- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок -проект по литературному чтению на тему: Сочиняем сказку
Урок -проект по литературному чтению на тему: Сочиняем сказку
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рябухина Л.Н. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка.
Данный урок речевого творчества «Сочинение сказки» может быть включён в раздел «Устное народное творчество» по литературному чтению в любой программе, как обобщающий урок, так и использован во внеурочной деятельности учащихся.
Цель: Создать условия для развития творческих способностей учащихся.
Задачи: Закрепить знания детей о сказках.
Выявлять и поощрять творческие проявления учеников.
Развивать речевые умения и навыки.
Воспитывать интерес к народному творчеству, умение работать в группе.
Как итог данной работы можно опубликовать сказки в школьной газете или оформить выставку работ на стенде.
1. Организационный момент, сообщение темы, целей урока. (Слайд 1)
а) - Отгадайте слово по шифру и узнаете тему нашего урока. (Сказка)
Шифр:
З А К С
б) Просмотр видеозаписи «В гости к сказке» (Слайд 2)
в) - Прочитайте пословицу.
Сказка- ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Мир сказок разнообразен и интересен. Их читают люди любого возраста. Сказки не только развлекают читателей, но и воспитывают, учат быть хорошими людьми.
- Как вы думаете, кто сочинял сказки?
- Самые простые люди, как мы с вами.
- А о чём мечтали люди, сочинявшие сказки?
- Они мечтали о хорошей жизни, справедливости и победе добра над злом.
- Вот и мы сегодня с вами попробуем сочинить сказку.
2. Повторение сформированных умений и навыков.
- Вспомните, что вы знаете о сказках? (Слайд 3)
- Виды сказок?
СКАЗКИ
БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ ВОЛШЕБНЫЕ
(Слайд 4) Бытовыми сказками называются такие, в которых отражаются черты народного быта. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность, сатирические мотивы, посредством которых высмеиваются и осуждаются человеческие пороки и недостатки: ложь, жадность, предательство .
(Слайд 5) Сказками о животных называются такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Эти сказки должны были возникнуть в ту эпоху, когда основные занятия заставляли человека часто сталкиваться со зверями, т.е. в эпоху звероловства и скотоводства. Главными действующими лицами русских сказок являются лиса, волк, медведь, заяц, коза и козел, бык, лошадь, собака, ворон, петух. Наиболее часто героями сказок о животных являются лиса и волк. Объясняется это тем, что, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятельности т.о. человек имел возможность очень близко познакомиться с их характером и повадками.
(Слайд 6) Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.
(Слайд 7) В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия.
Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.
Развитие сюжета - это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её.
Развязка - это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» - то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
3. Творческое применение знаний и умений.
(Слайд 8) Игра: Мячик сказочный поймай - сказку нашу продолжай.
- Сейчас я начну одну сказку, а потом брошу мячик любому из вас. Каждый, кому бросят мяч, должен придумать продолжение нашей истории. Итак, я начинаю «Жила-была на свете собака. Только была она необычная…»
Учитель анализирует получившуюся сказку, дети также высказывают свои мнения.
4. Упражнение по отработке навыков.
(Слайд 9) Ты карточки соедини - и картинку получи.
- Сейчас мы с вами разделимся на группы по 4 человека (можно использовать разрезанные картинки сказочных героев).
- В каждой группе выберите ответственного. Он будет корректировать работу в группе.
- Ответственные подойдите ко мне.
(Дети выбирают на листочках задания, начало сказки)
Каждое лето я езжу к бабушке в деревню. У неё большой старый дом. Однажды я забрался на чердак…
Жили-были дед и баба. Однажды поздно вечером кто-то постучался в дверь…
Однажды я ходила в лес за грибами. Набрав целую корзину, я уже было собралась домой, как вдруг…
Однажды мне приснился сон. Я иду по зелёному лугу, светит яркое солнышко, летают бабочки, как вдруг…
Жил-был мальчик. Он всегда был грустный. Однажды…
В лесу жил маленький ёжик. Всех он боялся, потому, что был без иголок. Однажды …
(Слайд 10) - Ты все знания возьми - с друзьями сказку сочини.
А помогут вам подсказки для создания сказки.
Помочь написать вам сказку помогут вопросы-помощники.
Кто это был?
Какой он был?
Что сделал?
Что сказал?
Что ему ответили?
Что было вокруг?
Чем все окончилось?
Какая сказка у вас получится волшебная, бытовая или о животных это неважно, главное, чтобы она была интересной и поучительной. Не забывайте о пословице, о которой мы говорили в начале урока.
Запишите получившуюся сказку на листе.
5. Итог урока с оценкой проделанной уч-ся работы.
6. Домашнее задание: Отредактировать содержание сказки и оформить работу рисунками.