- Преподавателю
- Начальные классы
- Факультатив Сам себе МЧС 4 класс
Факультатив Сам себе МЧС 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тур М.М. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Факультативный курс «Сам себе МЧС»
4 класс (18 часов)
Пояснительная записка к факультативному курсу Рабочая программа по факультативному курсу для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, программы, составленной творческой группой авторов: Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. - М.: «Просвещение» 2008г, требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне».
Цель курса - сформировать у младших школьников потребность предвидеть возможные экстремальные ситуации, выработать навык их правильного анализа и адекватного поведения в них, т. е. грамотных действий в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на жизненном пути каждого.
Задачи курса: - привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни; - сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; - выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций. В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека. Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность предоставляет программа курса «Сам себе МЧС».
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Виды работ 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Практическая работа 1 1
Экскурсия
1
Проверочная работа (тест) 1 1
Содержание курса
Чрезвычайные ситуации локального характера (4 ч) Понятие: чрезвычайные ситуации локального характера. Личная безопасность в подъезде. Опасные места в доме. Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота. Правила поведения в лифте. Правила обращения с электроприборами. Правила обращения с газовыми приборами. Встреча с большой собакой, рядом с которой нет хозяина. Правила обращения с лекарствами. Пищевое отравление. Правила обращения с велосипедом, роликами, скейтбордом.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (8 ч) Понятие: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Правила поведения при пожарах и взрывах. Противопожарная безопасность. Правила поведения при выбросе ядовитых и радиационных веществ. Подробное знакомство с планом эвакуации. Телефонное хулиганство и наказание за него. Поведение в толпе людей, стремящихся покинуть здание, площадь. Действия людей, оказавшихся заложниками террористов и при освобождении. Правила поведения людей во время грозы, бури, смерча, оказавшихся либо в доме, либо на улице. Землетрясения, обвалы, оползни, сели. Снежная лавина. Правила поведения на воде, в лодке. Первая медицинская помощь утопающему. Паводки и наводнения. Правила поведения на льду. Полынья. Меры пожарной безопасности при разведении костра. Лесной пожар. Ядовитые грибы и ягоды. Правила сбора. Дикие животные.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3 ч.) Основные виды травм у детей младшего "школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, порезы, ссадины, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
Безопасное поведение на улице, на дороге, в транспорте (3 ч) Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств, Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажиров. Правила поведения в метро. Наземный транспорт. Личная безопасность на улице.
Планируемые результаты:
Личностные:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса. К концу обучения в 4 классе учащиеся должны знать: Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Правила перехода дороги; правила движения на велосипедах. Правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира. Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства. Как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду. Меры пожарной безопасности при разведении костра. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова. Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания). К концу 4 класса дети должны уметь: Правильно переходить дорогу, перекресток. Ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа. Оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).
Учебно-методические средства обучения Литература:
- Учебник: Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4 классы. Москва. «Просвещение» 2011 г.
- Программа. Основы безопасности жизнедеятельности. Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. М.: «Просвещение» 2008г
- Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы \ авт.-сост. Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2010
- Пташкина О.И. Учителю о дорожной азбуке: рекомендации по организации уроков и внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения/ Алма-Ата, «Рауан», 1990г.- 128с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М..: ВАКО, 2008. - 304с.
- Формирование здорового образа жизни у младших школьников/ ав.-сост. Т.Н. Захарова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 174с.
- Наглядное пособие «Детям о правилах дорожного движения»
- Наглядное пособие «Детям о правилах пожарной безопасности»
- Комплект плакатов №5 «Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях»
- Комплект плакатов №2 «Действия населения при стихийных бедствиях»
- Куда и как обращаться за помощью.
- Безопасность. Хорошие манеры.
- DVD Электронное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
- Электронное пособие «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»
- Электронное пособие «Сам себе МЧС»
Календарно-тематическое
планирование по факультативному курсу «Сам себе МЧС»
4 класса
18 часов
2011-2012 учебный год
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Тип
урока
Элементы
содержания
Используемые пособия к уроку
Дата проведения
план
факт
коррект
Раздел 1 . Чрезвычайные ситуации локального характера (4ч.)
1.
Личная безопасность в подъезде.
Опасные места в доме.
1
ознакомление с новым материалом
Звонок неизвестного в дверь.
