Урок математики «Число 0, цифра 0. Свойства нуля»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ТЕМА: Число 0, цифра 0. Свойства нуля.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Сформировать представление о числе 0 и его месте в числовом ряду; способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сравнению, сложению и вычитанию с 0, тренировать навыки счета в пределах 9, мыслительные операции; речь, творческие способности учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
  1. презентация темы;
  2. числовой луч, карточки с примерами, геометрические фигуры, сигнальные карточки светофора (для физкультминутки), числа на магнитах.
  3. портреты Мальвины и Буратино;
  4. мяч
У учащихся: числовые вееры, сигнальные карточки «светофоры».
ХОД УРОКА:
1.Самоопределение к учебной деятельности. Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности 2)определить содержательные рамки урока.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Попытайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Думать, доказывать, решать.
2.Актуализация знаний Цель: 1) актуализировать знания нумерации чисел от 1 до 20. 2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 9, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 9, к нахождению чисел, смежных с заданным числом, по модели числового отрезка; 3) зафиксировать индивидуальное затруднение - неизвестен способ обозначения числа 0.
Организация учебной деятельности на этапе 2.

Проведем арифметическую разминку. У меня на столе конфеты. Надя будет складывать их в пакет. А вы будете хором считать. - Счет от 1 до 9 вперед. (Выставляются цифры) - Что обозначает каждая цифра? (Количество предметов) - Таким образом, что мы с вами получили? (Числовой ряд) - С какого числа начинается ряд чисел? ( С числа 1) - Сколько конфет у нас в мешочке? (9) - Дайте характеристику числу 9. - А как получить каждое следующее число? (Увеличиваем на1)

- А как получить предыдущее число? (Надо уменьшить на 1) - А теперь, достаем из мешочка конфеты и отмечаем сколько осталось на числовом отрезке
(Счет в обратном порядке) - Сколько конфет в мешочке? (В мешочке нет конфет, 0) - Какой цифрой обозначим отсутствие предметов? - Цифрой 0. - Кто может показать нам эту цифру? - Ребята, на предыдущих уроках, мы с вами встречались с этой цифрой? Решали ли мы примеры с этим числом? (Нет) - Можете ли вы предположить какой будет тема нашего урока? - Вспомните по какому плану мы работаем при знакомстве с новым числом и цифрой.
Исходя из этого плана, давайте сформулируем задачи сегодняшнего урока. Алгоритм:

