Название разработки: Обучение динамическому чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение динамическому чтению.

Обучая учащихся на протяжении многих лет, замечала, что у всей души. ь друг другу, умеют радоваться успехам другихти себя так, чтобы окружающим было приятно находиться рядом.ьность линельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько несчастливых детей уходит из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи.

Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Нечитающий ребенок, подросток - это катастрофа школы, общества.

Стала изучать опыт учителей по данной проблеме, искать ответ на вопрос: «Нельзя ли хотя бы в какой-то мере изменить существующее положение?»

Оказывается можно. Нужно научить учащихся начальной школы быстро читать.

Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, учителя начальных классов пользуются нетрадиционным методом обучения чтению - методом динамического чтения. Меня заинтересовал этот метод работы, и я решила попробовать, добавляя и другие, наработанные мною, формы работы.

Динамическое чтение - качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором текста. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию. Динамическое чтение - это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.

Начинать можно в любом классе в любое время. Единственное условие - работать каждый день.

Факторы, мешающие быстрому чтению:

  1. Регрессия - возвратные движения глаз;

  2. Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию) т.е. поле видения в строке без передвижения зрачков. У нетренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3. Ученые доказали, что поле зрения глаза можно увеличить путем упражнений и научить глаз двигаться вертикально. Можно сделать вывод: быстрее читать, значит «шире глядеть», т.е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов.

  3. Неумение найти главное в тексте. Для большинства читателей в тексте «все главное», они не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное.

  4. Слушать своего товарища, который читает очень медленно.

  5. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).

  6. Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши). Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут. Читатель, таким образом, не только видит, но и проговаривает и даже слышит слово, а скорость говорения в четыре раза меньше скорости мысли.

- 1 -

Значит, это тоже замедляет чтение. Отсюда можно сделать вывод, что динамическое чтение помогает преодолевать трудности.

Динамическое чтение - это чтение глазами. Алексей Кушнир, известный педагог, поддерживает: «Сидеть на громком чтении - затормаживать развитие. Чаще читать про себя, реже вслух. А обучение чтению на первых этапах только на эталоне чтения».

Перед приходом в первый класс и на самых первых уроках стараюсь выучить весь алфавит. На уроках дети составляют слова по образцу, я читаю, читают все вместе, читают вместе со мной подписи под картинками, запоминают. Стараются воспроизвести в конце урока, через день и т.д.

Вырезают буквы из старых газет и составляют слова (можно наклеивать). Лепят слова из пластилина.

Я читаю вслух, дети ведут пальчиком в воздухе, один указкой. Ученики читают вместе со мной вслух, повторяя за мной. Читают начало или конец слова, предложения (что показываю я). Вместе со мной или диктором (при использовании магнитофона) только окончание, потом всё слово. Учу детей следить глазами за читающим, при остановке чтения, дети должны показать слово, на котором остановился читающий. Во 2 классе поют песни за исполнителями, тексты лежат перед детьми.

Если очень трудный материал для восприятия, дети должны следить, проговаривать про себя, после чего ответить на вопросы, сказать о том, что поняли. Стараюсь задавать как можно больше вопросов. Тетрадка - тест у каждого ученика

(10 вопросов - утверждений), если ученик согласен с утверждением, он ставит «+», если не согласен - «-».

Например: Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Я предлагаю учащимся следующие утверждения:

1. Жили-были мужик да баба - « - »

2. Пошла Алёнушка в лес и братца с собой взяла - « - »

3. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает - « + »

4. Не послушался Иванушка и напился из лошадиного копытца - « - »

5. Залилась Алёнушка слезами, села на пенёк - плачет - « - »

6. Алёнушка подумала-подумала и пошла за купца замуж - « + »

7. Привела ведьма Алёнушку на озеро - « - »

8. Одному козлёночку всё было ведомо - « + »

9. Велела ведьма растопить печи, греть котлы чугунные - « - »

10. Пошёл слуга на реку - « + »

Тетрадка ученика - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 итог

- + + - + + - + + + 7

Чтобы проверить правильность ответов, учащиеся обмениваются тетрадями в парах и под мою диктовку обводят правильные ответы, после чего идёт проверка ошибок. Такую работу я провожу и как проверку домашнего задания, и после первичного ознакомления с текстом, что нацеливает учащихся на внимательное чтение. Для обучения динамическому чтению необходима помощь родителей. Каждый день 10-20 минут. Взрослый читает вслух, ребенок следит, необходимо менять темп чтения (ускорять, уменьшать).

