- Преподавателю
- Начальные классы
- Сжатое изложение повествовательного характера по рассказу И. Лебедева «Как вороны Дружка перехитрили»
Сжатое изложение повествовательного характера по рассказу И. Лебедева «Как вороны Дружка перехитрили»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лобас Г.И. |
Дата | 09.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока сжатого изложения учителя 4 «Б» класса Лобас Г.И.
Тип урока: развитие речи
Тема: Сжатое изложение повествовательного характера по рассказу И. Лебедева «Как вороны Дружка перехитрили» .
Цель: научить писать сжатое изложение на основе художественного текста, закрепить умение корректировки печатного текста с помощью ноутбука.
Задачи:
-
Повторить знания о тексте - повествовании, о сжатом изложении, умение составлять план, учить сжато пересказывать текст, формировать умение использовать языковые авторские средства;
-
Обогащать словарный запас, развивать память, внимание, мышление, творческие способности; воспитывать любовь к повествовательным рассказам, развивать чувство юмора.
Формируемые УУД:
Познавательные: понимание информации, проведение анализа прочитанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации, установление логической цепи в содержании микротем прочитанного текста.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Регулятивные: понимание задания и конечного результата, понимание алгоритма работы, умение использовать приемы сжатия, умение корректировать написанное, контроль правильности выполнения задания, умение сохранять основную мысль.
Личностные: умение уважать позицию автора, адекватно передавая её, понимание значимости приобретенных знаний и умений, использование их в учебной деятельности, умение понимать основную идею текста.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки, черновики с печатной основой.
Карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
-
Мотивация.
-
Решение проблемы.
Анализ первичного восприятия
Пересказ текста.
Орфографическая подготовка.
Чтение сокращенного варианта текста.
3.Самостоятельная работа.
4.Домашнее задание.
-- Ребята, в редакцию одного известного детского журнала поступила интереснейшая статья о забавном случае, произошедшем с милым, незадачливым щенком. Но вот беда! Статья была довольно объемной и не помещалась в отведенном для неё в журнале месте. Как быть? И напечатать невозможно (ведь другие материалы уже полностью подготовлены авторами к печати), и исключить описание приключений щенка жалко… Что же делать? Как бы вы поступили на месте редактора журнала и автора статьи?
Формулировка цели исследования.
-- Какие способы сокращения текста вы знаете?
--Давайте попробуем себя в роли редакторов журнала, кратко изложим текст рассказа для отправки его в редакцию.
-
Текст рассказа находится на рабочем столе ваших компьютеров. Включите ноутбуки. Зайдите на рабочий стол, найдите файл с названием «Как вороны Дружка перехитрили». Откройте файл.
Прочитайте текст.
--Обратите внимание на заглавие текста. Что в связи с таким названием важно в тексте? Подумайте нужны ли встречающиеся описания(первый и второй абзацы)?
-- Выделите ненужный первый абзац и удалите его из текста.(левая кнопка мыши+выделить+delete)
--Получилось?
Объедините первый и второй абзацы.
--С чего начинается рассказ теперь? Прочитайте первый абзац.
Однажды с Дружком произошла забавная история. Щенок готовился вкусно позавтракать. Хозяйка поставила перед ним чашку рыбных пельменей. А на изгороди сидели две вороны и внимательно следили за хозяйкой.
--Прочитайте второй абзац. Исправьте ошибку в тексте. Только хозяйка ушла, они мигом соскочили с изгороди и - к Дружку. Одна ворона спереди, другая сзади подкрадывается. --Что пришлось допечатать? --Читаем третий абзац. Дружок оскалил зубы, шерсть на спине зашевелилась и встала дыбом. Лапы поставил так, чтобы никто не смог украсть чашку. В это время одна ворона сильно ущипнула его за хвост. Он развернулся и бросился за обидчицей. Другая ворона только этого и ждала. Она схватила пельменину и взлетела на крышу сарая. --В первых двух предложениях каким словом можно назвать состояние щенка. --Прочитайте четвертый абзац. Здесь действия ворон повторяются. Попробуйте исключить лишние детали. --Что произошло со второй пельмениной? Дружок возвратился к чашке. А ворона была уже на месте и ущипнула Дружка за хвост. И пока пес гнался за ней, вторая пельменина тоже была уже на крыше. Значит, вороны опять обманули щенка. История повторилась. Выделите второе и третье предложения и удалите их. --Напечатайте вместо удаленных новое предложение.