  1. Что обозначает число 0
  2. Научиться писать цифру 0
  3. Определить его место в ряду чисел
  4. Учиться решать примеры, в которых есть 0
А еще, мы познакомимся со свойствами числа 0
3. Фиксация индивидуального затруднения - неизвестен способ обозначения числа 0. Постановка учебной проблемы. Цель: 1) организовать выявление и фиксирование учащимися причины затруднения - обозначение числа 0 при помощи цифры; 2) согласовать тему и цель урока
Организация учебной деятельности на этапе 3
4.Проектирование и фиксация нового знания.
1. Решение первой задачи. Что обозначает число 0 - А теперь приступим к решению первой задачи. 2. Откройте учебники на странице 30. Урок 16.
Ветер осенью летал Ветер листики считал Ветер злился и сбивался, Лист от ветки оторвался Оторвался, улетай А осталось, посчитай!
- Сколько точек на кости домино? (Ни одной) - Сколько предметов в мешке? (Ни одного)
- Сформулируйте вопросы, чтобы ответом было число 0? Например: Сколько груш может вырасти на яблоне? Сколько Марин учится в нашем классе? Сколько апельсинов у меня в руке? - Сформулируйте вопросы, чтобы ответом было число 0? (Дети светофором контролируют правильность постановки вопросов) - Так что обозначает число 0? (Отсутствие предметов) - Почему на числовом отрезке ноль обозначен красным цветом? Перед каким числом стоит ноль? - А перед каким числом? Вывод: Все числа обозначают количество предметов, а ноль не обозначает количества .И стоит вначале числового ряда, не является натуральным.
- Ребята, мы уже успели рассмотреть ноль, определить его место в ряду чисел, но также мы должны научиться правильно писать цифру 0. - На что похожа цифра 0?
Цифра вроде буквы О - Это ноль иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки!
2) Определение способа обозначения числа 0 графически и цифрой и последовательности действий при записи цифры 0 (с.31) - Рассмотрите образец написания цифры на доске и в прописях. На что нужно обратить внимание? (Пишется в правой части клетки, начинаем писать из верхнего правого угла, закругляем влево и пишем овал, внизу касание на середине клетки) - Что еще можно отметить? (С наклоном, похож на букву О) - Напишите в прописях первую строчку: сначала обведите по контуру, затем самостоятельно, не забывайте отступать одну клеточку вправо) Самоконтроль, самооценка
Физкултьминутка Учитель показывает детям сигнал светофора. На красный свет все сидят, на желтый - встают, а на зеленый энергично бегут на месте.
- Переходим к решению следующей задачи урока. Будем учиться решать примеры с числом 0. 3) Выведение формул сложения и вычитания с 0
- Сегодня наши помощники мальчик с длинным носом и девочка с голубыми волосами. Вы догадались кто это? (Мальвина и Буратино)
№1 с комментированием - К трем треугольникам прибавили пустой «мешок», в результате получили те же треугольники (дорисовывают фигуры в мешок сумму). Значит. 3 + 0 = 3 - Придумайте свои подобные выражения, подставляя другие числа. - Всегда ли при сложении числа с нулем получается то же самое число? Почему? - Как это записать для любого числа а? (При сложении «мешка» с пустым «мешком» его содержимое не меняется) Вывод: а + 0 = а - Буратино закопал на Поле чудес 5 золотых монет У него выросло 0 монет. - какое выражение составим? Сколько всего монет стало? 5 + 0 = 5 - А если мы поменяем местами «мешки» и в начале возьмем пустой «мешочек» и прибавим к нему «мешочек» с тремя квадратами. Что положим в «мешок» сумму? (те же три квадрата.) - Какое свойство сложения мы здесь использовали? (От перестановки мест слагаемых сумма не меняется) - Как это записать для любого числа а ? Вывод: 0 + а = а
№2 (1 часть) с комментированием - От мешка с двумя кругами отняли пустой мешок. Что получили в результате? (те же круги, ничего не изменилось) Дорисуйте фигуры в мешок разность. Значит: 2 - 0 = 2 - Всегда ли при вычитании из числа нуля получается то же число? Почему? - Приведите свои примеры, подобных выражений.
- Как это записать для любого числа а? ( При вычитании из мешка пустого мешка его содержимое не меняется) Вывод: а - 0 = а - Мальвина учила Буратино решать задачи. Из трех задач он решил ноль задач. Сколько ему осталось решить? 3 - 0 = 3
№2 (2 часть) с комментированием - От мешка с двумя овалами отняли мешок с двумя овалами. Что положим в мешок разность? (Нам нечего положить) - Всегда ли так: если мы из числа вычитаем то же число, то получаем ноль? Докажите. - Как это записать для любого числа а? (При вычитании из мешка такого же мешка ничего не остается) Вывод: а - а = 0 - Мальвина придумала 4 смешных обзывалки для Карабаса Барабаса. Она прокричала 4 обзывалки. Сколько осталось? 4 - 4 = 0
№3 - А если к нолю прибавить ноль? Что нарисуем в мешочках? (Ничего.) - А что запишем в сумме? (Ноль) - А если из ноля отнять ноль? (Тоже самое) Итог: - Ребята, еще раз внимательно посмотрите на формулы, которые мы вывели на уроке. Что означает в формулах а? Это переменная, вместо нее можно поставить любое число. А для чего мы с вами вывели эти формулы? (Чтобы использовать их при решении примеров, где один из компонентов ноль) - Если к числу прибавить 0, то… - Если из целого вычесть часть, то… - Если все части сложить, то… - Если из числа вычесть 0, то…
5. Первичное закрепление
Самостоятельная работа №4 (1 строка с комментированием) - Сопоставление с формулами. 5 - 5 = 6 - 0 = 9 - 0 = №5 первый пример Самостоятельная работа 8 - 0 = 0 + 2 = 7 - 7 = (проверка светофорами ) № 5 второй пример - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки?
6. Включение в систему знаний и повторение. - Наши герои решили посмотреть, как с их помощью вы усвоили новый материал. Для этого они предлагают вам принять участие в игре «Кто быстрее?» 1 вариант второго ряда - это команда Буратино, 2 вариант второго ряда - это команда Мальвины. Остальные ребята - болельщики + 2 эксперта - Молодцы!
Задание на логическое мышление: №7 - Буратино хочет подарить Мальвине на день рождения мячик. Помогите ему выбрать . Обоснуйте ответ.
Игра с мячом (мяч бросается детям с вопросом, они возвращают с ответом) - Если к числу прибавить 0, то… - Если из целого вычесть часть, то… - Если все части сложить, то… - Если из числа вычесть 0, то…
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Игра с мячом (мяч бросается детям с вопросом, они возвращают с ответом)
- С каким числом познакомились? - Какие свойства вы узнали? - Где вам будут нужны эти знания? - Что было трудным? - Что было интересным?
Ребята, а если ноль - это ничего не значит, тогда зачем нужна цифра, ведь она все равно ничего не обозначает? (предположения детей)
Вот это ноль - иль ничего. Послушай сказку про него. Сказал веселый круглый ноль Соседке единице - С тобою рядышком позволь Стоять мне на странице! Она окинула его Сердитым гордым взглядом: - Ты, ноль, не стоишь ничего, Не стой со мною рядом! Ответил ноль: - Я признаю, Что ничего не стою, Но можешь стать ты десятью, Коль буду я с тобою. Так одинока ты сейчас, Мала и худощава Но будешь больше в десять раз Когда я встану справа Напрасно думают, что ноль Играет маленькую роль
© 2010-2022