Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Игра-вертушка

«Здоровый человек - кто же он такой?»

(Игра для детей 1- 2 классов)

Автор: Кропотова Мария Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 29 г. Йошкар-Олы»









Йошкар-Ола, 2013

Пояснительная записка.

В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» составлена методическая разработка группового занятия «Здоровый человек - кто же он такой?» для учащихся 1-2 классов общеобразовательного учреждения.

Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности группового занятия, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни.

В соответствии с вышеизложенным настоящая разработка направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья и общее оздоровление организма и обеспечивает непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Данный материал будет полезен классным руководителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и может использоваться как во внеурочной деятельности, так и на классных часах - уроках ЗОЖ.

Эта разработка направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья у учащихся 1-2 классов.

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС - 2. Отражены планируемые результаты и формируемые универсальные учебные действия.

Прилагаются все дидактические материалы, необходимые для реализации методической разработки.

Представленную разработку каждый педагог может с легкостью адаптировать под свой учебно-воспитательный процесс.

Тема занятия: «Здоровый человек - кто же он такой?».

Продолжительность занятия: 40 минут (1 академический час).

Аудитория: дети 8 - 9 лет.

Оптимальное число участников занятия: 20 - 25 человек.

Формы проведения: игра-вертушка.

Актуальность программы: необходимость оздоровления учащихся младшего школьного возраста.

Цель: формировать у детей установки на здоровый образ жизни. Способствовать формированию ответственного и бережного отношения к своему здоровью. Прививать практические навыки ЗОЖ.

Задачи:

- развитие навыков общения, работы в команде;

- способствовать формированию ценностного отношения детей к своему здоровью;
- показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека;
- развивать у детей потребность в соблюдении правил ЗОЖ.

Ожидаемый результат: занятие будет способствовать формированию у детей ценностного отношения к собственному здоровью.

Оборудование:

  • карточки с изображением различных режимных моментов дня;

  • набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуации;

  • карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого);

  • набор поощрительных предметов (фишек, звёздочек);

  • картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка и т.д.);

  • предметные картинки (пылесос, расческа, батарея, мыло, шкаф для игрушек);

  • сюжетные картинки (уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки);

  • набор Павлов по количеству команд - участников.



Ход игры



Предварительная работа:

До начала игры необходимо разделить класс на команды по 3-4 человека, команды должны придумать для себя название и визитку.

Вступление:

1волонтёр: Самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле - это человек! Человек- часть природы, он дышит, питается, растёт, развивается.

2 волонтёр: Но для того чтобы расти здоровым, сильным, нужно вести здоровый образ жизни.

1 волонтёр: Сегодня мы собрались с вами, чтобы крикнуть на всю Вселенную: «Мы за здоровый образ жизни!»

2 волонтёр: А разобраться в том, что полезно для нашего с вами здоровья, а что опасно нам поможет наша весёлая игра!

1 волонтёр: Каждой команде будет выдан маршрутный лист, который подскажет вам, куда направляться.

2 волонтёр: Будьте внимательны, выслушивайте задание до конца, работайте в команде. За каждую успешно пройденную станцию волонтёр будет вручать вам кусочек пазла.

1 волонтёр: Это не простой пазл. Он поможет вам понять, кто же такой здоровый человек!

2 волонтёр: Но сначала давайте познакомимся с нашими командами.

Визитные карточки команд. Представление жюри.

1 этап: Разминка. Командам поочерёдно задаются вопросы, на которые они должны быстро ответить.

  • Этого врача его пациенты называют покороче - ухо-горло-нос (Лор или отоларинголог)

  • Считалось, что возбудитель этой болезни передаётся по воздуху на большое расстояние, поэтому болезнь так и назвали. Что за болезнь? (Ветрянка)

  • Этого пациента пытались вернуть к жизни Сова, фельдшерица Жаба и знахарь Богомол. Назовите его. (Буратино)

  • Этот врачебный приём англичане образно называют «поцелуем жизни» (искусственное дыхание)

  • Для греков это слово обозначало просто «склад», а для нас - медицинский магазин (аптека)

  • Результат воздействия мороза на организм человека (обморожение)

  • Кто может заразить человека бешенством? (животные: собаки, кошки, лисы и другие)

  • Что должно находиться в домашней аптечке? (йод, бинт, зелёнка, аммиак, активированный уголь, аспирин и др.)

За каждый правильный ответ-1 балл.

2 этап: Игра по станциям (командам раздаются маршрутные листы, и они отправляются по станциям)

1 станция «Мой день»

Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов (Приложение 2).

Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1 «Исправь ошибку».

Описание упражнения: Волонтёр выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

Вариант 2 «Продолжи ряд».

Описание упражнения: Волонтёр начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)

2 станция «Опасно - неопасно»

Цели: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации (Приложение 3); карточки разных цветов (красного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры (Приложение 4).

Описание упражнения: Детей просят определить степень угрозы, предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ волонтёра, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую - если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую - если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)

3 станция «Если сделаю так»

Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один - опасный для здоровья, другой - ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

Описание упражнения: Детям дают задание: найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ волонтёра, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую - если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)

4 станция «Скорая помощь»

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка) (Приложение 5).

Описание упражнения: Волонтёр обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)

5 станция «Подбери пару»

Цели: соотносить предметы на картинках с действиям; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, батарея, мыло, корзина для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки (Приложение 6).

Описание упражнения: Дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.

(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)

6 станция « Подбери предметы»

Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах, полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

Описание упражнения: Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.

(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)

7 станция «Съедобное - несъедобное»

Цель: Выяснить, какие действия человека относятся к ЗОЖ.

