Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок Образовательная робототехника

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по курсу «Образовательная робототехника»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Образовательная робототехника» для 1, 2 классов разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.12 № 1060,
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 13;.

При составлении рабочей программы использованы:

  • методическое пособие авторов Аленина Т.И., Енина Л.В., Колотова И.О., Сичинская Н.М., Смирнова Ю.В., Шаульская Е.Л. под рук В.Н. Халамова «Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс].»

  • Зайцева Н.Н., Зубова Т.А., Копытова О.Г., Подкорытова С.Ю., под рук В.Н. Халамова «Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие.

Цель:овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), развитие навыков взаимодействия в группе.

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи.

  1. Ознакомление с основными принципами механики;
  2. Ознакомление с основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO;
  3. Развитие умения работать по предложенным инструкциям;
  4. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  5. Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  6. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  7. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
  8. Развитие индивидуальных способностей ребенка;

  9. Развитие умения творчески подходить к решению задачи;
  10. Развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
  11. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  12. Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.

Подготовка к соревнованиям по Лего-конструированию.

Адресат


Программа адресована обучающимся 1, 2классов МОУ СОШ № 13 н.п. Высокий Мурманской области.

2.Общая характеристика курса

Общеобразовательная робототехника - это инновационно - образовательный проект развития образования, направленный на внедрение современных научно-практических технологий в учебный процесс. В основе работы заложен принцип «от идеи к воплощению»: современные технологии, соединенные проектной и практико-ориентированной деятельностью с нацеленностью на результат. Робототехника - это прикладная наука, занимающаяся разработкой и эксплуатацией интеллектуальных автоматизированных технических систем для реализации их в различных сферах человеческой деятельности. Современные робототехнические системы включают в себя микропроцессорные системы управления, системы движения, оснащены развитым сенсорным обеспечением и средствами адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

3. Описание места курса в учебном плане

В соответствии с планом внеурочной деятельности МОУ СОШ № 13 рабочая программа по курсу включает 67 занятий: 33 занятия в 1классе, 34 занятия по 1ч во 1, 2, классе, отнесена к общеинтеллектуальному направлению.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - принятия и уважения ценностей коллектива и общества и стремления следовать им; • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование умения проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • установка на здоровый образ жизни.
Выпускник получит возможность для формирования:
  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»



Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Выпускник получит возможность научиться:
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: - понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится:

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.

Работа с текстом: оценка информации Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ­компетентностиобучающихся (метапредметные результаты)

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
  • Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации Выпускник научится:

  • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш­карты);
  • описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • заполнять учебные базы данных.
  • Выпускник получит возможность научитьсяграмотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений Выпускник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
  • создавать сообщения в виде аудио и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
  • создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
  • представлять данные;
  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация Выпускник научится:

  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах;
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

моделировать объекты и процессы реального мира.

Предметныерезультаты

Требования к уровню подготовки

Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:

В области воспитания:

  • адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;

  • развитие коммуникативных качеств;

  • приобретение уверенности в себе;

  • формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.

В области конструирования, моделирования и программирования:

  • знание основных принципов механической передачи движения;

  • умение работать по предложенным инструкциям;

  • умения творчески подходить к решению задачи;

  • умения довести решение задачи до работающей модели;

  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  • умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.


Выпускник научится:

  • понимать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  • понимать область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
  • использовать основные источники информации;
  • различать основные информационные объекты и действия над ними;
  • знать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Выпускник получит возможность научиться:

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • распознавать виды информации и способы её представления;
  • создавать и запускать программы для забавных механизмов;
  • оперировать основными понятиями, использующимися в робототехнике: мотор, датчик наклона, датчик расстояния, порт, разъем, USB-кабель, меню, панель инструментов;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
  • использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
  • соблюдать правила личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.

6. Содержание курса

Введение в робототехнику Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с правилами поведения в кабинете. Название и классификация кубиков.

Применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок.

Демонстрация передовых технологических разработок, представляемых в Токио на Международной выставке роботов.

