
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ с.Кичма
Советского района Кировской обл.
Использование физкультминуток,
как прием здоровьесберегающих технологий
для учащихся начальных классов.
Кичма 2015 Воспитывать детей физически совершенными - значит добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными. Успешное решение этой задачи возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания. Проводимые мною упражнения на уроках оказывают благоприятное воздействие на детей, переключают из внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют усвоению учебного материала. Возраст от 6 до 14 лет составляет период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильных положениях тела легко подвергаются искривлению. Неуравновешенность возбудительно - тормозных процесссов центральной нервной системы обуславливает ее быструю утомляемость, повышенную возбудимость, кратковременность активного внимания. С учетом этих возрастных особенностей детского организма физиологи и гигиенисты рекомендуют в обязательном порядке проводить физкультурные минутки. Я, с целью сохранения работоспособности учащихся, в течении дня использую регламентированную структуру урока, разработанную профессором Лебедевой Т.Н.
Регламентированная структура урока: Этапы: Продолжительность:
1 Этап: - организационный момент 1 мин. - прверка домашнего задания 5 мин. - подготовка к основному этапу 4 мин.
2 этап: - усвоение новых знаний или закрепление 10 мин. - физкультминутка 1 мин.
3 этап: - первичная проверка понимания 2 мин. - закрепление, обобщение, систематизация 8 мин. - микропауза 30 сек.
4 этап: - контроль и самопроверка знаний 5 мин. - домашнее задание 2 мин. - подведени итогов; рефлексия 1 мин.
С целью сохранения здоровья школьников, я ставлю преред собой наряду с образовательными, развивающими и воспитательными задачами урока - оздоровительные задачи. Постановка оздоровительных задач зависит от типа урока и предмета, способствует достижению его главной цели, при этом способствуя сохранению здоровья детей.
Оздоровительные задачи урока:
На каждом уроке:
- Соблюдение этапов урока с целью сохранения работоспособности.
- Формирование навыка правильной осанки, правильной позы при письме, чтении, стоя, применение разгрузочных поз.
- Снятие напряжения с отдельных групп мышц (частая смена позы, упражнения для статистического напряжения)
- Снятие зрительного напряжения (гимнастика для глаз)
- Снятие нервного напряжения (использование музыки, пауз психологической разгрузки).
На уроках по разным предметам:
- Письмо, рисование, труд: Развитие мелкой моторики путем проведения упр. для мышц кисти, пальцев.
- Математика: Улучшение мозгового кровообращения путем проведения комплекса упр., направленных на нормализацию мозговой деятельности.
- Чтение, окружающий мир: Развитие и укрепление мышц глаза, путем проведения зрительной гимнастики. Развитие артикуляционного аппарата путем проведения мимической, дыхательной, звуковой гимнастики.
На уроках я использую следующие приемы:
Глазная гимнастика: 1. И.П. - сидя. Крепко зажмерить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза на 3-5сек. Повторить 6-8раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшению кровообращения в них. 2. И.П. - сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., держа палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упр. снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. 3. И.П. - сидя. Быстро моргать в течении 1 мин. с перерывами. Упр. способствует улучшению кровообращения. 4. И.П. - сидя. Вытянуть вперед руку, смотреть на кончик пальца, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8раз. Упр. облегчает зрительную работу на близком расстоянии. 5. И.П. - сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течении 1 мин. Упр. расслабляет мышцы и улучшает кровообращение. 6. И.П. стоя. Отвести правую руку в сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упр. укрепляет мышцы глаза горизонтального действия и совершенствует их координацию. 7. И.П. - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко обоих глаз, спустя 1-2 сек. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. 8. И.П. - сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторить 8-12 раз. 9. И.П. - сидя. 10. Взглядом вести по начерченным схемам:
Дыхательная гимнастики для снятия нервного напряжения: Она просто необходима, т.к. больше 50% детей в последнее время поступают в школу с синдромом "гиперактивность" Уметь управлять дыханием, значит уметь управлять собой. Медленный, длительный выдох помогает расслабиться, успокоиться. Учительдает инструкцию:
- Перед каждым упр. сделай полный выдох.
- Все движения делай плавно, без напряжения.
- Повторяй упр. 5 - 6 раз.
Пальчиковые упражнения: Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до нашей эры. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие внимания, памяти, речи.
Пальчиковые упражнения (сидя):
- Месяц пыль о тучи вытер, (дети машут руками.)
- Наши белые цветки распускают лепестки.
- Мы капусту рубим,
- «Пальчики здороваются»:
- Поочередно соединять пальцы правой и левой руки: мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д.
- Соединять большой палец с мизинцем, безымянный с указательным т.д., постепенно убыстряя темп.
