Урок русского языка (обучение письму) по теме: Письмо строчной и заглавной буквы Нн

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Буква «Н, н ».

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Вид урока: Урок - путешествие.

УМК: «Начальная школа 21 века».

Цель урока: Познакомить учащихся с буквой Н, н и звуками, которые она обозначает.

Задачи урока: 1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ н ], [ н'] и обозначении их буквой «н».

2) Развивать умение учащихся читать слоги, слова и предложения с

буквой «н».

3) Воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование : цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков; плакат с изображением букв «Н, н»; наглядный материал - носорог, олень, пруд, лягушка, заяц, Буратино, ёжик, сова, лесная школа; карточки для сравнения букв «Н» и «И»; учебник «Букварь»( с.64-65), карточки.

Ход урока.


1. Оргмомент (Слайд 1) 1) Подготовка . Покажите умные глазки, ровные спинки. . Повернулись, поздоровались с гостями, улыбнулись от души.

. Выполним упражнения:

Упражнение «Ухо-нос»

Ребенок слушает команду: «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.

«Рот на замочке».

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4-5 с).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю. . Я желаю вам успехов. Присаживайтесь и произнесите «и» три раза -создали колебания в голове, прочистили каналы (звук «и» создаёт колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши)

Вступительное слово, постановка проблемного вопроса.

- Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу, поэтому весь урок нас будут сопровождать лесные жители и их друзья - ученики этой школы.

- А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего уро-

ка - попробуйте догадаться сами. Об этом вы мне скажете в конце нашего урока.


  1. Выделение звуков [н], [н']. (Слайд 2)

- В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких - вы сейчас отгадаете.

Загадка. - Кто один имеет рог ?

Отгадайте ?................... ( Носорог )

- Какой звук вы слышите в начале слова « носорог»? Он гласный или согласный ? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать его на схемах?

Загадка. - Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга. ( Олень )

- Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный

или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем его обозначать на схемах?


  1. Составление звуковой схемы слов «нос» и «нитки». (Слайд 3)

- Носорог и олень не пропустят нас в лес, если мы не справимся с их заданиями. Они приготовили вам 2 слова, а вы должны соста-

вить их звуковые схемы. Первое слово «спряталось» как раз внутри слова «носорог». (Нос). Второе слово начинается со звука, которым заканчивается слово «олень». (Нитки). Эти слова даны в учебнике «Букварь» на стр. 64. (Учащиеся делают звуко-

вой анализ слов с использованием карточек-схем трёх цветов, учитель дублирует работу учащихся на доске).

(Слайд 4)

(Слайд 5), вывесить букву Нн на доску


  1. Фразеологизмы со словом «нос».

- Слово «нос» мы иногда используем в «переносном» значении. Например:

Зарубить на носу - запомнить

Вешать нос - унывать

Задирать нос - зазнаваться

Водить за нос - обманывать

Говорить под нос - тихо говорить

Увести из-под носа - украсть с видного места


  1. Упражнение в определении на слух звуков [н], [н'].

- На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто в нём обитает - отгадайте.

Загадка. - Скачет в траве, глаза на голове,

Скользкая и мокрая, зелёная квакушка,

А зовут её - ….. ( Лягушка ). (Слайд 6)

- Лягушка любит и зелёную травку, и ледяную воду, поэтому она предлагает вам сыграть в игру «Лёд и трава». Я буду называть слова со звуками [н], [н'], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточ ку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы показываете красную карточку.

а) Слова : танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень, орден.

- Как вы думаете, почему лягушка предложила нам 2 слова - «комар» и «мошка», в которых нет звуков [н], [н']? (Она питается комарами и мошками, поэтому не могла пропустить такие «важные» для неё слова).

б) - Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [н], [н']. (Наташа, Никита, Надежда, Николай, Нюра, Настя, Нина, Никодим, Никифор, Наиль ).

- Лягушке понравилось, как вы отвечали, и она с удовольствием покажет нам дорогу в лесную школу.


  1. Ознакомление с буквами «Н,н». (Слайд 7)

- Ребята! Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н'] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». (Показ буквы).

- На какую букву похожа буква «н»? (На букву «и»).

- Что у них общего и в чём различие?

- Об этих буквах есть небольшое стихотворение в учебнике(с.64)

(для читающих учащихся).


  1. Чтение слогов с буквой «н». (слайд 8)

- Наше путешествие в лесную школу продолжается. И на пути нас встречает…

Загадка. -Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц)

- Зайчик учится в лесной школе и с буквой «н» уже знаком. Он

предлагает вам прочитать слоги с буквой «н».

а)Доска: НА - НЯ - Назовите те слоги, в которых слышится

НО - НЁ твёрдый согласный звук [н]?

НУ - НЮ - Назовите те слоги, в которых слышится

НЫ - НИ мягкий согласный звук [н']?

НЭ - НЕ

б) Чтение слогов «по цепочке» в учебнике (стр. 64).


  1. Физминутка.

- Смотрите, кто идёт к нам навстречу? (Бременские музыканты). Они сегодня тоже ходили учиться в школу, очень устали и приглашает вас немного отдохнуть.

Учащиеся кладут руки друг другу на плечи и покачиваясь поют песню «Ничего на свете лучше нету»

  1. Чтение слов и предложений.

- Им понравилось ваше бодрое настроение. И музыканты уверены, что вы также уверенно прочитаете слова и предложения с буквой «н». Попробуем? (Чтение слов на с.64 и предложений на с.65).

10. Соотнесение слов с картинками.

- Вы отлично справились с этим заданием. А кто это выкатился на дорогу?

Загадка. Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёжик)

- Ёж поможет нам найти дорогу к лесной школе, если мы соотнесём слова («он», «она», «оно», «они») с картинками на с.65 учебника.

11. Физминутка. Гимнастика для глаз. (слайд 9)

11. Дифференцированное чтение текста.

- Ёжик доволен вашей работой на уроке, но он знает, что в нашем классе есть ученики, которые читают не только слоги и слова, а уже целые тексты. Для них он приготовил текст на с.65. Кто сможет прочитать?

12. Работа в карточке.

- Вот мы и добрались до лесной школы. А вы знаете, кто самый мудрый учитель в этой школе? (Сова). Она предлагает вам немного побыть учениками лесной школы и выполнить следующее задание: обвести по контуру рисунок и раскрасить его. (Буква Нн).

13. Итог урока.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

- Какова же всё-таки была тема урока?

- Что вы узнали нового?

- Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли?

14. Самооценка работы учащихся.

- Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке?

- Кто был самым активным?

- Чьи ответы были самыми полными и чёткими?

-Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен.


© 2010-2022