Организация учебной деятельности в режиме класса-комплекта в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МОБУ Ромненская СОШ - Калиновская ООШ









«Организация урочной деятельности в режиме класса- комплекта в условиях внедрения ФГОС НОО»

Подготовила

учитель начальных классов

Алексеенко Ирина Петровна

2015 год Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования. (2 слайд) С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей. (3 слайд) Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. (4слайд) Да, перед начальным образованием ставятся новые цели образования, в основе которых лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это «система сменяющих друг друга деятельностей». «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Системно - деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: - ставить цели, - решать задачи, - отвечать за результаты. Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. В этом году я работаю в режиме класса-комплекта по внедрению ФГОС в НОО. (5слайд)
Главная цель моей педагогической деятельности - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
И здесь появляются различные трудности. Хорошо бы все ученики имели высокий уровень развития, высокую мотивацию к учебе. Но, увы, это не так.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, то есть универсальные учебные действия.

Каждый урок в классе-комплекте - это фактически два урока в одном одновременно. Поэтому учитель:
- вынужден 4-5 раз перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель в каждом;
- должен распределять время между классами так, чтобы достичь усвоения главного на уроке;
- знать, как действовать, чтобы не нарушить логику познавательного процесса;
Организация учебной деятельности в режиме класса-комплекта в условиях внедрения ФГОС(из опыта работы)- должен стимулировать восприятие новых знаний, их понимание, усвоение, запоминание детьми разного возраста и различного уровня подготовленности.
С первых дней поступления в школу создаю доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Все это способствует снятию тревожности.(6 слайд) Содержание образования сильно изменилось, реализуя новый стандарт, изменился и сам принцип построения урока. Для организации деятельности учащегося перехожу с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания - сложнее, проще самому объяснить материал, но знания, полученные в результате поиска, отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Часто свои уроки начинаю не с ответов, а с вопросов, ставлю перед детьми проблему. Через проблемную ситуацию, проблемный вопрос обучающиеся могут сформулировать тему урока. Хорошо, когда в классе есть несколько мнений, выслушиваю каждое, дети не боятся высказываться, спорить, доказывать. В ходе выполнения заданий, упражнений предлагаю учащимся сделать вывод, а затем сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом в учебнике, учу детей ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. (7-8слайды) Дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Проблемное обучение предполагает инициативу, самостоятельность, творчество, то есть активную «исследовательскую» деятельность обучающихся. Некоторые дети заранее смотрят, что будем изучать на следующийдень.Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, то есть не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место. Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных действий, которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому. На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы использует каждый учитель при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником. Использование таких схем приносит положительные результаты. Также в своей работе использую единый алгоритм решения задач, «круговые» схемы задач. На уроках русского языка широко ввожу разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используем единую памятку «Пишу грамотно». Кроме этого, пользуюсь карточками - орфограммами. Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме. Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы

Литературное чтение - осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Поэтому на уроках поэзии два вида искусства - стихи и музыка -часто находятся рядом. Учитывая, что каждый ребенок увидит и почувствует читаемое по-своему, стараюсь раскрыть его индивидуальность. Много времени отвожу самостоятельному чтению «Читай самому себе». Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте. Особое место отводится экскурсиям. Хрустальный день осени, березу в бахроме, лес под шапкой зимы в природе рассматриваем и ощущаем воочию, а не по картинкам учебника и словарю. Вскоре обучающиеся сами начинают наблюдать изменения в природе и с утра в классе звучит: «А вы видели…», «А я любовался…». Уроки проводим в форме диалога, начиная со слов «Мне кажется…», «Я думаю…» (9 слайд) Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определѐнного отрезка времени. Только в этом учебном году выполнены проекты по таким темам:«Моя малая Родина», « моя семья», «Мой класс и моя школа», « Будь природе другом», «Родное село», « О чём может рассказать школьная библиотека» и другие. (10 слайд) Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даѐт также и групповая форма работы. Так как в классах мало детей, то приходится проводить самый простой вид групповой работы - работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаюобучающимся в случае разногласий задать вопрос учителю или обучающимся с соседней парты (второклассникам). Выделяю на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут. На таких уроках как технология, изобразительное искусство, окружающий мир ребята занимаются в группах, они сами добывают знания, учатся работать по алгоритму, на каждом уроке оценивают себя, проводится рефлексия. Им интересно совместно делать открытия, узнавать всё новое и новое. Уже к концу третьего модуля дети научились работать в группе, самостоятельно работать, помогать друг другу. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития. (11 слайд) Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения, провожу физкультминутки. (12 слайд) С чего же начинается урок? Видеофрагмент урока) Какие же плюсы и минусы в работе в режиме класса - комплекта по внедрению ФГОС в НОО. Плюсы: обучающиеся быстрее учатся самостоятельно выполнять задания; учитель успевает выслушать мнение каждого ученика; можно проследить работу в парах. Минусы: групповая работа практически не проводится; иногда на уроке в полном объёме материал не выдаётся, поэтому самостоятельно происходит закрепление при выполнение домашних заданий, а по сложным темам проводятся мини- консультации. Трудности для обучающихся: должны научиться сосредотачиваться на выполнении своего задания, не слушать ответы учеников другого класса, моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним, не обращать на материалы, не предназначенные им. Хорошо то, что есть много развивающих заданий, которые учат детей думать, анализировать, делать выводы. Разнообразные формы и методы учат детей самостоятельности, способствуют личностному росту учащихся. (13 слайд) Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценносто-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества, решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе - атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Считаю, что основная цель начального обучения - помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге - стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремиться, в воспитании и обучении детей.





























Список используемой литературы.

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова.

2.Планируемые результаты начального общего образования / Под ред.
Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

3.Федеральный государственный образцовый стандарт начального общего образования

4.Проектные задачи в начальной школе. / Под ред.А.Б.Воронцова.
5.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.

6.Примерная основная образовательная программа начального общего образования

7. Электронный ресурс standart.edu.ru

8. Электронный ресурсedu.ru


© 2010-2022