- «Крестики- нолики»:
Упражнения на развитие слуха:
- Взрослый произносит текст, дети добавляют недостающие слова, сопровождая их соответствующими движениями.
- «Кто как кричит?» -перед детьми разложены картинки( или игрушки) изображающие животных: собака, кошка, осел и т. д. Педагог производит звукопроизношение и просит детей выбрать соответствующую игрушку или рисунок.
- В другом варианте учитель показывает карточку, а дети воспроизводят соответствующее звукоподражание.
- «Узнай звук» - за ширмой производятся различные звуки: забивание гвоздя, перелистывание страниц книги и т.д. Дети слушают звуки с закрытыми глазами, определяют, что звучало.
- «Что звучало?» - в начале дети играют на различных музыкальных инструментах (дудочки, барабаны, ксилофоны и т.д.) Затем за ширмой производиться звучание одного из инструментов и предлагается детям отгадать, какой инструмент звучал. Первоначально предлагается контрастное звучание, (дудочка - барабан, бубен - колокольчик), а затем более близкие звучания (барабан - бубен, скрипка - виолончель).
- Перед детьми лежат рисунки музыкальных инструментов. В записи звучит один из них. Отгадать какой.
Упражнения для улучшения работоспособности
и снятия эмоционального напряжения (мини - театр): Изобразите злую кошку. Изобразите добрую кошку. Покажите, как медведь ходит. Покажите, как зайчик скачет. "Живые куклы" и т.д.
Упражнения для улучшения работоспособности и снятия эмоционального напряжения (с использованием эмоционального чтения стихов (мини - театр):
- Цапля весело гуляла,
- Упр. "Жираф"
- Есть у меня братишка, (продолжить фразу, изобразить действием)
Упражнения для нормализации осанки: 1. И.П. - стоя, руки согнуты на уровне груди. С силой отвести руки в стороны до свндения лопаток. вернуться в и.п. Повторить 3- 4 раза. 2. И.П. - стоя, расставить ноги,руки за спину, постараться соединить кисти. Поменять положение рук и перекладывать карандаш из одной руки в другую. 3. Мы осанку исправляем, Дружно спинку прогибаем, Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись.
Физкультминутки с использованием комплекса упражнений
для различных мышечных групп:
Комплекс 1 (сидя за партой): 1. И.П. - руки на парте, вытянуты вперед. Поднять руки вверх, потянутьсяя; вернуться в и.п. То же другой ногой. 2. И.П. - руки на краю парты, сжаты в кулаки. Выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до противоположного края парты, вернуться в и.п. 3. И.П. - руки за головой, локти вперед. Локти развести в стороны, прогнуться, вернуться в и.п.
Комплекс 2 (сидя за партой): 1. И.П. - руки на краю парты. Встать, сесть. 2. И.П. - руки скрестить на парте. Поставить руки на локти, пальцы развести. Положить руки на парту, скрестив их, пальцы свести. 3. И.П. - руки на поясе.Поворот вправо, вернуться в и.п.
Комплекс 3 (стоя за партой): 1. И.П. - ноги врозь, руки к плечам. Подняться на носки, поднять руки вверх, вернуться в и.п. 2. И.П. - руки на поясе наклониться направо, руки вверх; вернуться в и.п. То же в другую сторону. 3. И.П. - основная стойка. Повернуться вправо, руки за спину; вернуться в и.п. То же в другую сторону.
Комплекс 4 (стоя около парты): 1. И.П. - ноги врозь, руки к плечам. Подняться на носки, поднять руки вверх, вернуться в и.п. 2. И.П. - руки за спиной. Присесть на носки, руки вперед, вернуться в и.п. 3. И.П. - руки за спиной. Отставляя левую ногу на носок влево, наклониться влево, правую руку вверх; вернуться в и.п. То же в другую сторону, левую руку вверх.
Комплекс 5 (стоя около парты): 1. И.П. - основная стойка. Поднимаясь на носки, медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы. так же опуская руки вниз, вернуться в и.п. 2. И.П. - руки за голову. Отвести правую ногу назад, руки вверх - в стороны, вернуться в и.п. То же другой ногой. 3. И.П. - руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене, вперед, вернуться в и.п. То же другой ногой.
В результата выполнения нескольких несложных упражнений, которые учитель комбинирут сам, учитвая специфику урока, работоспособность детей повышается в 2,5 раза. Учащиеся начальных классов с радостью откликаются на такие физкультурные минутки. Важно, чтобы содержание текстовых физкультминуток увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, спокойного юмора и, конечно, не способствовало перевозбуждению нервной системы, давало возможность выполнить всю физическую нагрузку за 2 - 3 мин. Главное, чтобы физкультурная минутка выполняла свою оздоровительную функцию.
Список литературы: Чупаха И. В., Пужаева Е.З, Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М .; Просвещение 2003. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М .; Просвещение 2003.