Какие ещё бывают сказки? (Сказка «Как мужик гусей делил»)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Какие ещё бывают сказки? (Сказка «Как мужик гусей делил») Цели урока:
  1. Продолжить формировать у учащихся приёмы понимания прочитанного: обучать прогнозированию содержания текста на основе иллюстрации и заглавия.
  2. Совершенствовать навыки чтения учеников.
  3. Развивать у школьников умение делить текст на части по готовому плану.
  4. Развивать речь, мышление детей.
  5. Воспитывать у учащихся нравственные чувства.


Ход урока.
Ι Оргмомент. ΙΙ. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. - Как называется раздел, который мы с вами изучаем? «И кот учёный свои мне сказки говорил…» - Посмотрите на доску. У нас есть крыша, окно, но нет дома. Давайте построим дом сказок. - Что такое сказка? (Жанр устного народного творчества.) - Кто умело рассказывал сказки? (Сказители.) - Какие виды сказок вы знаете? (Волшебная, бытовая, анималистическая, богатырская.) - По авторской принадлежности сказки бывают…(Народные, литературные.) - Что объединяет сказки разных народов? (Главная тема - борьба добра со злом.) - Вспомните сказочные «приметы» и назовите их. (Зачин, «троекратный» повтор, волшебные герои, волшебные события, концовка, устойчивые выражения.) Проверка д/з. - Какую сказку мы прочитали? («Никита Кожемяка».) - К какому виду сказок относится эта сказка? (Богатырская.) Почему? (Описывается историческое событие, главный герой - богатырь). - Какими чертами характера обладал Никита Кожемяка? (Сильный, смелый, защитник, находчивым, мужественный, уверенный в своей правоте, хитрый, скромный,). - Расскажите как Никита Кожемяка поборол змея. - Впереди нас ждёт новая встреча с интересной сказкой.
ΙΙΙ. Работа с текстом до чтения.
1. Работа с заглавием. Фронтальная беседа. - Прочитайте название сказки. («Как мужик гусей делил».) Что оно подсказывает? (Тему сказки.) - Какая сказка по авторской принадлежности? (Народная). Какой народ её сочинил? Назовите тему урока. (Тема: Какие ещё бывают сказки? (Сказка «Как мужик гусей делил») 2. Работа с иллюстрацией. -Рассмотрите иллюстрацию. -Кого вы видите? (Мужик отдыхает на печи, женщина с детьми.) - Как вы предполагаете, к какому виду сказок можно отнести эту сказку? ( Бытовая.) Почему? (действуют реальные герои: муж, жена) - Можно ли по названию сказки и иллюстрации предположить, о чём пойдёт речь? (Мужик отдыхал. Жена занималась с детьми. Кто- то попросил его разделить гусей.) - Зачем нужно делить гусей? - Как вы думаете, можно ли на всех разделить одного гуся? Как? (Нельзя разделить. Можно.) - Давайте прочитаем, как же мужик делил гусей в сказке. ΙV. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение. Часть 1 дети читают вслух (комментированное чтение). «…попросил у барина острый ножик» (Как бы вы разделили гуся на шесть частей и чтобы никто не обиделся? (Варианты детей.) Интересно, как же разделил мужик?) «…оставшая туша будет моя» (Интересно разделил: большую часть себе оставил! Рассердится помещик, как вы думаете?) «…и пополнил все недостатки бедного крестьянина» (То есть? (Дал достаточно денег.) А почему, за что, по-вашему?) Вопросы после чтения: - Кто герой сказки? Кто такой помещик? (Богатый человек, владеющий землёй.) Крестьянин? (Сельский житель, который работает на земле, выращивает скот.) - Нашли ли вы ответ, как мужик гусей делил? (Да, но пока узнали, как одного разделил.) Выборочное чтение. Прочитайте, как он это сделал? - За что барин одарил Степана? (За сообразительность, оригинальность.) - Что можно сказать о Степане? На доске. Степан находчивый смекалистый хитрый умный сообразительный
- Как дальше будут развиваться события? (Предположения детей.) (Степан будет помогать соседу делить гусей.) Чтение «вслух» по плану 2 части сказки. План. 1)В гостях у бедного крестьянина. 2)Гостинец барину. 3) ?
- Давайте разделим при чтении текст на части по плану. - Прочитайте 1 заголовок плана. О чём будет 1 часть? - Давайте её отыщем. Начнём читать сказку и как только, по вашему мнению, часть закончится, поднимите сигнал. - Почему богатый крестьянин сам не пошёл к соседу, а отправил свою жену? (Он не хочет показаться заинтересованным, на Степана смотрит свысока.) - Всё ли рассказала жена Степана? (Нет, она не рассказала, за что именно был щедро награждён Степан.) - Как вы думаете, как поступит богатый крестьянин? ( Пойдёт к помещику с подарком, понесёт много гусей.) - Прочитайте название 2 части плана. - О чём нужно прочитать? - Покажите сигнал во время чтения, когда часть закончится. Чтение «вслух» отрывка до предложения «Когда зашёл богатый мужик к помещику». Ответы на вопросы: - Как вы понимаете «богатый мужик и его жена были очень завидливые? Карточка (завидливые). Как сейчас мы называем таких людей? (завистливые). (Завидовали соседу.) - Значит, они какие? (Жадные.) - Что же можно сказать про Евдокима? На доске: (Евдоким) жадный завистливый - Сколько гусей принёс Евдоким помещику? (Пять гусей.) - Почему не одного, а пять гусей? (Хотел, чтобы барин его щедро наградил, больше соседа.) - Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Помещик попросит его разделить гусей на всех.) - Как вы считаете, барин наградит богатого крестьянина? - Осталась ещё одна часть. Прочитаем её. Чтение «вслух» последнего отрывка. - Наградил ли барин богатого крестьянина? (Нет, мы не узнали, он не разделил гусей.) - Что можно сказать про Евдокима? (Дополним его характеристику.)
Евдоким жадный Глуповатый (недостаточно умный) несообразительный - Качества характера какого героя вам бы могли пригодиться в жизни? - Как можно озаглавить 3 часть плана? (Как разделить гусей?) - Кто будет помогать делить гусей? (Степан.) - Как вы считаете, справится ли Степан с заданием? - Как бы вы разделили 5 гусей на шестерых?
  1. Чтение «про себя» 3 части. Работа в парах.