- 2 -


И параллельно начинается работа над скорочтением.

Начинаю работу над скорочтением с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить все, что изображено на картинке «сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить все, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка.

Перед демонстрацией предупреждаю учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» «Внимание!» даю команду «Фотографируем!»

Начинаю работу в 1 классе. По мере того, как дети знакомятся с буквами, учатся читать, предлагаю следующие задания.

  1. Найти лишнюю букву (фотографируем):

а, о, в, у, и

  1. Найди лишний слог:

бо, но, ро, мы, со, ко

  1. Найди лишнее слово: река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

(У меня подобран специальный блок слов для этой работы)

  1. Раздели слова на две группы:

корова заяц ленивый

соловей горох смелый

коза ежик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый

огурец

  1. Из какой сказки эти слова?

Я - мышка норушка…

Бежит молочко по вымечку …

Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие учащиеся считывают за 5-4 секунды.

Таблицы Шульте

1

16

3

6

20

8

19

11

10

13

4

9

15

18

2

14

5


12

7

17

15

6

16

9

14

1

8

20

24

2

18

22

10

21

12

17

11

23

5

25

7

4

13

19

3


5

7

3

9

1

8

10

6

4

2





- 3 -



В работе с таблицами использую памятку:

1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.

Наряду с таблицами Шульте использую и таблицы Т.Г. Швайко.

Цель - обучение вертикальному движению глаз.

Таблицы Т.Г. Швайко.


Комплект А № 1 Комплект А № 2 Комплект А № 3

13 33 9 4 26 26 31 23 5 21 10 32 27 3 23

3 22 19 2 30 17 3 35 11 29 6 35 17 13 33

28 31 12 24 6 14 22 8 24 6 30 12 24 5 8

7 10 21 27 14 20 33 27 16 13 22 9 15 26 29

35 18 1 16 8 12 30 18 2 34 20 28 34 18 1

23 5 29 32 11 1 7 25 28 9 25 4 7 31 13

15 34 17 25 20 32 10 15 4 19 16 11 19 2 21

Комплект Б составлен из чисел от 35 до 70, комплект В - от 100 до 135.

Работая над текстом на уроках чтения, использую следующие упражнения: «чтение-спринт», «чтение-разведка», чтение со счетом слов. Эти упражнения начинаю в конце 1 класса.

Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные мною перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляя при этом: «Читать нужно все». Рекомендую проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста. Перед чтением следует подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!»

При обучении «чтению-спринт» пользуюсь следующей памяткой:

  1. Плотно сожми губы и зубы.

  2. Читай только глазами.

  3. Читай как можно быстрей.

  4. Ответь на вопросы к тексту.

При таком чтении использую ещё и такую форму работы - «Ответь одним словом». Когда, начиная читать текс, учащиеся не знают, какие вопросы им будут заданы, после чтения они должны ответить на мои вопросы одним словом из текста (учебники закрыты). Проверка может проходить как устно, так и письменно.

Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать число и ответить на сформулированные мною вопросы к тексту.

Цель этого упражнения - загрузить уши учащихся посторонней работой - счетом слов.

- 4 -

В этом случае школьники лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами.

Первый вопрос к учащимся - о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и действительным

не превышает 2%, хорошим - удовлетворительным -5-10%, при условии, если дети ответили на вопросы по содержанию текста.

Упражнение постепенно усложняю, считая тройки слов, строки, пары слов, а на уроках русского языка предлагаю прочитать текст упражнения со счетом слов на определенное правило.

В целях обучения детей вертикальному чтению использую упражнение «чтение - разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

Использую памятку:

  1. Плотно сожмите губы и зубы.

  2. Поставьте пальцы на начало и конец строки.

  3. Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Это упражнение использую на уроках русского языка, например, «разведчики» находят в тексте словарные или слова на какое-либо правило. На уроках математики предлагаю отыскать среди примеров пример с определенным ответом.

Все эти упражнения провожу с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идет обычная работа над выразительным чтением, пересказом и т.д.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений и в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают учащиеся его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).

Наряду с основными упражнениями использую и другие:

1. Упражнение «финиш». Методика работы такая же, как при «чтении - спринт», только читаем до указанного слова и выражения.

2. Чтение с речевыми помехами. Ученик читает текст про себя, одновременно напевая знакомую песенку или декламируя наизусть стихотворение.

3. Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

4. Чтение страницы текста при условии, что закрыто линейкой 5 букв слева, потом 5 букв справа, затем 5 букв слева и 5 букв справа одновременно. Учащиеся догадываются, о чем там написано.

5. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

6. Игра «Шифровальщики» с использованием слоговой таблицы.

Например. Предлагаю учащимся « расшифровать» часть предложения, найти его в тексте (текст может быть как знакомый, так и незнакомый), прочитать абзац или часть и подготовить вопросы для одноклассников.

- 5 -


На палубе все смотрели и смеялись тому…

(Л.Н. Толстой «Прыжок»)

3 14, 62, 113 в, 112 с, 21, т, 104, 42 и с, 101, я, 42, сь 28, 61…

Или «зашифровываю» два первых слова из предложения, предлагаю найти это предложение и назвать в нём все встретившиеся орфограммы.

Провожу работу и по «зашифровке» самими учащимися слов на определённые правила, которые изучаем на уроках русского языка. Предлагаю «зашифровать» небольшие предложения для своих товарищей и, обменявшись тетрадями «расшифровать».

Я думаю, что, имея такую таблицу, каждый учитель может придумать массу различных интересных заданий для своих учеников и, таким образом, способствовать развитию интереса к чтению. При желании, такую работу могут организовать и родители дома, привлекая тем самым детей к чтению книг, способствуя общему интеллектуальному развитию своих детей.

Слоговая таблица.



а

о

и

у

ы

е

я

ё

ю

М

ма1

мо21

ми41

му61

мы81

ме101

мя121

мё141

мю161

Л

ла2

ло22

ли42

лу62

лы82

ле102

ля122

лё142

лю162

Н

на3

но23

ни43

ну63

ны83

не103

ня123

нё143

ню163

Р

ра4

ро24

ри44

ру64

ры84

ре104

ря124

рё144

рю164

Г

га5

го25

ги45

гу65

гы85

ге105

125

145

гю165

К

ка6

ко26

ки46

ку66

кы86

ке106

126

146

кю166

Д

да7

до27

ди47

ду67

ды87

де107

дя127

дё147

дю167

Т

та8

то28

ти48

ту68

ты88

те108

тя128

тё148

тю168

В

ва9

во29

ви49

ву69

вы89

ве109

вя129

вё149

вю169

Ф

фа10

фо30

фи50

70

фы90

фе110

фя130

фё150

фю170

З

за11

зо31

зи51

зу71

зы91

зе111

зя131

зё151

зю171

С

са12

со32

си52

су72

сы92

се112

ся132

сё152

сю172

Б

ба13

бо33

би53

бу73

бы93

бе113

бя133

бё153

бю173

П

па14

по34

пи54

пу74

пы94

пе114

пя134

пё154

пю174

Ж

жа15

жо35

жи55

жу75

95

же115

135

жё155

жю175

Ш

ша16

шо36

ши56

шу 76

96

ше116

136

шё156

176

Х

ха 17

хо37

хи57

ху77

97

хе117

137

157

177

Ц

ца18

цо38

ци58

цу78

цы98

це118

138

158

178

Щ

ща19

що39

щи59

щу79

99

ще119

139

щё159

179

Ч

ча20

чо40

чи60

чу80


че120

140

чё160

180

Й










ъ










Ь










- 6 -

7. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это упражнение хорошо развивает долговременную память учащихся.

Каждый учащийся на уроке имеет своё мнение по разным вопросам, оно не обязано совпадать с мнением других учащихся, учителя и даже автора произведения, так как каждый видит проблему по своему. Мнение любого очень важно.

Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент

совершенствования техники чтения вслух. Быстрое чтение - мощный и современный инструмент познания окружающего нас мира.

Мои дети читают осознанно, умеют хорошо пересказывать, читать по ролям, задавать вопросы и отвечать грамотно, доказательно, четко, умеют сравнивать, обобщать, делать выводы, сочинять небольшие миниатюры, сказки, стихи.

При проведении анкетирования в марте 2014 года из 14 учащихся 10 человек написали, что очень любят уроки чтения, 4 человека любят уроки чтения, и ни один ученик не написал, что не любит уроки чтения.

Создала тесты-вопросники по чтению (учебник «Родная речь», 4 класс, авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.), которые учителя могут использовать в своей работе.




- 7 -

© 2010-2022