Урок русского языка Роль прилагательного в речи

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Роль прилагательного в речи».

Цель: формировать знания о роли имени прилагательного в речи;

Задачи: закрепление знаний о морфологических особенностях имен прилагательных; развитие орфографических знаний, расширение кругозора через межпредметные связи с литературой и изо; воспитание любви к природе, интереса к уроку.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, сигнальные карточки.

Ход урока

Орг. момент.

Психологический настрой.

- Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в нашей школе начались уроки,

Мы не будем тратить время зря,

И приступим сразу все к работе.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Сегодня мы представим себя художниками. (Дети надевают береты)

Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень восприимчивыми. Сегодня нам поможет художница, а кто она отгадайте: Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Минутка чистописания.

- Имя прилагательное предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает глухой согласный звук, она парная согласная, ее - «соседями» в алфавите являются буквы «О» и «Р».

-Отгадали, какая эта буква?

-Правильно, это буква «П». (Слайд)

-Приступаем к работе.

- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв.

- П п

- понятие ,предложение, прилагательное

- Молодцы, написали красиво , аккуратно.

- Какую картину жизни вокруг себя вы хотите бы видеть?

-Давайте наполним мир вокруг нас самыми разными именами прилагательными, которые вы видите на экране. (Слайд)

Св.бодная, кр.сивая, мирная, дружная, счас. ливая, нез.висимая

-Нужно написать , вставить пропущенные буквы, поставить ударение и запомнить их написание. (С комментированием, сидя на месте)

- Но чтобы наполнить мир разными именами прилагательными, необходимо очень хорошо знать, что это за часть речи, по каким законам она живет в языке, как с ней нужно обращаться.

- Для этого мы поиграем в игру. Если соглашаетесь, то поднимаете красную карточку, если нет - синюю. (Слайд)

*Имя прилагательное относится к служебным частям речи. (-)

* Имя прилагательное - самостоятельная часть речи. (+)

* Имя прилагательное обозначает предмет. (-)

* Имя прилагательное обозначает признак предмета. (+)

* Имя прилагательное отвечает на вопросы где? как? куда? (-)

* Имя прилагательное отвечает на вопросы какая? какой? какие? (+)

* Имя прилагательное имеет постоянный род. (-)

*Имя прилагательное изменяется по родам, числам и по временам. (-)

*Имя прилагательное изменяется по падежам, числам и по родам. (+)

*Род имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано. (+)

- Раз мы художники, то должны знать жанры изо.

- Давайте сегодня их повторим.

- Какие жанры изо мы знаем?

(Слайд)

- Жанр ИЗО - «Натюрморт»

- Отгадайте, о каких предметах идет речь?

*Круглый, как мяч, с виду зеленый, в середине красный, на вкус сладкий.

* Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, на се6я не велит.

* Носик стальной, а хвостик льняной.

* Окраской - сероватая, повадкой- вороватая,

Крикунья- хрипловатая, известная персона.

Кто она?

- Как вы определили, о чем говорится в загадках?

- Какая часть речи помогла тебе точно определить описание предмета?

- Теперь устно подберите прилагательное к словам: лимон, кофе.

- Значит, какие признаки могут назвать имена прилагательные?

Физминутка.

- Мы художники и мы должны знать оттенки цветов. (Слайд)

- Внимание на экран. Здесь спрятались два цвета: красный и зеленый.

- Сгруппируйте их по основному цвету.

(малахитовый, алый, багровый, изумрудный, пунцовый, салатный)

(Слайд)

- Следующий жанр- «Пейзаж»

-Писатель описывает картины жизни, явления природы, передает свои чувства с помощью слов.

- Внимание на экран. (Слайд)

- Прочитайте и сравните тексты.

- Можно ли считать тексты одинаковыми? Почему?

- Какая часть речи делает текст более точной, красивой?

- А теперь возьмите простые карандаши и нарисуйте деревья, небо, травы.

- Нравится рисунок? Почему?

- А теперь раскрасьте их цветными карандашами.

- Что скажите теперь?

- Что общего у рисунка со вторым текстом?

- Какую роль выполнил цвет в рисунке и прилагательные в тексте?

(Слайд)

- Жанр «Портрет»

- Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Работа по учебнику.

- Откройте учебники с. 71, упр. 211.(устно)

- Вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

-Прочитайте задание к упр.

(Слайд)

- Следующий жанр «Анималистический»

- Также прилагательные- синонимы и антонимы, прилагательные в прямом и переносном значении делают описание ярким, точным и выразительным.

- В этом мы убедимся, выполняя следующие задания.

- Самостоятельное выполнение упр.215 по вариантам.

- Следующее задание, будем выполнять у доски и за партами. (Запись под диктовку.) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. У рыцаря было железное сердце и острый ум. Грустный дождь стучал в окно.

-Назовите прилагательные в переносном значении.

(Слайд)

- Жанр «Архитектура»

- На какую тему данные рисунки?

-Какой праздник приближается?

-Устно составьте предложения по рисункам.

- Обратите внимание, каких частей речи больше вы употребили и почему?

Итог:

-Какую роль играют имена прилагательные в речи?

Оценки.

Д/з: с. 71,упр. 214.















Тема: «Роль прилагательного в речи»

(русский язык 4 класс)

Провела: Кушанова Н.А.

© 2010-2022