История робототехники от глубокой древности до наших дней. Определение понятия «робота». Классификация роботов по назначению. Соревнования роботов. Знать различные методы крепления горизонтальные, вертикальные и комбинированные. Умение читать схему, собирать по схеме, сравнивать предметы по пространственным признакам. Тематические постройки Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора .Продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога. Продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на формочки, и вариантами их скреплений. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога. Знакомство с мотором. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка поворота изображений и подсоединения мотора к ЛЕГО-коммутатору. Знакомство с панелью инструментов, функциональными командами; составление программ в режиме Конструирования. Знакомство с зубчатыми колёсами. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы. Знакомство с понижающей и повышающей зубчатыми передачами. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения. Понятие ведомого колеса. Структура и ход программы. Датчики и их параметры:

• Датчик поворота;

• Датчик наклона.

Знакомство с перекрёстной и ременной передачей Построение модели, показанной на картинке. Сравнение данных видов передачи.

Знакомство со способами снижения и увеличения скорости. Построение модели, показанной на картинке. Сравнение поведения шкивов в данном занятии и в занятиях. «Ременная передача» и «Перекрёстная ременная передача».

Знакомство с коронными зубчатыми колёсами. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы. Сравнение вращения зубчатых колёса в данном занятии с тем, как они вращались в предыдущих занятиях: «Повышающая зубчатая передача» и «Понижающая зубчатая передача».

Знакомство с червячной зубчатой передачей Построение модели, показанной на картинке. Сравнение вращения зубчатых колёс в данном занятии с тем, как они вращались в предыдущих занятиях: «Зубчатые колёса», «Промежуточное зубчатое колесо», «Повышающая зубчатая передача», «Понижающая зубчатая передача» и «Коронное зубчатое колесо».

Кулачок. Рычаг как простейший механизм, состоящий из перекладины, вращающейся вокруг опоры.

Понятие «плечо груза». Построение модели, показанной на картинке.

Знакомство с понятием «Цикл».

Изображение команд в программе и на схеме.

Знакомство с данными блоками. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы.

Знакомство с блоком «Начать при получении письма» . Назначение данного блока.

Использование блока «Начать при получении письма» в качестве «пульта дистанционного управления» для запуска другой программы, или для одновременного запуска нескольких различных программ. Работа с комплектами заданий

Сборка и программирование действующей модели. Проект «Танцующие птицы»

Проект «Умная вертушка». Проект «Обезьянка-барабанщица». Проект «Голодный аллигатор». Проект «Рычащий лев».Проект «Порхающая птица». Проект «Нападающий». Проект «Вратарь». Проект «Ликующие болельщики». Проект «Спасение самолёта». Понимание элементарных причинно-следственных связей (въезд и вход, взлёт и т.д.) Знание труда людей разных профессий. Практическое применение понятий пространственного ориентирования (сзади, спереди, сбоку, слева, ближе, дальше). Уметь свободно «читать» схему постройки. Умение изобразить на бумаге композицию из двух -пяти элементов и составлять реальную конструкцию по этой схеме. Знать название фигур, уметь самостоятельно складывать простейшие модели. Рычаги, соединения, передачи и оси Жесткие и подвижные конструкции, тянем и толкаем. Виды рычагов. Рычажные соединения и механизмы. Уменьшение трения. Регулирование направление движения. Увеличение вращающего момента. Ворот: колеса и оси для поднятия тяжелых грузов Общая ось и полуоси. Ролики в транспортировке. Направление вращения и изменение направления вращения. Понижение и увеличение скорости. Многоступенчатые ременные передачи. Передача вращения между скрещивающимися осями. Неподвижный блок. Подвижный блок. Механизм для поднятия занавеса Итоговое занятие по предмету. Презентация проектов Презентация роботов на заданную тему. Защита проектов. В процессе работы над творческим проектом учащиеся разбиваются на группы, обсуждают тематику своего проекта по созданию модели, планируют и организуют работу по проекту, собирают и анализируют материалы, планируют и распределяют ресурсы наборов, демонстрируют и защищают проекты, оценивая работу каждой группы.


Название раздела

Количество часов

1 кл.

2 кл.

1

Введение в робототехнику

3

3

2

Тематические постройки

17

8

3

Работа с комплектами заданий

11

-

4

Рычаги, соединения, передачи и оси

-

20

5

Итоговое занятие по предмету. Презентация проектов

2

3


Итого

33 ч.

34 ч.











7. Тематическое планирование Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

Введение в робототехнику Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с правилами поведения в кабинете. Название и классификация кубиков.

Применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок.

Демонстрация передовых технологических разработок, представляемых в Токио на Международной выставке роботов.

