Проектно – исследовательская деятельность по литературному чтению на тему: Занимательная Букволандия

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ « Средняя школа № 61»

Проектно - исследовательская деятельность

по литературе


на тему:

Проектно – исследовательская деятельность по литературному чтению на тему:Занимательная Букволандия



УЧАСТНИКИ : Учащиеся 1 «В» класса

РУКОВОДИТЕЛЬ : Коломоец Светлана Николаевна

Проектно – исследовательская деятельность по литературному чтению на тему:Занимательная Букволандия


г. Рязань 2011 г.

Актуальность проекта.


«Азбука - к мудрости ступенька.»

Русская пословица.


Проектная деятельность учащихся - одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект. Интерес к проблеме изучения темы « Алфавит» в первую очередь возник у меня, так как в период обучения грамоте ( чтению и письму) в 1-м классе, дети испытывали трудности в запоминании графического образа букв и их правильном названии . Актуальность глубокого изучения этой темы подтверждается тем обстоятельством, что одним из важнейших в начальном курсе русского языка и литературы является раздел « Звуки и буквы». К концу 1 класса учащиеся должны знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие: звуки произносим, буквы пишем. Учащиеся должны уметь:

  • Вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
  • Различать гласные и согласные звуки и буквы;
  • Четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы.

Гипотеза исследования. Если я правильно организую работу над проектом, то данная работа обеспечит активное и осознанное усвоение учащимися темы.

Визитка проекта.

« Расскажи - и я забуду.

Покажи - и я запомню.

Дай попробовать - и я пойму.»

Китайская пословица.


Для того, чтобы ребята активнее включились в работу над проектом, мы дали ему интересное название

«Занимательная Букволандия».

Что-то сказочное и не такое как у всех. Решили создавать алфавит из самых различных материалов. Даже придумали речевку:

« Алфавит для детей из подручных вещей». В процессе участия в проекте были привлечены знания и умения из области русского языка, литературы, окружающего мира и технологии. Проектно-исследовательская работа посвящена глубокому изучению темы «Алфавит» . В проекте принимали участие учащиеся 1 «В» класса и их родители. В рамках работы над проектом были предложены следующие темы исследований:

  • Что такое алфавит и азбука?

  • Как создавался алфавит?

  • Азбуки бывают разные.

  • Использование алфавита.

Учащиеся отвечали на проблемные вопросы:

  1. Чем алфавит отличается от азбуки?

  2. Кто и когда придумал алфавит?

  3. Зачем надо знать весь алфавит?

  4. С какой целью мы создаем свой Алфавит?

  5. Как быстрее и лучше запомнить буквы?

Выводы по исследовательской деятельности учащихся были сделаны следующие: 1.Слова «алфавит» и «азбука» означают одно и то же: азбука - славянское название букв; алфавит - греческое название букв: альфа (а) + вита (в). 2. Русскую азбуку придумали Кирилл и Мефодий в IX веке. 3.Современный алфавит составлен на основе этой азбуки ( кириллицы). 4. Свой алфавит мы создаем для того, чтобы использовать его в качестве дидактического материала на уроках русского языка, для оформления интерьера на празднике « Прощания с Букварем», окончания первого класса и начальной школы.

5. Если не будем знать алфавит, то не сможем:

  • читать и писать;

  • находить нужную книгу в библиотеке;

  • пользоваться:

- словарем,

- энциклопедией,

- каталогом.

6. Чтобы быстрее выучить алфавит, нужно:

  • учить стихи и скороговорки на нужную букву;

  • прописывать буквы;

  • много читать.

Информацию для изучения темы искали:

  • в фондах домашней, школьной и городской библиотек;

  • в Интернете.


Совместно с учителем провели экскурсии:

  • в школьную библиотеку, где познакомились с каталогом, словарями, энциклопедиями. Узнали, что весь материал оформлен строго в алфавитном порядке.
  • В школьный медицинский кабинет, где узнали, что медицинские карточки сначала оформляются по классам, а не по алфавиту и лишь потом, в отдельных папках, карточки располагаются в алфавитном порядке.
Также познакомились с личными делами учащихся, журналами. Узнали, что списки учащихся составляются строго в алфавитном порядке. Во время экскурсий проводили опросы библиотекаря, медицинского работника. Для оформления результата использовали индивидуальные и совместные с родителями работы учащихся, фотографии, картинки и иллюстрации. В работах использованы стихи собственного сочинения следующих учащихся:

- Гаргалоян Алины,

- Хламзиной Виктории,

- Синякова Николая
- Макарова Алексея.

Результаты исследования:

  • Глубоко изучена тема «Алфавит».

  • Подготовлен различный дидактический материал для изучения этой темы.

  • Формируется интерес к предмету и активная позиция ученика.

  • Развиваются умения оценивать работы своих товарищей.


Результаты проведенного исследования дают возможность утверждать, что разработанный проект позволяет повысить уровень подготовки учащихся начальной школы по теме «Алфавит», способствуют развитию творческой активности учащихся.

Источники информации:

  1. Экскурсии в библиотеку, медицинский кабинет.

  2. Справочная и художественная литература:

- В. Волина « Азбуковедение»

- С.Я.Маршак « Веселая азбука. Про всё на свете.»

- Б. Заходер « Мохнатая азбука».

- Г.Юдин «Букваренок».

- С.Михалков «Лесная академия».

- «Энциклопедия от А до Я».

- Беседы, разговоры в кругу семьи.

3. Материалы Интернет - сайтов.

Проектно – исследовательская деятельность по литературному чтению на тему:Занимательная Букволандия

Проектно – исследовательская деятельность по литературному чтению на тему:Занимательная Букволандия

Расскажи - и я забуду.

Покажи - и я запомню.

Дай попробовать - и я пойму.»

Китайская пословица.




Были определены следующие этапы работы над проектом:

  1. Выбор тем ученических исследований ( по предложению руководителя).

  2. Распределение букв алфавита среди учащихся класса для их последующего изготовления.

  3. Подбор литературы соответствующего содержания или собственное сочинение стихотворений на заданную тему.

  4. Проведение экскурсий.

  5. Выполнение работ (при помощи родителей).

  6. Оформление результатов работы ( при помощи учителя ).

  7. Защита своих работ.

  8. Организация выставки.

Проектно – исследовательская деятельность по литературному чтению на тему:Занимательная Букволандия

© 2010-2022