Прочитайте 3 часть сказки и подготовьте 1 вопрос по содержанию для своего соседа. (Дети читают часть, задают вопросы друг другу.) 2. Проверка. (Учитель спрашивает у ученика: - Какой вопрос ты задала своему соседу? Как ты ответил?) - Как мужик разделил 5 гусей? (Отдал 1 гуся барину с женой - их стало трое. Отдал 1 гуся их сыновьям - их стало трое. Отдал 1 гуся дочкам барина - их стало двое. Оставшихся 2 гусей взял себе - их стало трое.)
V. Работа с текстом после чтения.
- Чем закончилась сказка? (Барин щедро наградил Степана.) - За что он его одарил? ( За ум, смекалку.) Дополнительно: - Прочитайте на доске высказывание английского философа( любитель мудрости) XVΙ века ФрЕнсиса БЕкона, который писал: «Глупость одного человека - удача для другого». - Согласны ли вы с этим высказыванием? - Кого в сказке можно назвать глуповатым? (Евдокима.) - Почему? (не смог разделить гусей.) - Кому сопутствовала удача? (Степану.) - Почему? (Барин его щедро наградил.) - За что его наградил помещик? (За ум, сообразительность.) - Можно ли сказать, что «глупость одного - удача для другого?» - Народная сказка - источник мудрости. Чему учит нас эта сказка? (Быть находчивыми, смекалистыми.) Доброму человеку всегда смекалка в пользу. Сделать всё и ничего всегда можно. - И тогда удача будет на вашей стороне.
VΙ. Итог урока. Рефлексия. - Понравилась ли вам сказка? Кто из героев вам понравился? Почему? Что вызвало затруднение? У кого всё получилось? - Сегодня на уроке мы ещё раз убедились, как необходима в жизни смекалка, ум и мудрость. Они помогают найти выход из трудной ситуации, позволяют решить даже нерешаемые задачи.
- Поднимите руки, кто хотел быть похожим на нашего героя? Да, почти всем хочется стать таким же умным, находчивым и мудрым, как бедный мужик.
VΙΙ. Домашнее задание.
-Перечитать сказку, подготовиться к чтению « по ролям». Творческое задание. Подготовиться к инсценированию сказки.


© 2010-2022