- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс ЮИД
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс ЮИД
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чухланцева М.А. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждено на заседании ШМО зам. директора по ВР Директор МБОУСОШ № 1 учителей начальных классов ______ /Т.Ю. Стрелкова/ г. Бирска Протокол № 1 от 29.08.2015 г. «____»_________ 2015 г. ________ /З.А. Мингалеев/ Рук. ШМО _____ /Л.А. Матвеева/ Приказ № 218-К от 30.08.15
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА
Д О Р О Ж Н О Г О Д В И Ж Е Н И Я»
для 2 Б класса
(социальное направление)
Составитель: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Чухланцева Марина Анатольевна
2015 - 2016 учебный год
- Пояснительная записка
- Цель занятий:
III. Задачи: - обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах; -познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД; - дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма; - научить приёмам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; - развивать природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении детей. В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движения на улицах и дорогах, в агитационных автопробегах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах, конкурсах знатоков правил дорожного движения, состязаниях «Безопасное колесо» и др. Итоги освоения программы подводятся в форме игр-состязаний в форме отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах.
Программа «Юные инспектора дорожного движения» разработана в рамках личностно-ориентированной модели образовательного учреждения и построена на принципах личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию, цель которых - развить и заложить в младшем школьнике механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
IV.Актуальность программы: Одной из первоочередных задач ОУ и семьи является активная борьба с детским травматизмом и его предупреждением. На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения - социальная. В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания, дано системное изложение учебного материала, адресованного учащимся начальной школы, изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать и предотвращать опасные ситуации.
V. Основные принципы реализации программы: 1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития. 2. Принцип взаимодействия "Дети - дорожная среда". Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д. 3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. 4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой - необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. 5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих. 6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. VI. Ожидаемые результаты работы по программе: К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС второго поколения, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: - системы знаний о природе, обществе, человеке; - умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности; - коммуникативных и информационных умений; - системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни. Программа призвана способствовать формированию у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности. Ожидается, что в результате освоения материала программы школьники будут:
Знать
Уметь -правила дородного движения -пользоваться правилами дорожного движения -сигналы светофора и жесты регулировщика -переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения -правила пользования общественным транспортом -правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта -знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части -переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой -наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне -выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части -правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров -передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров -о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения -уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части -что несёт ответственность перед другими участниками дорожного движения -осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: - занятия в свободное от уроков время; - обучение организовано на добровольных началах всех сторон (учащиеся, родителей (законных представителей); - учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий.
VII. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Планируемые результаты: В результате освоения программы «Юные инспектора дорожного движения» у второклассников будут сформированы следующие предметные умения: - выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения; - объяснять значение и функции конкретного знака; - находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций; - раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения; - разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. Метапредметные результаты освоения программы: - умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; - формирование способности оценивать своё поведение со стороны; - формирование рефлексивных умений - предвидение возможных опасностей в реальной обстановке; - формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения. Такой подход позволит реализовать требования ФГОС НОО.
VIII. Формы занятий: - Игровая деятельность; - Беседы; - Практические занятия; - Индивидуальные и групповые занятия; - Коллективная работа; - Контроль за эффективностью проведению занятий ведётся в ходе индивидуального подхода, систематической организации дистанционных олимпиад вне образовательного учреждения.
IX. Содержание программы:
1. Понятие об участниках дорожного движения Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам. 2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях. 3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Практическая работа: подготовка велосипеда к походу. 4. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами. 5. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему. 6. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения Организация утренников, смотров, викторин и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Практическая работа: участие в дистанционных олимпиадах.
В течение года возможно изменение количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением занятий расписания с праздничными днями, сроками каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
X. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Содержание деятельности
Кол-во часов
Дата прохождения
По
плану
Факти-чески 1. Понятие об участниках дорожного движения
3
1 Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения
1 04.09
2 Действия участников дорожного движения по дорожным знакам, определяющим переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «место остановки автобуса».
1 11.09
3 Беседа с сотрудником ГИБДД.
18.09
4 Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов»
1 25.09
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
9
5 Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств.
1 02.10
6 Правила для пешеходов и водителей транспортных средств.
1 09.10
7 Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях
1 16.10
8 Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков и правила разъезда на них
1 23.10
9 Регулируемый перекресток. Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров.
1 30.10
10 Разбор действий пешеходов и велосипедистов в дорожных ситуациях: запрещающий знак «движение на велосипедах запрещено», предписывающий знак «велосипедная дорожка».
1 06.11
11 Разбор действий пешеходов и велосипедистов в дорожных ситуациях.
1 13.11
12 Ответственность за нарушение ПДД.
1 20.11
13 Викторина «В гостях у Светофорчика».
1 27.11
3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
7
14 Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках.
1 04.12
15 Правила движения для велосипедистов. Краткие сведения об истории создания велосипеда.
1 11.12
16 Порядок движения группы велосипедистов.
1 18.12
17 Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.
1 25.12
18 Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка.
1 08.01
19 Практическая работа с велосипедом.
1 15.01
20 Конкурс эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.
1 22.01
4. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
11
21 Изучение правил дорожного движения.
1 29.01
22 Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге.
1 05.02
23 Части дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги
1 12.02
24 Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки).
1 19.02
25 Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Рисуем дорожные знаки
1 26.02
26 Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Рисуем дорожные знаки
1 04.03
27 Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
1 11.03
28 Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.
1 18.03
29 Освоение правил работы с электронными экзаменаторами.
1 25.03
30 Практическая работа: работа с тренажёрами.
1 01.04
31 КВН «Красный, жёлтый, зелёный»
1 08.04
5 Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
7
32 Состав и назначение автоаптечки.
1 15.04
33 Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).
1 22.04
34 Обработка ран и способы остановки кровотечения.
1 29.04
35 Отработка приёмов обработки ран и способов остановки кровотечения. Отработка приёмов наложения повязок.
1 06.05
36 Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.
1 13.05
37 Игра «Аукцион знаний»
1 20.05
38 Игра юных инспекторов дорожного движения
1 27.05
XI. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1 В. А. Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. - М. «Просвещение» 2011. 2 Головко В. В. Основы безопасности дорожного движения / В. В. Головко. - М., 2007. 3 Дмитрук В. П. Правила дорожного движения для школьников / В. П. Дмитрук. - М., 2008. 4 Зеленин С. Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком / С. Ф. Зеленин. - М., 2007. 5 Клочанов Н. И. Дорога, ребёнок, безопасность: метод, пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н. И. Клочанов. - М., 2004. 6 Куперман А. И. Безопасность дорожного движения / А. И. Куперман, Ю. В. Миронов. - М., 2007.
2. Печатные пособия 1 Безопасность дорожного движения", комплект плакатов. ОБЖ, 1- 4 класс 2 Набор предметных картинок «Транспорт»
3. Оборудование класса 1 Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2 Персональный компьютер 3 CD/DVD-проигрыватели 4 Магнитно-маркерная доска
16