Формирующее оценивание в сответствии с требованиями ФГОСо

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирующее оценивание в соответствии с требованиями ФГОС НОО.


Е.А.Хорошенькова, учитель начальных классов

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Шпаковского муниципального района

Ставропольского края


ФГОС НОО впервые вводит понятие метапредметных результатов и выдвигает требования к формированию у школьников - универсальных учебных действий, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Как же достичь планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС? Основная педагогическая задача: создать и организовать условия, инициирующих детской действие. Основные средства учителя: учебная задача, учебная ситуация, учебное задание. Учебное задание - это своеобразный потолок, ограничивающий возможный уровень достижения учащихся. Результаты исследования ITL (международного сравнительного исследования инновационной практики обучения (ITL)) показывают, что в настоящее время и в учебных материалах, и в практике работы учителей преобладают формальные задания. Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло формировать выделенные группы навыков? Для ответа на этот вопрос предлагается воспользоваться методикой кодировки (оценки) учебных заданий, разработанной в Стэнфордском исследовательском институте (SRI International, США, Калифорния) и апробированной в России в 2009-2011 г.г. в рамках исследования ITL. Основная идея методики заключается в следующем. Если мы будем оценивать качество учебного задания с позиций его эффективности для формирования нужного навыка (например, разрешения реальных проблем и проблемных ситуаций), то сможем выявить и описать модель «хорошего задания», а затем, оценив соответствие традиционно используемой системы заданий построенной модели, выявить «болевые точки» и при необходимости их откорректировать. Общее описание «хорошего» задания: метапредметные результаты - познавательные УУД. Задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания. В таком задании предлагается создать или исследовать новую для учащихся информацию на основе имеющихся знаний. Метапредметные результаты - коммуникативные УУД. Задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом…Метапредметные результаты - регулятивные УУД. Задание требует самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов целям и способам действий. Где же взять такие хорошие с точки зрения ФГОС задания? «ФГОС НОО ставит не только учащихся, но и учителя в позицию САМОобучающегоСЯ». Учителю необходимо учиться конструировать задания в соответствии с требованиями ФГОС, дабы разрешить противоречие в практике образовательной деятельности учителей между:

  • необходимостью реализации требований ФГОС второго поколения в учебном процессе и недостаточной проработанностью методических средств реализации этой проблемы;
  • необходимостью решения учащимися задач творческого характера в учебных и жизненных ситуациях и отсутствием системы учебно-познавательных задач нового типа.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой УУД. Метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах. Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД. Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. В свою очередь, чтобы успешно формировать контрольно-оценочную самостоятельность каждого ученика необходимо использовать технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) и точно следовать идеологии критериального оценивания. Более подробно хочу остановиться на формирующем оценивании.


Встраивается в личностно-ориентированное обучение

Носит системный характер

Ориентировано на обучающихся




Формирующее оценивание в сответствии с требованиями ФГОСо
Формирующее оценивание в сответствии с требованиями ФГОСоФормирующее оценивание в сответствии с требованиями ФГОСо

Формирующее оценивание



Формирующее оценивание в сответствии с требованиями ФГОСоФормирующее оценивание в сответствии с требованиями ФГОСоФормирующее оценивание в сответствии с требованиями ФГОСо

