Рабочая программа по Изобразительному искусству (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №26





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №26

____________М.В.Корягина

Приказ от _________№____











Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 3 а класса

(базовый уровень)


2015/2016 учебный год

Учитель Стрельцова Н.И.





РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО Зам. директора по УВР начальных классов ________Л.А.Симашина Протокол от_______2015г. _______________2015г. №_____________________ Председатель ШМО __________И.А.Широкова

Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Фе­дерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), При­мерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для об­разовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-­методический комплект «Школа России»).

Учебник: Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских; под ред Б.М.Неменского. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015

Количество часов в неделю - 1.

Количество часов в год - 34
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмо­ционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становле­ния интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художествен­ной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мира отношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой ци­вилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирова­ния нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искус­стве, т.е. зоркости души ребёнка. Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасно­го, воспитание интереса и любви к искусству.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художествен­ной деятельности для визуальных пространственных искусств:
  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, деко­ративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах дея­тельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмот­рены следующие основные виды занятий:
  • рисование с натуры (рисунок, живопись);
  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
  • декоративная работа;
  • лепка;
  • аппликация с элементами дизайна;
  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Тема третьего класса - «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, все люди живут, трудятся и созидают окру­жающий мир. Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе на­блюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным услови­ем освоения детьми программного материала. Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навы­ками представлена в следующих направлениях:
  • использование различных художественных материалов, приемов и техник;
  • изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
  • передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, чело­веку, обществу;
  • выражение настроения художественными средствами;
  • компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
  • использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
  • использование знаний графической грамоты;
  • использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
  • передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (зна­комых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, на­родных традиций;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя; -сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего за­мысла.
Выбранная авторская программа Б.М. Неменского позволяет реализовать цели и задачи МБОУ СОШ № 26, соответствует миссии школы и виду.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы Актуальность программы обусловлена тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству и разработана с учётом современных педагогических технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через по­знание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к по­ниманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда - от древности до наших дней. Задача - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:

  • понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художест­венного смысла окружающего предметного мира;

  • понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носи­телями духовной культуры;

  • понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

  • понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми кра­соты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и за­боты;

  • воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

  • выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопостав­ляемых художественных произведений;

  • анализировать результаты сравнения;

  • объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

  • работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления ха­рактерных особенностей художественного образа;

  • решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

  • создавать творческие работы на основе собственного замысла;

  • формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

  • работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

  • участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

  • конструировать из бумаги макеты детских книжек;

  • складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

  • передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художест­венной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  • использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;

  • использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно­-творческого замысла;


Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассника, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство во­круг нас» по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, на­блюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусст­вом, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и ра­боту одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универ­сальных способностей четвероклассников, проявляющихся в познавательной и практиче­ской творческой деятельности:
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравни­вать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выпол­нения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного мате­риала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно­творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение ор­ганизовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более вы­соких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.



Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

1

Искусство в твоём доме

8

2

Искусство на улицах твоего города

7

3

Художник и зрелище

11

4

Художник и музей

8

итого

34 часа

Содержание программы (34 часа)

Наименование разделов (Всего часов)

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия

1

Искусство в твоём доме (8 часов)

Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уют­ными, деловыми, строгими; од­ни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат де­тям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, ре­шает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каж­дый человек бывает в роли ху­дожника.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением су­щественных и несущественных при­знаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Определять последовательность промежуточных целей с учётом ко­нечного результата; составление пла­на и последовательности действий. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объек­те, его строении.

Учитывать правила в планирова­нии и контроле способа решения

2

Искусство на улицах твоего города (7 часов)

Деятельность художника на улице города (или села). Зна­комство с искусством начинает­ся с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возник­нуть чувство Родины.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать из­делие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Умение с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

3

Художник и зрелище (11 часов)

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообра­зие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искус­ство, его игровая природа. Изо­бразительное искусство - не­обходимая составная часть зрелища.

Анализировать образец, определять материалы, кон­тролировать и корректиро­вать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Да­вать оценку своей работе и работе товарища по задан­ным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

4

Художник и музей (8 часов)

Художник создает произведе­ния, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и вы­ражает своё отношение и пе­реживание явлений действи­тельности. Лучшие произведе­ния хранятся в музеях. Знаком­ство со станковыми видами и жанрами изобразительного ис­кусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств. Понимать цен­ность искусства в соответст­вии гармонии человека с ок­ружающим миром.

Владение монологической и диалогической формами ре­чи в соответствии с грамма­тическими и синтаксическими нормами родного языка, со­временных средств коммуни­кации.


Система оценки достижения планируемых результатов

Критерии оценивания


Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное ис­кусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-­практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе теку­щего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценива­ния, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результа­та. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструк­тивно в пределах своих возможностей. Формами подведения итогов реализации программы являются тематические вы­ставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оце­ниваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изу­чаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, уме­нию работать самостоятельно или в группе). Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (ори­гинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника вы­полнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изобра­жения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка за­данной теме, название рисунка).


Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебник: Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских; под ред Б.М.Неменского. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015

  2. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011

  3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2006.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя:

  • Классная доска с креплениями для таблиц.
  • Магнитная доска.
  • Персональный компьютер с принтером.
  • Аудиомагнитофон.
  • CD/DVD-проигрыватель.
  • Телевизор с диагональю не менее 72 см.
  • Проектор для демонстрации слайдов.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.

Учебно-практическое оборудование Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с про­граммой. Краски акварельные или гуашевые. Кисти беличьи № 1, 3, 5, 10, 20. Кисти из щетины № 3, 10, 13. Ёмкости для воды. Стеки (набор). Пластилин \ глина. Ножницы. Гербарии. Модели Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного обору­дования и пр. Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий)



© 2010-2022