История робототехники от глубокой древности до наших дней. Определение понятия «робота». Классификация роботов по назначению. Соревнования роботов. Знать различные методы крепления горизонтальные, вертикальные и комбинированные. Умение читать схему, собирать по схеме, сравнивать предметы по пространственным признакам. Тематические постройки Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора .Продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога. Продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на формочки, и вариантами их скреплений. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога. Знакомство с мотором. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка поворота изображений и подсоединения мотора к ЛЕГО-коммутатору. Знакомство с панелью инструментов, функциональными командами; составление программ в режиме Конструирования. Знакомство с зубчатыми колёсами. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы. Знакомство с понижающей и повышающей зубчатыми передачами. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения. Понятие ведомого колеса. Структура и ход программы. Датчики и их параметры:

• Датчик поворота;

• Датчик наклона.

Знакомство с перекрёстной и ременной передачей Построение модели, показанной на картинке. Сравнение данных видов передачи.

Знакомство со способами снижения и увеличения скорости. Построение модели, показанной на картинке. Сравнение поведения шкивов в данном занятии и в занятиях. «Ременная передача» и «Перекрёстная ременная передача».

Знакомство с коронными зубчатыми колёсами. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы. Сравнение вращения зубчатых колёса в данном занятии с тем, как они вращались в предыдущих занятиях: «Повышающая зубчатая передача» и «Понижающая зубчатая передача».

Знакомство с червячной зубчатой передачей Построение модели, показанной на картинке. Сравнение вращения зубчатых колёс в данном занятии с тем, как они вращались в предыдущих занятиях: «Зубчатые колёса», «Промежуточное зубчатое колесо», «Повышающая зубчатая передача», «Понижающая зубчатая передача» и «Коронное зубчатое колесо».

Кулачок. Рычаг как простейший механизм, состоящий из перекладины, вращающейся вокруг опоры.

Понятие «плечо груза». Построение модели, показанной на картинке.

Знакомство с понятием «Цикл».

Изображение команд в программе и на схеме.

Знакомство с данными блоками. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы.

Знакомство с блоком «Начать при получении письма» . Назначение данного блока.

Использование блока «Начать при получении письма» в качестве «пульта дистанционного управления» для запуска другой программы, или для одновременного запуска нескольких различных программ. Работа с комплектами заданий

Сборка и программирование действующей модели. Проект «Танцующие птицы»

Проект «Умная вертушка». Проект «Обезьянка-барабанщица». Проект «Голодный аллигатор». Проект «Рычащий лев».Проект «Порхающая птица». Проект «Нападающий». Проект «Вратарь». Проект «Ликующие болельщики». Проект «Спасение самолёта». Понимание элементарных причинно-следственных связей (въезд и вход, взлёт и т.д.) Знание труда людей разных профессий. Практическое применение понятий пространственного ориентирования (сзади, спереди, сбоку, слева, ближе, дальше). Уметь свободно «читать» схему постройки. Умение изобразить на бумаге композицию из двух - пяти элементов и составлять реальную конструкцию по этой схеме. Знать название фигур, уметь самостоятельно складывать простейшие модели. Рычаги, соединения, передачи и оси Знакомство с новым составом наборов. Название новых деталей, приемы их сцепления. Знание ключевых идей (жесткие и гибкие формы). Работа в группах Проект № 3. Музыкально ударная установка. Проект № 4. Рычаги как автомобильные стеклоочистители . Проект № 5. Педаль, для басового барабана.

Проект № 6. Присядем (проектирование механизма позволяющего регулировать положение медицинской кровати) Проект № 7 Транспортное средство. Проект № 8. Роликовый транспортер Проект № 9. Гонки на колесах. (Модель наземной яхты). Проект № 10. Устройство с рукояткой для подъема машины по наклонной плоскости

Проект №11. Ленточный транспортер.

Проект № 12. Подъемный кран.

Проект №13.Механизм для открывания гаражных ворот Итоговое занятие по предмету. Презентация проектов Презентация роботов на заданную тему. Защита проектов. В процессе работы над творческим проектом учащиеся разбиваются на группы, обсуждают тематику своего проекта по созданию модели, планируют и организуют работу по проекту, собирают и анализируют материалы, планируют и распределяют ресурсы наборов, демонстрируют и защищают проекты, оценивая работу каждой группы.



Введение в робототехнику

Инструктаж по технике безопасности.

Применение роботов в современном мире

Идея создания роботов. История робототехники.

Что такое робот. Виды современных роботов. Соревнования роботов Знакомство с деталями, способами сцепления, крепления. Диагностика способностей.