Оценивается не только результат, но и процесс

Ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений

Отслеживается прогресс каждого обучающегося










Формирующее оценивание - это оценивание, которое нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Одна из целей образования заключается в развитии у школьников умений учиться самостоятельно, работать в команде. Оценивание умений работать самостоятельно и сотрудничать помогает ученикам более эффективно планировать и реализовывать проект без принуждения. Ученики должны быть способны работать и в группе, и самостоятельно, чтобы определить и использовать большое разнообразие ресурсов и инструментов, учитывая соответствующие риски и учась на своих ошибках.
Уже в адаптационный период у первоклассников, учителя и родителей встает вопрос об оценивании учебных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения. Первые дни ребенка в школе дают учителю хорошую возможность обеспечить знакомство ребенка с одноклассниками и учителями предметниками, со школьным пространством и организацией времени, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока, а также с системой школьного оценивания. Так как система оценивания по-прежнему очень актуальна, в настоящий момент каждый учитель имеет возможность выбрать свою шкалу оценивания успехов учеников в классе уже на первой ступени обучения.
Для того чтобы отметка стала понятной и важной оценкой для школьника и его родителей, необходимо, чтобы ученик предварительно сам овладел способами самоконтроля и самооценки, что является одной из основных задач развивающего обучения. Большую роль в развитии этих способностей играет положительная мотивация к школьному обучению. Для создания такой мотивации я на уроках использую следующие педагогические условия:
• создание эмоционального комфорта в течение всего учебного дня;
• создание на уроке ситуации успеха, учитывая особенности и темп развития каждого ученика через дифференцированные разноуровневые задания;
• создание условий для использования различных способов и приемов познавательной деятельности;
• совместная учебно-познавательная деятельность учащихся и учителя, где учитель привлекает учеников к формированию оценочной деятельности на определенных этапах урока или в конце урока не только себя, но своего товарища, используя умение выделять достоинства и недочеты в ответах (например, пользуясь условными обозначениями на полях «+» (согласен) или «-» (не согласен)). Возможен и алгоритм отзыва об ответе:
1.Правильность.
2.Полнота.
3.Последовательность.
4.Структура:вступление,доказательство,вывод.
5.Самостоятельность ответа.
Из этого следует, что учитель должен принципиально изменить процедуру оценивания, организовав его как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки в руки самого ребенка. Именно в этом состоит суть технологии безотметочного обучения, которое не является безоценочным.
Для того чтобы овладеть оценочной самостоятельностью, ребенок должен на каждом этапе урока знать что он делает и для чего он это делает, т. е. с первых уроков учу детей ставить перед собой определенные цели и задачи в соответствии с темой данного урока. От этого напрямую зависит качество знаний. И, как следствие, чаще уже встречается вопрос родителей не «Что ты получил?», а «За что ты получил…?»
Дети, которые только в начале учебного пути, не владеют навыками самоконтроля и поэтому нуждаются в постоянном побуждении к этому со стороны учителя или родителей. Но уже на первых уроках дети замечают разный уровень подготовленности своих одноклассников и неосознанно стремятся соответствовать уровню ребят, которые умеют строить свои ответы полно, читать более осознанно. Важно приучать детей проговаривать вслух последовательность своих действий или этапов работы, сравнивать свой результат с образцом, находить ошибки, осуществлять самостоятельно контроль. Также необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Считаю, что очень удачно в этом отношении подходят интегрированные уроки обучения грамоте, на которых чередуются виды деятельности (чтение, письмо, развитие речи). В первом классе активно включаю в учебный процесс игру, так как игра играет важную роль в формировании умения учиться.
Так любые упражнения для развития техники осознанного чтения предъявляю в виде дидактической игры с определенными правилами. Дети следят за правилами игры и оценивают свои результаты и результаты своих товарищей. Когда дети слышат чтение, которое близко к образцу, то награждают читающего или дающего полный, точный, «долгожданный» ответ заслуженными аплодисментами. Это тоже вид оценки. Одним из важных условий формирования необходимости самоконтроля служит выделение способов пооперационного контроля. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей первого года обучения. Никакому оцениванию не подлежит темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов. Важно, чтобы достижения каждого ученика были поставлены на вид (кто-то научился читать в более быстром темпе слоги, кто-то слова, предложения, а кто-то может читать текст и передавать смысл прочитанного и так далее).
В начале учебного года первоклассники осваивали знаковые обозначения звукового состава слова, учились строить предложения по схемам, составлять тексты на заданную тему. Таким образом, постепенно знаковая форма наполнилась содержанием, это в дальнейшем помогло овладеть техникой осознанного чтения. Это выражено в умении детьми работать над любым литературным произведением (стихотворением, рассказом, сказкой и т. д.) в определенном порядке. Например: прогнозирование содержания до чтения по иллюстрации, ключевым словам, названию текста, работа с текстом во время чтения - осмысление содержания, работа с текстом после чтения - достижение понимания на уровне смысла, выполнение творческих заданий.
В конце первого года обучения можно говорить о сформированности у учащихся различных уровней контрольнооценочной деятельности. На начальном этапе обучения чтению основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места на уроках занимает работа с текстом, формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла. Так, к 1 уровню относятся дети, у которых сформировано плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, текстов (темп чтения не превышает 20-30 слов в минуту); ко 2 уровню - дети, у которых сформировано чтение целыми словами (темп от 30 до 40 слов в минуту), сформированы приемы понимания прочитанного; к 3 уровню - дети, которые читают с удовольствием, осознанно, владеют элементами литературоведческого анализа, эстетического переживания прочитанного (темп чтения более 40 слов в минуту); к 4 уровню относятся учащиеся с высоким уровнем техники (до 70 слов в минуту) осознанного чтения, знакомы с литературоведческими понятиями (стихотворение, рассказ, рифма, настроение и т. д.), владеют алгоритмом заучивания наизусть стихотворения, различают персонажей и способны найти в тексте их характеристики. Литература:

Пинская М.А.Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. - М.: Логос.

© 2010-2022