Факультатив Сам себе МЧС 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Факультативный курс «Сам себе МЧС»

4 класс (18 часов)

Пояснительная записка к факультативному курсу Рабочая программа по факультативному курсу для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, программы, составленной творческой группой авторов: Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. - М.: «Просвещение» 2008г, требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне».
Цель курса - сформировать у младших школьников потребность предвидеть возможные экстремальные ситуации, выработать навык их правильного анализа и адекватного поведения в них, т. е. грамотных действий в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на жизненном пути каждого.
Задачи курса: - привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни; - сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; - выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций. В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека. Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность предоставляет программа курса «Сам себе МЧС».

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

  • работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
  • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице. Тематическое планирование по курсу «Сам себе МЧС» осуществляется за счет времени регионального компонента из расчета 0,5 час в неделю в 4 классе, что составляет 18 часов в год.
Виды работ 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Практическая работа 1 1
Экскурсия
1
Проверочная работа (тест) 1 1


Содержание курса

Чрезвычайные ситуации локального характера (4 ч) Понятие: чрезвычайные ситуации локального характера. Личная безопасность в подъезде. Опасные места в доме. Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота. Правила поведения в лифте. Правила обращения с электроприборами. Правила обращения с газовыми приборами. Встреча с большой собакой, рядом с которой нет хозяина. Правила обращения с лекарствами. Пищевое отравление. Правила обращения с велосипедом, роликами, скейтбордом.


Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (8 ч) Понятие: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Правила поведения при пожарах и взрывах. Противопожарная безопасность. Правила поведения при выбросе ядовитых и радиационных веществ. Подробное знакомство с планом эвакуации. Телефонное хулиганство и наказание за него. Поведение в толпе людей, стремящихся покинуть здание, площадь. Действия людей, оказавшихся заложниками террористов и при освобождении. Правила поведения людей во время грозы, бури, смерча, оказавшихся либо в доме, либо на улице. Землетрясения, обвалы, оползни, сели. Снежная лавина. Правила поведения на воде, в лодке. Первая медицинская помощь утопающему. Паводки и наводнения. Правила поведения на льду. Полынья. Меры пожарной безопасности при разведении костра. Лесной пожар. Ядовитые грибы и ягоды. Правила сбора. Дикие животные.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3 ч.) Основные виды травм у детей младшего "школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, порезы, ссадины, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
Безопасное поведение на улице, на дороге, в транспорте (3 ч) Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств, Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажиров. Правила поведения в метро. Наземный транспорт. Личная безопасность на улице.

Планируемые результаты:

Личностные:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса. К концу обучения в 4 классе учащиеся должны знать: Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Правила перехода дороги; правила движения на велосипедах. Правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира. Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства. Как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду. Меры пожарной безопасности при разведении костра. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова. Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания). К концу 4 класса дети должны уметь: Правильно переходить дорогу, перекресток. Ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа. Оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).

Учебно-методические средства обучения Литература:

  1. Учебник: Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4 классы. Москва. «Просвещение» 2011 г.
  2. Программа. Основы безопасности жизнедеятельности. Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. М.: «Просвещение» 2008г
  3. Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы \ авт.-сост. Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2010
Дополнительная литература Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные планы. 3 класс \ Сост. Г.Н. Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2008 Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1976
  1. Пташкина О.И. Учителю о дорожной азбуке: рекомендации по организации уроков и внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения/ Алма-Ата, «Рауан», 1990г.- 128с.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М..: ВАКО, 2008. - 304с.
  3. Формирование здорового образа жизни у младших школьников/ ав.-сост. Т.Н. Захарова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 174с.
Наглядные пособия
  1. Наглядное пособие «Детям о правилах дорожного движения»
  2. Наглядное пособие «Детям о правилах пожарной безопасности»
  3. Комплект плакатов №5 «Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях»
  4. Комплект плакатов №2 «Действия населения при стихийных бедствиях»
  5. Куда и как обращаться за помощью.
  6. Безопасность. Хорошие манеры.
Мультимедийные материалы
  1. DVD Электронное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
  2. Электронное пособие «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»
  3. Электронное пособие «Сам себе МЧС»









Календарно-тематическое

планирование по факультативному курсу «Сам себе МЧС»

4 класса

18 часов

2011-2012 учебный год

п/п

Тема урока

Количество часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Используемые пособия к уроку

Дата проведения

план

факт

коррект


Раздел 1 . Чрезвычайные ситуации локального характера (4ч.)


1.

Личная безопасность в подъезде.

Опасные места в доме.

1

ознакомление с новым материалом

Звонок неизвестного в дверь.

Определение опасных мест в доме: кран, окно, кухонные приборы.

Электронное пособие


2.

Правила поведения в лифте.

Правила обращения с электроприборами.

Правила обращения с газовыми приборами.

1

комбинированны

Многоэтажный дом , лифт.

Действия детей, когда взрослых нет дома.

Электронное пособие.

Иллюстрации по теме.

3.

Правила обращения с лекарствами .

Пищевое отравление.

1

ознакомлновым материалом

Домашняя аптечка. Хранение и использование лекарств.

Некачественная пища.

Электронное пособие

4.

Велосипед, ролики, скейтборд.

Домашние животные.

Домашние растения.

1

комбинированны

Правила езды на велосипеде, роликах, скейтборде. ПДД

Правила обращения с домашними животными. Ядовитые растения.

Электронное пособие.

Плакат «Безопасность»

Раздел 3. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного (8 ч)

Урок-аукцион. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасные игрушки.

5.

Пожары и взрывы.

Пожарная безопасность.

1

комбинированны

Пожар в помещении. Действия детей. План эвакуации.

Электронное пособие.

6.

Выброс ядовитых веществ.

Радиационная опасность

1

комбинированны

Правила поведения при выбросе ядовитых веществ и радиационной опасности. Сообщения по радио и телевизору.

Электронное пособие

7.

Поведение в толпе.

Захват заложников .

Освобождение заложников.

1

комбинированны

Действия в плотной толпе. Жертвы террористов. Правила поведения во время освобождения заложников

Электронное пособие

8.

Стихийные бедствия. Бури, ураганы, грозы, смерчи.

1

комбинированны

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Правила эвакуации.

Презентация «Действия людей в условиях ЧС» План эвакуации.

9.

Землетрясения.

Обвалы, оползни, сели.

Снежная лавина.

1

комбинированный

Причины возникновения стихийных бедствий. Виды стихийных бедствий. Штормовое.

Презентация «Стихийные бедствия»

10.

Правила поведения на воде, в лодке. Помощь утопающему. Паводки и наводнения.

Правила поведения на льду.

1

комбинированны

Правила поведения на водоёме. Купание, отдых у воды, катание на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Лёд.

Таблица « Основные спасательные средства»

11.

Лесной пожар.

Ядовитые грибы и ягоды.

Укусы насекомых.

1

комбинированны

Причины возникновения лесных пожаров. Действия людей. Правила сбора грибов и ягод. Чем облегчить

Боль от укусов.

Электронное пособие

Плакат «Съедобные и несъедобные грибы»

12.

Правила поведения в лесу.

Дикие животные.

1

комбинированный

Лес и человек. Правила. Встреча с дикими животными.

Электронное пособие

Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.(3 ч)


Основные виды травм у детей. Первая медицинская помощь.



1


ознакомлновым материал

Анализ последствий опасных ситуаций в повседневной жизни и причин их возникновения

Таблица «Виды травм»

13.

Носовое кровотечение. Солнечный удар.

1

применение знаний и умений

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь. Выработка умений по оказанию первой помощи при ссадинах, порезах, ожогах, укусах насекомых , носовом кровотечении , попадании инородного тела в глаз.

Инструменты и материалы для проведения практической работы.

14.

Первая медицинская помощь при ожогах и обморожении . Практ. работа 2 «Как правильно накладывать бинт»

1

применение знаний и умений

Ожоги, обморожения. Первые признаки нарушений кожного покрова. Первая помощь.

Презентация «Повреждение кожных покровов»

15.

Раздел 2. Безопасное поведение на улице, дороге, в транспорте.(3 ч)


Безопасность в авиатранспорте.

Безопасность в железнодорожном транспорте.



1


ознакомлновым материал

Поведение вблизи железнодорожных путей, в поезде.

Самолёт. Аэропорт. Правила.

Презентация «Виды транспорта»

16.

Правила поведения в метро.

Безопасность в наземном транспорте.

1

комбинированный

Метро. Эскалатор. Правила.

Виды наземного транспорта.

Правила.

Презентация «Виды транспорта»

17.

Правила перехода через дорогу.

Личная безопасность.

1

применение знаний и умений

ИБДД. Роль, функции дорожной инспекции

Электронное пособие

«Безопасность на улицах и дорогах»

18.


© 2010-2022