Урок русского языка Тема урока: Имя существительное

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д.Бястинова Таттинского улуса республики Саха(Якутия) Варламова Татьяна Спиридоновна- учитель начальных классов

Урок русского языка

Тема урока: Имя существительное Цели:

  • ознакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных: являются названиями людей, вещей, явлений природы и т.д.;
  • формировать умения классифицировать имена существительные и ставить к ним вопросы (кто? что?);
  • развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность;
  • воспитывать интерес к русскому языку.
ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Чистописание (с грамматическим заданием) 1. - Назовите парную согласную буквы «ф», запишите ее.
2. - Какая буква в алфавите стоит перед буквой «п»? Запишите ее 2 раза.
3. - Назовите букву, которая обозначает звуки /л/, /ль/. Запишите ее.
4. - Послушайте скороговорку.
- Какой звук чаще всего звучит в ней?
Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.
- Запишите ее.
- А теперь соберите эти буквы, что получилось? (Слово)
Запись в тетрадях.
- О чем же мы будем говорить на уроке? III. Актуализация знаний 1) Отправимся мы сегодня в путешествие в одну удивительную страну. У этой страны совершенно волшебное название, оно похоже на журчанье ручейка: «Речь». - Как называются жители этой страны? (Части речи)
- Какие части речи вы уже знаете?
- А сейчас мы узнаем, к какому жителю этой страны мы пойдем в гости. 2) Чтение учеником стихотворения. Есть много интересных слов
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова утюг, пенал,
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить. - С какими же словами мы будем дружить? Докажите, что это существительные.
- Значит, у кого мы сегодня побываем в гостях? (У дедушки Имени Существительного)
(На доске рисунок)
- Какой же части речи мы посвятим наш урок? Правильно, сегодня мы поговорим об имени существительном, узнаем лексическое значение и роль в предложении существительных. IV. Классификация слов. Уточнение знаний учащихся о лексическом значении существительных Дедушка Имя Существительное приготовил вам много разных, интересных заданий. 1. На доске картинки: учительница, богатырь, папа, девочка. - Кто изображен? Как назвать одним словом? (Люди) - на доске табличка.
- Какой вопрос зададим к этим словам? Запись: Люди: (кто?) учительница, богатырь, папа, девочка.
- Допишите еще 1 слово в эту группу.
- Какие орфограммы в словах? Какие знаки препинания мы должны поставить? Почему? 2. Работа в парах На партах предметные картинки (растения, птицы, рыбы) - Дедушка Имя Существительное предложил такое задание: разделить картинки на 3 группы.
- На какие группы разделили? Запись: Растения: сосны, роза, тыква, - Какой вопрос зададим к этим существительным?
- Придумайте и запишите еще 1 существительное в эту группу. Следующая группа: Птицы …
Рыбы … (аналогичная работа) Разбор орфограмм в словах. 3. Игра-соревнование. Задание: по фрагментам определить, какие животные изображены (морж, тигр, бобер)
Как назвать их одним словом, а потом записать название животных на листе (крупно, фломастером) и передать другой парте.
Проверка. На доске выставляются 3 листа с записанными словами. Физминутка. Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно. Кто? - руки вверх, что? - вперед, другие части речи - присесть. Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, ученица, прыгать, книга. 4. На доске карточки: вет…р, м…ро…, ин…й Дайте общее название группе слов (явления природы)
- Что это за слова? Проверка написания (карточки с буквами) - На какой вопрос отвечают существительные?
- Какие слова можно добавить? Запись. 5. Дедушка Имя Существительное хочет проверить, умеете ли вы отгадывать загадки. Если дождик,
Мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять. (Сапоги) Две сестренки,
Две плетенки
из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять -
так надевать,
чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки) Вафельное и полосатое
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою -
Что это такое? (Полотенце) - Как назвать одним словом? (Вещи) Запись: Вещи: что? … - Какие орфограммы в словах? 6. Устная работа Показ картинок (автобус, машина, трамвай) - Как назвать одним словом? Запишите. Разбор орфограмм. - Какие еще существительные можно включить? V. Обобщение 1. - Какие группы слов мы написали?
- Чем сходны между собой эти слова? 2. - Как вы думаете, все группы слов мы записали?
Их очень много. Существительные означают не только предметы, которые можно рукой пощупать. А еще и явления, события, признаки и даже чувства.
- Кто сможет назвать имена существительные из этих групп? VI. Закрепление Самостоятельная работа.
Стр.10 упр.№16.
Проверка в парах. VII. Наблюдение над ролью существительных в предложении. Творческая работа - Из каждой группы слов составьте по 2 предложения. Ярко, чирикают, солнце, громче, светит, воробьи.
Днем, замерзают, лед, ночью, тает, лужи. - Разбор предложений по членам предложения.
- Какими членами предложения могут быть существительные? VIII. Рефлексия. - Что открыли нового?
- Что особенно понравилось?
- Вот и подошло к концу наше путешествие, но мы говорим Дедушке Имени Существительному: «До свидания!», потому что он долго будет учить нас. А чему, вы узнаете на следующих уроках. Выставление оценок. IX. Домашнее задание. Стр. 11 упр.№16 (дается инструктаж).
© 2010-2022