- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка (обучение письму) по теме: Письмо строчной и заглавной буквы Нн
Урок русского языка (обучение письму) по теме: Письмо строчной и заглавной буквы Нн
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хазыкова Т.И. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема урока: Буква «Н, н ».
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Вид урока: Урок - путешествие.
УМК: «Начальная школа 21 века».
Цель урока: Познакомить учащихся с буквой Н, н и звуками, которые она обозначает.
Задачи урока: 1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ н ], [ н'] и обозначении их буквой «н».
2) Развивать умение учащихся читать слоги, слова и предложения с
буквой «н».
3) Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование : цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков; плакат с изображением букв «Н, н»; наглядный материал - носорог, олень, пруд, лягушка, заяц, Буратино, ёжик, сова, лесная школа; карточки для сравнения букв «Н» и «И»; учебник «Букварь»( с.64-65), карточки.
Ход урока.
1. Оргмомент (Слайд 1) 1) Подготовка . Покажите умные глазки, ровные спинки. . Повернулись, поздоровались с гостями, улыбнулись от души.
. Выполним упражнения:
Упражнение «Ухо-нос»
Ребенок слушает команду: «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
«Рот на замочке».
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4-5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю. . Я желаю вам успехов. Присаживайтесь и произнесите «и» три раза -создали колебания в голове, прочистили каналы (звук «и» создаёт колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши)
Вступительное слово, постановка проблемного вопроса.
- Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу, поэтому весь урок нас будут сопровождать лесные жители и их друзья - ученики этой школы.
- А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего уро-
ка - попробуйте догадаться сами. Об этом вы мне скажете в конце нашего урока.
-
Выделение звуков [н], [н']. (Слайд 2)
- В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких - вы сейчас отгадаете.
Загадка. - Кто один имеет рог ?
Отгадайте ?................... ( Носорог )
- Какой звук вы слышите в начале слова « носорог»? Он гласный или согласный ? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать его на схемах?
Загадка. - Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга. ( Олень )
- Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный
или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем его обозначать на схемах?
-
Составление звуковой схемы слов «нос» и «нитки». (Слайд 3)
- Носорог и олень не пропустят нас в лес, если мы не справимся с их заданиями. Они приготовили вам 2 слова, а вы должны соста-
вить их звуковые схемы. Первое слово «спряталось» как раз внутри слова «носорог». (Нос). Второе слово начинается со звука, которым заканчивается слово «олень». (Нитки). Эти слова даны в учебнике «Букварь» на стр. 64. (Учащиеся делают звуко-
вой анализ слов с использованием карточек-схем трёх цветов, учитель дублирует работу учащихся на доске).
(Слайд 4)
(Слайд 5), вывесить букву Нн на доску
-
Фразеологизмы со словом «нос».
- Слово «нос» мы иногда используем в «переносном» значении. Например:
Зарубить на носу - запомнить
Вешать нос - унывать
Задирать нос - зазнаваться
Водить за нос - обманывать
Говорить под нос - тихо говорить
Увести из-под носа - украсть с видного места
-
Упражнение в определении на слух звуков [н], [н'].
- На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто в нём обитает - отгадайте.
Загадка. - Скачет в траве, глаза на голове,
Скользкая и мокрая, зелёная квакушка,
А зовут её - ….. ( Лягушка ). (Слайд 6)
- Лягушка любит и зелёную травку, и ледяную воду, поэтому она предлагает вам сыграть в игру «Лёд и трава». Я буду называть слова со звуками [н], [н'], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточ ку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы показываете красную карточку.
а) Слова : танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень, орден.
- Как вы думаете, почему лягушка предложила нам 2 слова - «комар» и «мошка», в которых нет звуков [н], [н']? (Она питается комарами и мошками, поэтому не могла пропустить такие «важные» для неё слова).
б) - Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [н], [н']. (Наташа, Никита, Надежда, Николай, Нюра, Настя, Нина, Никодим, Никифор, Наиль ).
- Лягушке понравилось, как вы отвечали, и она с удовольствием покажет нам дорогу в лесную школу.
-
Ознакомление с буквами «Н,н». (Слайд 7)
- Ребята! Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н'] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». (Показ буквы).
- На какую букву похожа буква «н»? (На букву «и»).
- Что у них общего и в чём различие?
- Об этих буквах есть небольшое стихотворение в учебнике(с.64)
(для читающих учащихся).
-
Чтение слогов с буквой «н». (слайд 8)
- Наше путешествие в лесную школу продолжается. И на пути нас встречает…
Загадка. -Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц)
- Зайчик учится в лесной школе и с буквой «н» уже знаком. Он
предлагает вам прочитать слоги с буквой «н».
а)Доска: НА - НЯ - Назовите те слоги, в которых слышится
НО - НЁ твёрдый согласный звук [н]?
НУ - НЮ - Назовите те слоги, в которых слышится
НЫ - НИ мягкий согласный звук [н']?
НЭ - НЕ
б) Чтение слогов «по цепочке» в учебнике (стр. 64).
-
Физминутка.
- Смотрите, кто идёт к нам навстречу? (Бременские музыканты). Они сегодня тоже ходили учиться в школу, очень устали и приглашает вас немного отдохнуть.
Учащиеся кладут руки друг другу на плечи и покачиваясь поют песню «Ничего на свете лучше нету»
-
Чтение слов и предложений.
- Им понравилось ваше бодрое настроение. И музыканты уверены, что вы также уверенно прочитаете слова и предложения с буквой «н». Попробуем? (Чтение слов на с.64 и предложений на с.65).
10. Соотнесение слов с картинками.
- Вы отлично справились с этим заданием. А кто это выкатился на дорогу?
Загадка. Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёжик)
- Ёж поможет нам найти дорогу к лесной школе, если мы соотнесём слова («он», «она», «оно», «они») с картинками на с.65 учебника.
11. Физминутка. Гимнастика для глаз. (слайд 9)
11. Дифференцированное чтение текста.
- Ёжик доволен вашей работой на уроке, но он знает, что в нашем классе есть ученики, которые читают не только слоги и слова, а уже целые тексты. Для них он приготовил текст на с.65. Кто сможет прочитать?
12. Работа в карточке.
- Вот мы и добрались до лесной школы. А вы знаете, кто самый мудрый учитель в этой школе? (Сова). Она предлагает вам немного побыть учениками лесной школы и выполнить следующее задание: обвести по контуру рисунок и раскрасить его. (Буква Нн).
13. Итог урока.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
- Какова же всё-таки была тема урока?
- Что вы узнали нового?
- Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли?
14. Самооценка работы учащихся.
- Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке?
- Кто был самым активным?
- Чьи ответы были самыми полными и чёткими?
-Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен.