• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья: Создание учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в начальной школе

Статья: Создание учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28

г.Павлодар»









Статья


«Создание учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в начальной школе»







подготовила

учитель начальных классов

Анушкина Ольга Владимировна









г. Павлодар

2016









В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Общеизвестно, что под мотивацией понимается побуждение индивидуума к определенному действию не зависимо, будь то выполнение профессиональных обязанностей или получение знаний в общеобразовательных учреждениях. Причем, в последних вопрос актуальности мотивации стоит достаточно остро, так как реформирование системы образования требует от современного учителя инновационных подходов к методике преподавания школьных дисциплин. Некогда громкий лозунг «Ученье - свет, а неученье - тьма» хотя и не потерял еще свою мотивационную значимость, но уже не является тем главным мотивирующим фактором, побуждающим к обучению школьников .Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.
Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы - преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. В зависимости от содержания урока учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения. I этап. Возникновение мотивации Зафиксировать мотивы предыдущих достижений - «Мы хорошо поработали над предыдущей темой», вызвать мотивы относительной неудовлетворенности - «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»; усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность - «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких - то ситуациях». II этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации Здесь используется чередование разных видов деятельности, материала различной трудности, отметок, вызывающих положительные и отрицательные эмоции, - удовлетворенность и неудовлетворенность; целесообразно активизировать поиск самих учащихся, подключать их к самоконтролю и самооценке. III этап. Мотивация завершения Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т. е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя. Таким образом, каждый этап урока учитель может наполнять психологическим содержанием, ибо каждый этап - это специфическая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация. Для успешного вхождения младшего школьника в учебную деятельность необходимо целенаправленное формирование трех компонентов последней - интеллектуального, эмоционального, волевого - на протяжении всех лет начального обучения. . . При этом через совершенствование одного из компонентов развиваются два других. Особенно ярко это проявляется в процессе становления эмоционального и волевого компонентов.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов-с другой. Почему же мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности?

  • 1) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
  • 2) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
  • 3) Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.
Активизировать познавательную деятельность, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся на различных уроках в начальной школе позволяет включение в учебный процесс ИКТ. Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Использование ИКТ на уроках в начальной школе активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные интересы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной. На таких уроках создаётся положительный эмоциональный настрой: красивая графика, элементы сказки, «волшебства» в обучающих программах вовлекают детей в атмосферу творчества за счёт этого, и повышается мотивация обучения. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам. У ребёнка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Он осваивает клавиатуру, умеет ввести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя. Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями - желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным. Залог успешности обучения младших школьников - это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Именно использование современных педагогических технологий: дифференцированного обучения, ИКТ, проблемного обучения, игровой - дают возможность учащимся приобретать прочные знания, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества знаний. Список литературы: 1.Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991. №6 2.Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
3.Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения. М., 1976



© 2010-2022