Стены разных видов кладки.

Дом в объемном варианте.. Зубчатые колёса (направление и вращения)






Тематические постройки

Знакомство с конструктором ЛЕГО-WEDO

ЛЕГО-детали, варианты их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря.

Исследование «кирпичиков» конструктора

Исследование «формочек» конструктора и видов их соединения

Мотор и ось. Построение модели по иллюстрации

ROBO-конструирование

Зубчатые колёса. Знакомство детей с панелью инструментов, ункциональными командами.

Понижающая зубчатая передача Построение модели по иллюстрации

Повышающая зубчатая передача. Построение модели по иллюстрации

Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo.

Перекрёстная и ременная передача.

Снижение и увеличение скорости. Построение модели по иллюстрации

Коронное зубчатое колесо Построение модели по иллюстрации

Червячная зубчатая передача Построение модели по иллюстрации

Кулачок и рычаг Понятие «плечо груза».

Блок « Цикл» Изображение команд в программе и на схеме.

Блоки «Прибавить к Экрану» и

« Вычесть из Экрана», Блок «Начать при получении письма»


























































Работа с комплектами заданий Транспорт: Автомобили службы спасения. Динозавры. Животные: Экзотические и морские. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Фантастические и литературные Растения: Деревья разных видов. Цветы разных видов.

Люди: вымышленные литературные












Рычаги, соединения, передачи и оси Жесткие и подвижные конструкции, тянем и толкаем. Виды рычагов. Рычажные соединения и механизмы. Уменьшение трения. Регулирование направление движения. Увеличение вращающего момента. Ворот: колеса и оси для поднятия тяжелых грузов Общая ось и полуоси. Ролики в транспортировке. Направление вращения и изменение направления вращения. Понижение и увеличение скорости. Многоступенчатые ременные передачи. Передача вращения между скрещивающимися осями. Неподвижный блок. Подвижный блок. Механизм для поднятия занавеса







Итоговое занятие по предмету. Презентация проектов

Составление собственного творческого проекта. Демонстрация и защита проектов. Конкурс моделей. Итоговое занятие. Выставка подвижных механизмов Знать правила поведения в кабинете; правила работы с компьютером и технику безопасности; Уметь пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером. Знать название и классификация кубиков, определение понятия «робота». Называть роботов по назначению . Называть способы сцепления, крепления












Приводить примеры источников, приёмников информации; Представлять информацию (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); Уметь читать схему, собирать по схеме, сравнивать предметы по пространственным признакам. Понимать и принимать задачу, видеть её практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности). Различать виды соединений Приводить примеры моделей с различными соединениями. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации.






Вырабатывать навык запуска и остановки выполнения программы.


Понимать, что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);































































Понимать, как описывать объекты реальной действительности; элементарных причинно-следственных связей Представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте. Иметь представление о труде людей разных профессий. Практическое применение понятий пространственного ориентирования. Уметь свободно «читать» схему постройки. Знать название фигур, уметь самостоятельно складывать простейшие модели.








Иметь представление о назначении и возможностях устройств и приспособлений набора; Узнавать и называть новые детали, приемы их сцепления; Выполнять групповые проекты. Представлять информацию об объектах реальной действительности в виде моделей. Иметь представление о жестких и подвижных конструкциях.

Приводить примеры увеличения вращающего момента;












Представлять информацию об объекте в виде модели; Работать с подвижными и неподвижными моделями. Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых частей). Работать в компьютерной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Готовить презентацию выполненных моделей. Представлять информацию в виде базы данных, обмениваться информацией при помощи компьютерного ресурса, действующих моделей.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Оборудование

  1. Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO EducationWeDo модели 2009580) - 15 шт
  1. Программное обеспечение «LEGO EducationWeDoSoftware »
  1. Инструкции по сборке (в электронном виде CD)
  1. Книга для учителя (в электронном виде CD)
  1. Ноутбук - 1 шт, мобильный класс
  1. Интерактивная доска.

Интернет-источники

  • legoengineering.com
  • robosport.ru/
  • legoeducation.com
  • nnxt.blogspot.com
  • us.mindstorms.lego.com
  • commons.wikimedia.org/wiki/Category:Lego_Mindstorms
  • mindstorms.lego.com/en-us/Default.aspx

ЭОР

Использование образовательного ресурса (ПервоРобот LEGO® WeDoTM)










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

«Образовательная робототехника»


1 КЛАСС

Название раздела

Количество часов

1

Введение в робототехнику

3

2

Тематические постройки

17

3

Работа с комплектами заданий

11

4

Итоговое занятие по предмету. Презентация проектов.