Определение опасных мест в доме: кран, окно, кухонные приборы.
Электронное пособие
2.
Правила поведения в лифте.
Правила обращения с электроприборами.
Правила обращения с газовыми приборами.
1
комбинированны
Многоэтажный дом , лифт.
Действия детей, когда взрослых нет дома.
Электронное пособие.
Иллюстрации по теме.
3.
Правила обращения с лекарствами .
Пищевое отравление.
1
ознакомлновым материалом
Домашняя аптечка. Хранение и использование лекарств.
Некачественная пища.
Электронное пособие
4.
Велосипед, ролики, скейтборд.
Домашние животные.
Домашние растения.
1
комбинированны
Правила езды на велосипеде, роликах, скейтборде. ПДД
Правила обращения с домашними животными. Ядовитые растения.
Электронное пособие.
Плакат «Безопасность»
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного (8 ч)
Урок-аукцион. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасные игрушки.
5.
Пожары и взрывы.
Пожарная безопасность.
1
комбинированны
Пожар в помещении. Действия детей. План эвакуации.
Электронное пособие.
6.
Выброс ядовитых веществ.
Радиационная опасность
1
комбинированны
Правила поведения при выбросе ядовитых веществ и радиационной опасности. Сообщения по радио и телевизору.
Электронное пособие
7.
Поведение в толпе.
Захват заложников .
Освобождение заложников.
1
комбинированны
Действия в плотной толпе. Жертвы террористов. Правила поведения во время освобождения заложников
Электронное пособие
8.
Стихийные бедствия. Бури, ураганы, грозы, смерчи.
1
комбинированны
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Правила эвакуации.
Презентация «Действия людей в условиях ЧС» План эвакуации.
9.
Землетрясения.
Обвалы, оползни, сели.
Снежная лавина.
1
комбинированный
Причины возникновения стихийных бедствий. Виды стихийных бедствий. Штормовое.
Презентация «Стихийные бедствия»
10.
Правила поведения на воде, в лодке. Помощь утопающему. Паводки и наводнения.
Правила поведения на льду.
1
комбинированны
Правила поведения на водоёме. Купание, отдых у воды, катание на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Лёд.
Таблица « Основные спасательные средства»
11.
Лесной пожар.
Ядовитые грибы и ягоды.
Укусы насекомых.
1
комбинированны
Причины возникновения лесных пожаров. Действия людей. Правила сбора грибов и ягод. Чем облегчить
Боль от укусов.
Электронное пособие
Плакат «Съедобные и несъедобные грибы»
12.
Правила поведения в лесу.
Дикие животные.
1
комбинированный
Лес и человек. Правила. Встреча с дикими животными.
Электронное пособие
Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.(3 ч)
Основные виды травм у детей. Первая медицинская помощь.
1
ознакомлновым материал
Анализ последствий опасных ситуаций в повседневной жизни и причин их возникновения
Таблица «Виды травм»
13.
Носовое кровотечение. Солнечный удар.
1
применение знаний и умений
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь. Выработка умений по оказанию первой помощи при ссадинах, порезах, ожогах, укусах насекомых , носовом кровотечении , попадании инородного тела в глаз.
Инструменты и материалы для проведения практической работы.
14.
Первая медицинская помощь при ожогах и обморожении . Практ. работа 2 «Как правильно накладывать бинт»
1
применение знаний и умений
Ожоги, обморожения. Первые признаки нарушений кожного покрова. Первая помощь.
Презентация «Повреждение кожных покровов»
15.
Раздел 2. Безопасное поведение на улице, дороге, в транспорте.(3 ч)
Безопасность в авиатранспорте.
Безопасность в железнодорожном транспорте.
1
ознакомлновым материал
Поведение вблизи железнодорожных путей, в поезде.
Самолёт. Аэропорт. Правила.
Презентация «Виды транспорта»
16.
Правила поведения в метро.
Безопасность в наземном транспорте.
1
комбинированный
Метро. Эскалатор. Правила.
Виды наземного транспорта.
Правила.
Презентация «Виды транспорта»
17.
Правила перехода через дорогу.
Личная безопасность.
1
применение знаний и умений
ИБДД. Роль, функции дорожной инспекции
Электронное пособие
«Безопасность на улицах и дорогах»
18.