Урок внеклассного чтения Что? Где? Когда? Справочная литература и энциклопедии для детей

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Урок внеклассного чтения в 3 классе

«Что? Где? Когда? Справочная литература и энциклопедии для детей»


Цель: расширение знаний учащихся о разных видах справочной литературы: словарях и энциклопедиях. Задачи: 1) дать понятия «справочная литература», «словарь», «энциклопедия»;

2) познакомить с разными видами словарей; 3) учить самостоятельному поиску информации в словарях и энциклопедиях.

Оборудование: толковый словарь С.И.Ожегова, орфографический словарь школьника, школьный словообразовательный словарь русского языка А.Н.Тихонова, энциклопедии «Хочу всё знать. Животные», «Что такое? Кто такой?», «Всё обо всём».

Ход урока.


  1. Выставка словарей.

Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами вспомним, для чего нужны людям такие книги как словари и энциклопедии. Посмотрите на выставку книг и назовите мне, пожалуйста, словари, с которыми мы с вами уже работали на уроках. Дети: - Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и орфографический словарь школьника. Учитель: - Что вы знаете о толковом словаре? Дети: - Толковый словарь - это словарь, в котором даётся толкование слов. С помощью этого словаря можно выяснить, что означает то или иное слово. Учитель: - А для чего нам нужен орфографический словарь? Дети: - Орфографический словарь нужен, чтобы правильно написать слово и верно поставить в нём ударение. Учитель: - На выставке остался ещё один словарь. Прочитайте его название. Учитель: - Ребята, как вы думаете, для чего нужен словообразовательный словарь? Дети: - Этот словарь поможет узнать, как образовалось слово. Учитель: - Я заранее попросила одну ученицу из нашего класса подготовить небольшое сообщение об этом словаре. Давайте послушаем, что у неё получилось. Ученица: - Словообразовательный словарь помогает правильно определить строение слова, способ его образования, учит словообразовательному разбору. Слова в этом словаре размещены по гнёздам. В одно гнездо объединяются слова, имеющие общую часть - корень. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово. Исходное слово определяет лексический состав слов в гнезде. Например, если исходным словом является название животного, то в гнезде могут быть наименования самки, детёнышей, уменьшительно-ласкательные и увеличительные слова. Возьмём слово волк. В гнезде мы увидим такие слова: волч-ок, волч-ищ-е, волч-иц-а, волч-онок. Этот словарь ещё и пополняет словарный запас. Учитель: - Я думаю, вы поняли, что это очень полезный словарь, но учиться работать с ним мы будем на других уроках.
  1. Сообщение темы урока.
Учитель: - А сегодня мы с вами поработаем с не менее полезными книгами. Что это за книги узнаете, отгадав загадку

А вот и Я

И без меня, никак нельзя!

Во мне:

Пять тысяч где,

Семь тысяч как,

Сто тысяч почему,

А как зовусь я? (Энциклопедия) Учитель: - Правильно, это энциклопедия.

  1. Работа в парах.
Учитель: - Ребята, сейчас вы будете работать со словарями в парах. Давайте вспомним, как располагаются слова в словарях? Дети: - В алфавитном порядке. Учитель: - Допустим, вы ищете слово ГОРИЗОНТ. Открываете словарь и видите слово ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ. В какую сторону вы будете листать словарь - к началу или к концу? Дети: - К началу. Учитель: - Запишите самостоятельно слово «энциклопедия». - Проверьте его написание. К какому словарю вы обратитесь? Дети: - К орфографическому. Учитель: - Что объединяет словари и энциклопедии? Дети: - Это справочная литература. Учитель: - А теперь нам надо выяснить, чем словарь отличается от энциклопедии? - Какой словарь нам поможет? Дети: - Толковый словарь русского языка. Учитель: - Проверим, что у вас получилось. Словарь - это собрание слов с толкованием, пояснением или переводом. Энциклопедия - это научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря. Учитель: - Что такое энциклопедия вы узнали. Теперь ваши одноклассники расскажут вам, как устроены энциклопедии. (Рассказ подготовленных детей о структуре энциклопедий).
  1. Работа в группах.
Учитель: - Перед вами на партах лежат различные энциклопедии «Хочу всё знать. Животные», «Что такое? Кто такой?», «Всё обо всём». - Каждая группа получит вопрос, ответ на который надо будет найти в энциклопедиях. 1-я группа: Кто такие Кирилл и Мефодий? 2-я группа: Откуда берутся облака? 3-я группа: Чем питаются грифы?

Учитель: - Проверим, как группы справились с заданием. Расскажите, какой энциклопедией вы воспользовались, и как вам удалось быстро и правильно найти нужную информацию в незнакомой энциклопедии? 1-ая группа: - Наша группа должна была найти информацию о Кирилле и Мефодии. Вопрос «Кто такой?» в названии энциклопедии «Что такое? Кто такой?» подсказал нам, что ответ мы можем найти в ней. Статьи в этой энциклопедии расположены в алфавитном порядке. Вот какой ответ мы нашли на наш вопрос. - Славянские просветители Кирилл и Мефодий являются создателями славянской азбуки, проповедниками христианства. Они первые осуществили перевод с греческого языка на славянский нескольких книг богослужебного содержания. Мефодий и его младший брат Кирилл родились в семье военачальника в греческом городе Солунь. 2-ая группа: - Мы должны были ответить на вопрос «Откуда берутся облака?». Прочитав названия всех энциклопедий, решили воспользоваться энциклопедией «Всё обо всём». Изучив содержание, мы увидели, что информация в ней разделена на части. Ответ на свой вопрос мы нашли в части «Что есть что?». - Облака формируются из тёплого влажного воздуха, который поднимается над поверхностью Земли, а поднимаясь, остывает. В воздухе собираются частицы воды или льда - они-то и составляют облака. 3-я группа: - Наша группа отвечала на вопрос «Чем питаются грифы?». Грифы - это животные, поэтому мы выбрали энциклопедию «Хочу всё знать. Животные». Все рассказы в ней распределены по видам животных. Мы выбрали раздел «Птицы» и вот, что мы узнали про грифов. - Гриф - хищная птица довольно большого размера. Ест она обычно останки животных. Повадка грифов кружить над погибающими животными, добычей, раздирать её до костей сделала их символом жестокости и смерти.

  1. Итог урока.
Учитель: - Ребята, давайте подведём итог урока. - Как же правильно работать со справочной литературой? Дети:1. Выбрать энциклопедию нужного направления. 2. Познакомиться со вступительной статьей или аннотацией, которая объяснит, как работать с данной книгой. 3. Посмотреть оглавление (содержание) или указатели и найти нужную страницу.
  1. Домашнее задание.
Учитель: - Ребята, вы научились работать со справочной литературой. Я уверена, что дома в вашей библиотеке есть словари и энциклопедии. Воспользуйтесь ими и предложите членам своей семьи поиграть в игры «Найди слово» или «Найди рассказ». Играйте по очереди, по одной минуте. За каждый найденный ответ - 1 очко. Победит тот, кто первым наберёт 5 очков.



© 2010-2022