2

Итого

33 ч.

п/п


Тема занятия

Формирование универсальных учебных действий

Дата занятия

ВВЕДЕНИЕ В РОБОТОТЕХНИКУ (3 ч.)


1

Инструктаж по технике безопасности.

Применение роботов в современном мире

Понимать важность соблюдения ТБ в кабинете.

Понимать применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок.

Изучение истории робототехники от глубокой древности до наших дней.

2

Идея создания роботов. История робототехники.

3

Что такое робот.

Виды современных роботов. Соревнования роботов

Определять понятия «робота».

Классифицировать роботов по назначению.

Соревнования роботов.

Тематические постройки (17)


1

1

Знакомство с конструктором ЛЕГО-WEDO

Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора

2

1

ЛЕГО-детали, варианты их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря.

Исследование «кирпичиков» конструктора

Продолжение знакомства с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря.

Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога.

3

1

Исследование «формочек» конструктора и видов их соединения

Продолжить знакомство с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на формочки, и вариантами их скреплений. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога

4

1

Мотор и ось. Построение модели поиллюстрации

Знакомство с мотором. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка поворота изображений и подсоединения мотора к ЛЕГО-коммутатору.

5

1

ROBO-конструирование

Знакомство с панелью инструментов, функциональными командами; составление программ в режиме Конструирования.

6

1

Зубчатые колёса. Знакомство детей с панелью инструментов, функциональными командами.

Знакомство с зубчатыми колёсами. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы.

7

1

Понижающая зубчатая передача Построение модели поиллюстрации

Знакомство с понижающей и повышающей зубчатыми передачами. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения. Понятие ведомого колеса.

8

1

Повышающая зубчатая передача. Построение модели поиллюстрации

9

1

Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo.

Знакомство со структурой и ходом программы. Датчики и их параметры:

• Датчик поворота;

• Датчик наклона.

10

1

Перекрёстная и ременная передача.

Знакомство с перекрёстной и ременной передачей Построение модели, показанной на картинке. Сравнение данных видов передачи.

11

1

Снижение и увеличение скорости. Построение модели поиллюстрации

Знакомство со способами снижения и увеличения скорости. Построение модели, показанной на картинке. Сравнение поведения шкивов в данном занятии и в занятиях.

12

1

Коронное зубчатое колесо Построение модели поиллюстрации

Знакомство с коронными зубчатыми колёсами. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы. Сравнение вращения зубчатых колёса в данном занятии с тем, как они вращались впредыдущих занятиях.

13

1

Червячная зубчатая передача Построение модели поиллюстрации

Знакомство с червячной зубчатой передачей Построение модели, показанной на картинке. Сравнение вращения зубчатых колёс в данном занятии с тем, как они вращались в предыдущих занятиях.

14

1

Кулачок и рычаг Понятие «плечо груза».

Знакомство с понятиями: Кулачок. Рычаг как простейший механизм, состоящий из перекладины, вращающейся вокруг опоры, «плечо груза». Построение модели, показанной на картинке.

15

1

Блок « Цикл» Изображение команд в программе и на схеме.

Знакомство с понятием «Цикл».

Изображение команд в программе и на схеме.

Сравнение работы Блока Цикл со Входом и без него.

16

1

Блоки «Прибавить к Экрану» и

« Вычесть из Экрана»,

Знакомство с данными блоками. Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы.

17

1 Блок «Начать при получении письма»

Знакомство с блоком «Начать при получении письма» . Назначение данного блока.

Использование блока «Начать при получении письма» в качестве «пульта

дистанционного управления» для запуска другой программы, или для одновременного

запуска нескольких различных программ.

РАБОТА С КОМПЛЕКТОМ ЗАДАНИЙ (11 ч.)


1

1

Сборка и программирование действующей модели.

применять полученные знания при выполнении работы: Проект «Танцующие птицы»

2

1

Сборка и программирование действующей модели.

применять полученные знания при выполнении работы: Проект «Умная вертушка»

3

1

Сборка и программирование действующей модели.

применять полученные знания при выполнении работы: Проект «Обезьянка-барабанщица»

4

1

Сборка и программирование действующей модели.