Прочитайте последний абзац. Нужно здесь что-нибудь сокращать? Так вороны все пельмени и перетаскали. Дружку осталась только пустая похлебка. Прочитайте получившийся сокращенный вариант рассказа. Теперь мы сможем уместить эту заметку в детский журнал.
составление плана
-
сколько частей получилось в нашей заметке?
--Прочитайте первую часть. О чем главном здесь нужно сказать?
-
Как можно ее озаглавить?
--Прочитайте вторую часть. О чем нужно сказать обязательно?
Как озаглавим вторую часть?
--Прочитайте третью часть. О чем здесь надо не забыть?
-
Как озаглавим третью часть?
-
Прочитайте и озаглавьте четвертую часть.
-
Теперь сохраните полученный текст на рабочем столе и выключите компьютер.
-
Посмотрите на доску.
На интерактивной доске написан план:
1. Как Дружок собирался позавтракать.
2. Наблюдатели.
3. Воронья хитрость.
4. Пустая похлёбка.
--Перескажите получившийся текст.
Перед вами лежат листочки. Выполните задания на них.
Вставь пропущенные буквы:
На изгород…, к чашк…, Подбери однокоренные слова: Сидели-……………….., следили-……………., соскочили-……………, схватила-………………… , защищал-…………..,взлетела-…………….. Разбери слова по составу: Похлебка, перетаскали Сейчас я еще раз прочитаю вам текст, после чего вы запишите его на черновики, используя опорные слова, записанные на ваших листочках.
Однажды с Дружком произошла забавная история. Щенок готовился вкусно позавтракать. Хозяйка поставила перед ним чашку рыбных пельменей. А на изгороди сидели две вороны и внимательно следили за хозяйкой. Только хозяйка ушла, они мигом соскочили с изгороди и - к Дружку. Одна ворона спереди, другая сзади подкрадывается. Дружок разозлился. Он защищал свою еду. В это время одна ворона сильно ущипнула его за хвост. Он бросился за обидчицей. Другая ворона только этого и ждала. Она схватила пельменину и взлетела на крышу сарая. Дружок возвратился к чашке. История повторилась сначала. Так воровки все пельмени и перетаскали. Дружку осталась только пустая похлебка.
-
Как Дружок собирался позавтракать.
Однажды, забавная, готовился, хозяйка поставила, сидели, следили.
-
Наблюдатели.
Соскочили, спереди, сзади, подкрадывается.
-
Воронья хитрость.
Разозлился, защищал, ущипнула, бросился, схватила, взлетела, возвратился, повторилась.
-
Пустая похлёбка.
Воровки, перетаскали, осталась.
Записать сжатый текст в тетрадь. Найдите иллюстрации из интернета, которые можно добавить к нашей заметке.
Регулятивные УУД
Дети высказывают предположения.(Сократить текст)
Личностные УУД
--Исключить лишние подробности, обобщить детали или применить оба способа.
Дети выполняют команды.
Читаем.
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
--Нет.
Дети выполняют задание.
--Да.
Находят и читают.
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
--Букву Я в слове другая.
Регулятивные УУД
- Разозлился. Пытался защититься.
--То же, что и с первой.
-
История повторилась сначала.
-Нет.
Регулятивные УУД
- Четыре.
1. Как Дружок собирался позавтракать.
2. Наблюдатели.
3. Воронья хитрость.
4. Пустая похлебка.
ВЫКЛЮЧАЮТ КОМПЬЮТЕРЫ.
Личностные и регулятивные УУД
Пересказывают текст.
Выполняют задания на листочках.
Слушают текст еще раз.
Познавательные, регулятивные, личностные УУД.
Записывают текст на черновик.
Зачитывают получившийся текст.