Описание упражнения: Волонтёр произносит какое-либо действие. В зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, дети выполняют условные знаки.

Инструкция: Ребята, я буду произносить какое-либо действие, и кидать вам при этом мячик. Ваша задача, в зависимости от того, как действие влияет на наше здоровье, ловить, или не ловить этот мяч (если сохранять - ловить, если мешать - не ловить), как в игре «Съедобное - несъедобное».

Примеры фраз:

Надо трудиться
Соблюдать чистоту
Закаляться
Делать зарядку
Весело жить
Смеяться
Заниматься спортом
Гулять побольше
Слушать родителей
Одеваться по погоде
Мыть руки

Лениться
Мало двигаться
Ходить зимой без шапки
Грустить
Простужаться
Унывать
Ссориться с друзьями
Есть много сладкого

(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)

8 станция «Викторина»

Цель: На примере художественных произведений и мультипликационных фильмов закрепить материал занятия.

Описание упражнения: Волонтёр зачитывает вопросы о героях литературных произведений и мультиков, связанных с ЗОЖ. Выслушивает и обсуждает ответы детей.

Инструкция: Для вас приготовлены вопросы о ваших любимых сказочных персонажах, в которых содержаться основные правила ЗОЖ.

Вопросы

1. О каком правиле забыл Вини-Пух в гостях у Кролика?

Ответ: не переедать, не жадничать.

«… - Кажется, я застрял. Это все потому, что у кого-то слишком узкие двери.
- Нет, это все потому что, кто-то слишком много ест…»

2. Какой мультипликационный мальчик стремился к жизни в деревне Простоквашино?

Ответ: Дядя Федор.

Правило: находиться на свежем воздухе, трудиться.

3. В каком произведении Корнея Чуковского встречаются эти строки:

«… Надо, надо умываться,
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам!
Стыд и срам!..»

Ответ: «Мойдодыр».

Правило: соблюдать правила гигиены.

4. Какой мультипликационный герой произносил фразу: «Давайте жить дружно»

Ответ: Кот Леопольд.

Правило: необходимо поддерживать дружеские и дружелюбные отношения с людьми.

5. Какой сказочный доктор самый добрый?

Ответ: доктор Айболит.

«Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться,
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!..»

Правило: Необходимо посещать врача, делать профилактические прививки.

6. Какое желание Жени, в сказке «Цветик-семицветик» оказалось самым правильным?

Ответ: пожелать Вите здоровья.

«… Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Впредь, буду умнее…
…Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот…
…- Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой… это на всю жизнь.
- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!..» Женя произнесла заветные слова с дрожащим от счастья голосом и добавила: «…Вели, чтобы Витя был здоров…»

Правило: стараться сохранить здоровье, желать здоровья другим.

(Командам выдаётся кусочек пазла (Приложение7)

Подведение итогов

По прохождению всех станций команды собираются за столами (у каждой команды свой стол).

1 волонтёр: Ребята, вот вы и прошли все станции нашей вертушки здоровья. Но это ещё не всё.

2 волонтёр: Каждая команда получила кусочки пазла, который теперь вам необходимо собрать.

Командам даётся время на собирание пазла

1 волонтёр: Ребята, как вы видите это не просто забавная картинка - так должен выглядеть здоровый человек.

2 волонтёр: Мы надеемся, вы запомните и будете соблюдать правила ЗОЖ. И каждый из вас будет расти здоровым и крепким.

1 волонтёр: Что вы сохраните и преумножите своё здоровье. Здоровье - это богатство. Здоровым быть здорово!

2 волонтёр: Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.

3 волонтёр: Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться-
На зарядку становиться!

4 волонтёр: Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.

5 волонтёр: У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.

6 волонтёр: Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.

7 волонтёр: Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молоко, продукты -
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

8 волонтёр: На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!

1 волонтёр: Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!

2 волонтёр: Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!

Список литературы:

1. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 80 с.

2. "Весёлая книга о том, что вкусно и полезно", ООО "Нестле России", 2007

3. Захарова Т. Н. "Формирование здорового образа жизни у младших школьников", Волгоград, 2007

4. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков-М., Медицина, 1980,

5. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.

6. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. "Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья", Москва "ВАКО", 2005



Приложение 1



Заявка

на участие в конкурсе методических разработок внеклассного мероприятия по здоровому образу жизни

Образовательное учреждение: МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы»

Конкурсант: Кропотова Мария Владимировна

Должность: Старшая вожатая

Стаж работы в системе образования: 3 месяца

Возраст воспитанников: 8 - 9 лет.

Контактный телефон: 89613732544

E-mail: [email protected]

























Приложение 2

Карточки «Режим дня»

Вариант 1

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Вариант 2

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Вариант 3

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?



Вариант 4

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?





Приложение 3



Карточки «Опасно - неопасно»

«Опасно»

Разговаривать, принимать угощения от незнакомых людей

Высовываться из окнаМетодическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?







Купаться в неположенном месте

Играть с огнем



Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Заходить в лифт с незнакомцамиМетодическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Употреблять вредную пищу

Совать пальцы и различные предметы в розеткиМетодическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

«Неопасно»

Мыть руки перед едой

Употреблять здоровую пищуМетодическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Не переходить в неположенном месте

Делать регулярную уборку

Заниматься спортомМетодическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Переходить дорогу в положенном местеМетодическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Проветривать помещенияМетодическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Приложение 4

Сигнальные карточки







Приложение 5

Карточки «Скорая помощь»

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Приложение 6

Карточки «Подбери пару»

Предметные карточки

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?







Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?







Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Сюжетные карточки

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?



Приложение 7

Пазл «Здоровый человек»

Методическая разработка игры по станциям Здоровый человек - кто же он такой?

© 2010-2022