Познавательный интерес – важный мотив учебной и познавательной деятельности обучающихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познавательный интерес - важный мотив учебной и познавательной деятельности обучающихся. Сегодня, в условиях формирования новой модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, создаются необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте образования особое место отведено деятельностному практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся не возможно без приобретения опыта разнообразной деятельности. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, которые позволят учащимся самостоятельно успешно усваивать новые знания и умения на основе формирования умения учиться, так как универсальные действия порождают мотивацию к обучению, познавательную самостоятельность, умение ориентироваться в различных предметных областях познания. Первоклассник, собирающийся в школу, намерен получать только пятерки. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что гаснет радостное ожидание учебного дня. В этом состоит проблема. Не хотелось бы, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой. Считаю главным, чтобы каждый ученик хотел учиться. Поэтому работаю над повышением познавательного интереса младших школьников. Так как познавательный интерес является ведущим мотивом учебной деятельности, оказывает влияние на создание положительных эмоций, влияет на развитие и совершенствование психических процессов, повышает качество знаний. Считаю, что развитие познавательного интереса средством учебной работы эффективно при реализации условий: Комплексном подходе к содержанию заданий, Дифференцированном подходе, Включение различных типов заданий. Применяю в своей педагогической деятельности систему уроков и домашних заданий включающую различные типы заданий по учебной цели, характеру познавательной деятельности, по основному методу, общей форме, по обязательности. Чтобы отслеживать динамику развития познавательного интереса ввела в практику индивидуально-диагностические карты для каждого ученика. Разработала и применяю систему диагностических заданий и шкалу оценки для определения уровня развития познавательного интереса. Познакомилась с работами Г.И. Щукиной. Ей выделены следующие показатели уровня развития познавательного интереса: активность учащихся, выведение причинных связей и закономерностей самими учениками, самостоятельность выводов и обобщений, вопросы детей, участие в обмене информацией, участие по собственному побуждению в анализе исправлениях и дополнениях ответов одноклассников, реакция на звонок с урока. Опираясь на работы Г. И. Щукиной, разработала методику, которая эффективно работает в моей педагогической деятельности. В своей методике определила 4 показателя познавательного интереса: Направленность выбора деятельности, Познавательная активность, Количество и характер вопросов задаваемых учащимися, Характер поисковой и учебной деятельности. Показатель: направленность выбора деятельности оценивается при помощи анкетного метода. Детям предлагается ответить на вопросы: Какой предмет тебе нравится больше? Почему? По какому предмету тебе хотелось бы заниматься дополнительно? Чтобы информация была полной, ответить на подобные вопросы предлагаю и родителям в анкете. Примерные вопросы: -Какой предмет нравится больше вашему ребенку? Почему? -По каким предметам он предпочитает выполнять домашнее задание? -Всегда ли выполняет домашние задания? -Если не выполняет, причина не выполнения? -Выполняет ли задания необязательные? -Самостоятельно ли выполняет домашние задания. Показатель: познавательная активность определяется методом наблюдения по критериям: А) задают ли вопросы, Б) поднимают ли руки, В) включаются ли во фронтальную беседу Г) отвлекаются ли вовремя урока. Метод наблюдения дает возможность собрать факты в их живой взаимосвязи, проследить сам процесс становления и развития интересов у учащихся. С помощью этого метода был оценен и следующий показатель познавательного интереса: количество и характер вопросов задаваемых учащимися. Наблюдаю, задают ли дети вопросы и каков их характер. Кроме этого использую опросный метод. Предлагаю задать вопросы ответы, на которые они хотели бы получить. Четвертый показатель развития познавательного интереса: характер поисковой и учебной деятельности определяется при помощи метода-изучение продуктов деятельности учащихся. Детям предлагаются задания на уроке. Из предложенных нескольких заданий выбери, которое понравилось и выполни его. (Задания с возрастающей степенью сложности). Совокупность использования данных методов в моей методике помогает более точно определить уровень развития познавательного интереса младших школьников. Уровни развития познавательного интереса определяются мной на основе критериев разработанных Г.И. Щукиной в соответствии с разбросом суммарного балла: 4-8 баллов - низкий уровень 9-13 баллов - средний уровень 14-16 баллов - высокий уровень Результаты диагностики обрабатываю в соответствии со шкалой оценки показателей познавательного интереса. Направленность выбора деятельности. 1 балл. Свободное время заполняет случайными занятиями. 2 балла. Свой досуг редко посвящает расширению знаний, нуждается в побуждениях извне. 3 балла. Имеет место самостоятельная деятельность, иногда посещает целенаправленно кружки. 4. балла. Стремиться использовать время для расширения знаний, посещает кружки, выбирает дополнительную литературу. Познавательная активность. 1 балл. Отсутствует активность на уроке, отвлекается. 2 балла. Активность на уроке ситуативная, проявляется инертность мысли и деятельности. 3 балла. Активен в соответствии с побуждениями учителя. 4 балла. Высокая познавательная активность. Отвечает по собственному желанию, включается во фронтальную работу. Количество и характер вопросов задаваемых учащимися. 1 балл. Вопросы практически отсутствуют. 2 балла. Вопросы возникают редко, направлены на воспроизведение информации. 3 балла. Часто возникают вопросы на воспроизведение, почерпнутой в обучении информации и на уточнение каких-либо знаний. 4 балла. Возникают вопросы на установление взаимосвязи, на понимание закономерностей. Характер поисковой и учебной деятельности. 1 балл. Предпочитает выполнение заданий на репродуктивном уровне. 2балла. Предпочитает репродуктивный характер деятельности, редко выполняет задания на поисковом уровне. 3 балла. Предпочитает поисковый характер деятельности, но иногда выполняет задания на творческом уровне. 4 балла. Предпочтение учебной деятельности более трудного характера. В своей деятельности эффективно работаю над созданием педагогических условий, обеспечивающих повышение познавательного интереса младших школьников. Это подтверждают исследования, проводимые мной по описанной выше методике. На начальном этапе исследования (в первом классе) низкий уровень у 19 учащихся, средний у 9, высокого нет. На промежуточном этапе (по окончанию второго класса) низкий уровень у 15, средний у 11, высокий у 2 учащихся. На конечном этапе (по окончанию четвертого класса) низкий уровень у 10, средний у15, высокий у 3 учащихся.

© 2010-2022