применять полученные знания при выполнении работы: Проект «Голодный аллигатор »

5

1

Развитие ассоциативного мышления,

применять полученные знания при выполнении работы: Проект «Рычащий лев»

6

1

Закрепление навыка соединения деталей

применять полученные знания при выполнении работы: Проект «Порхающая птица»

7

1

Закрепление навыка соединения деталей

применять полученные знания при выполнении работы: Проект «Нападающий»

8

1

Сборка и программирование действующей модели

применять полученные знания при выполнении работы: Проект «Вратарь»

9

1

Развитие ассоциативного мышления

применять полученные знания при выполнении работы: Проект «Ликующие болельщики»

10-11

2

Сборка и программирование действующей модели.

применять полученные знания при выполнении работы: Проект «Спасение самолёта»

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2ч.)

1

1

Составление собственного творческого проекта.

Работа в группах и индивидуально.

2

1

Демонстрация и защита проектов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

«Образовательная робототехника»

2 класс

1

Введение в робототехнику

3

2

Тематические постройки

-

3

Работа с комплектами заданий

8

4

Рычаги, соединения, передачи и оси

20

5

Итоговое занятие по предмету. Презентация проектов

3


Итого

34


№ п/п Кол-во часов

Название раздела, темы

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Введение в робототехнику (3 ч.)


1 1 Знакомство с деталями, способами сцепления, крепления. Диагностика способностей. Знакомство с правилами поведения в кабинете. Знакомство с названием и классификацией кубиков.

2 1

Стены разных видов кладки.

Дом в объемном варианте..

Знакомство с различными методами крепления: горизонтальными, вертикальными и комбинированными.

Уметь читать схему, собирать по схеме, сравнивать предметы по пространственным признакам.

3 1 Зубчатые колёса (направление и вращения) Выполнять правила чередования элементов конструктора. Знать что такое зубчатые колёса и зачем они нужны.

Работа с комплектами заданий (8 ч.)


1-2 2 Транспорт: Автомобили службы спасения. Динозавры.
Понимание элементарных причинно-следственных связей (въезд и вход, взлёт и т.д.) Знание труда людей разных профессий. Практическое применение понятий пространственного ориентирования (сзади, спереди, сбоку, слева, ближе, дальше). Уметь свободно «читать» схему постройки. Умение изобразить на бумаге композицию из двух -пяти элементов и составлять реальную конструкцию по этой схеме. Знать название фигур, уметь самостоятельно складывать простейшие модели. Проект № 2. Мир будущего.
3-5 3 Животные: Экзотические и морские. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Фантастические и литературные
6-8 3 Растения: Деревья разных видов. Цветы разных видов. Люди: вымышленные литературные персонажи.

Рычаги, соединения, передачи и оси (20ч.)


1-2 2 Жесткие и подвижные конструкции, тянем и толкаем. Знакомство с новым составом наборов. Название новых деталей, приемы их сцепления. Знание ключевых идей (жесткие и гибкие формы).
3-5 3 Виды рычагов. Рычажные соединения и механизмы.
Работа в группах Проект № 3. Музыкально ударная установка. Проект №4. Рычаги как автомобильные стеклоочистители . Проект №5. Педаль, для басового барабана.

Проект №6. Присядем (проектирование механизма позволяющего регулировать положение медицинской кровати)
6-7 2 Уменьшение трения. Регулирование направление движения. Проект №7 Транспортное средство. Проект №8. Роликовый транспортер
8-9 2 Увеличение вращающего момента. Ворот: колеса и оси для поднятия тяжелых грузов Проект №9. Гонки на колесах. (Модель наземной яхты).

10 1 Общая ось и полуоси. Ролики в транспортировке Проект №10. Устройство с рукояткой для подъема машины по наклонной плоскости
11-12 2

Направление вращения и изменение направления вращения..

Проект №11. Ленточный транспортер.

Проект № 12. Подъемный кран.

Проект №13.Механизм для открывания гаражных ворот


13-15 3

Понижение и увеличение скорости. Многоступенчатые ременные передачи


16-17 2

Передача вращения между скрещивающимися осями. Неподвижный блок.


18-20 3

Подвижный блок. Механизм для поднятия занавеса

8 МЕРОПРИЯТИЯ (3 ч.)


1-2 2 Конкурс моделей. Защита творческих работ, обмен идеями, презентация своей работы

3

1

Итоговое занятие. Выставка подвижных механизмов.


© 2010-2022