Рабочая программа на тему Путешествие с карандашом

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»

Рассмотрено:

на заседании методического

объединения_____________

Протокол № __от «___»_____20__г.

Утверждаю_________________

Директор МБОУ «СОШ № 17»

Н.В. Ермолаева

Приказ №____от «___»_____20____Г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Путешествие с карандашом»

1-3классы













2015 г.

Пояснительная записка


В последнее время отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная проблема такого ребенка заключается в неумении выразить свои мысли, настроение, своё отношение к тому или иному человеку, явлению. Ребенок с ОВЗ - развивающаяся личность, имеющая право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве и достижениях. Он так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свой талант, развить его, часто ребёнок самостоятельно не способен. Кружок «Весёлый карандаш» предназначен для учащихся начальной школы, нуждающихся в развитии мелкой моторики, пространственного ориентирования, образного мышления, внимания, памяти. Цель: Создание условий для пробуждения и укрепления интереса и любви к изобразительному искусству через развитие эстетических чувств и понимание прекрасного. Задачи: - совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус детей; - сформировать условия, стимулирующие и развивающие память, внимание, пространственное воображение, творческое мышление;


- знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства; - развивать художественно-творческую активность; - воспитывать положительные личностные качества,

- совершенствовать умения слушать и слышать устные инструкции; выполнять действия по образцу, по памяти;

- формировать товарищеские нормы отношений (забота друг о друге, выделение достоинств каждого, взаимопомощь).

- создать условия для развития уверенности в своих творческих способностях и исследовательских навыках.

- вырабатывать привычку все делать аккуратно.

- воспитывать у детей бережное и внимательное отношение к природе, развивать эмоционально-эстетическое восприятие, понимание того, что все виды изображения в своей основе связаны с природой. Игры, сказки, рисунки, диалоги и творческие задания развивают чувства и воображение ребёнка, учат выражать себя с помощью красок. В процессе занятий он должен научиться адекватно оценивать свои силы, при необходимости, просить о помощи и, по возможности, предлагать ее сам. Занятия в кружке способствуют раскрытию творческого потенциала детей, их нравственному и эстетическому воспитанию, расширению их кругозора. Изобразительная деятельность предоставляет ребёнку возможность почувствовать себя творцом, научится компенсировать средствами искусства негативные переживания, почувствовать свою значимость. Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные. Продукты творчества отражают подсознательные желания, настроения и мысли ребенка, что позволяет использовать их для динамической оценки его состояния и развития. Важным выразительным средством оценки эмоционального состояния ребенка является цвет. Выбор того или иного цвета отражает нередко направленность ребёнка на определённую деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Программа кружка рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.


Формы и методы организации обучающей, развивающей и воспитательной деятельности воспитанников: (индивидуальные, групповые и массовые)

- самостоятельная творческая работа,

- работа по образцу,

- работа по алгоритму,

- работа по памяти,

- работа по устным инструкциям,

- работа в творческой тетради,

- контрольно-творческие задания,

- учебные игры, упражнения,

- выставки,

- дидактические игры,

- поисковая деятельность,

- занятия-соревнования,

- конкурсные и творческие работы.

Программа построена на следующих принципах:

  • доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей),

  • сознательности (заинтересованность),

  • наглядности (мышление опирается на восприятие),

  • индивидуальности,

  • комплексности, системности и последовательности (образовательный процесс тесно связан с воспитательной работой),

  • овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения


1. Вводное занятие - 1час Порядок и содержание работы кружка на год. Техника безопасности при работе с красками, клеем, режущими инструментами.

2. Художественно-прикладное творчество - 7 часов Природный материал (растительный). Заготовка и хранение природного материала. Подготовка природного материала к работе. Дополнительные материалы. Инструменты. Работа с растительным материалом. Последовательность выполнения работы. Предметы интерьера. Практическая часть.

  • 1.Экскурсия в лес за природным материалом.

  • 2. Работа с растительным материалом. Розы из осенних листьев.

  • 3. Рамка для фотографий «Лесная фантазия».

  • 4. Панно «Память о лете».

  • 5. Декорирование рамочки для фотографий крупой.

  • 6. Аппликация «Подсолнух».

3. Геометрические фигуры и предметы - 5 часов

Основные формы и линии. Использование форм и линий для создания изделий и выражений эмоций.

Практическая часть.

  • 1. Основные формы и линии.

  • 2. Собаки.

  • 3. Кошки.

  • 4. Рыбка.

  • 5. Змейка.

4. Краски рассказывают сказки - 7 часов Составление своих сказок с помощью красок. Иллюстрация прочитанных сказок. Творческие задания, развивающие чувства и воображение. Рисование любимого цвета. Выражение красоты с помощью красок. Разные оттенки. Радуга любимой музыки. Оттенки зелёного цвета земли. Небесные и земные цвета.

Практическая часть.

  • 1. Любимые узоры.

  • 2. Родители человечка.

  • 3. Музыкальная радуга.

  • 4. Зелёная планета.

  • 5. Фея зелёного цвета.

  • 6. Красные цветы.

  • 7. Портрет синего цвета.

5. Я и краски (изотерапия) - 7 часов

Рисуночная терапия. Символическое выражение отношения ребёнка к себе и миру. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке.

Практическая часть.

  • 1. Я дома.

  • 2. Автопортрет.

  • 3. Мои родители.

  • 4. Моё любимоё занятие.

  • 5. Я в будущем.

  • 6. Изотворчество (опыт 1).

  • 7. Что я люблю.

6. Познание себя (воспитание добрых качеств) - 7 часов Обучение нравственности - основа воспитания. Глубокое проживание заданных тем, сказок. Высказывание своих мыслей с помощью красок. Работа в группах. Рисование сказок, обучающих ребёнка добродетелям.

Практическая часть.

  • 1. Любимая вещь.

  • 2. Благодарное сердце.

  • 3. В гостях у жука.

  • 4. Фея доброты.

  • 5. Вежливый человек.

  • 6. Слабые и сильные.

  • 7. Для верного друга.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-й год обучения

  1. Вводное занятие - 2 часа.
Выставка изделий, выполненных в каникулярное время. Порядок и содержание работы объединения на год. Необходимые материалы и инструменты. Правила техники безопасности при выполнении работ.

2. Художественно-прикладное творчество - 7 часов. Природный и бросовый материал, его разновидности. Сбор, хранение и подготовка природного и бросового материала к работе. Пенопласт, пластмасса. Техника выполнения объемных и полу-объемных работ. Алгоритм выполнения изделия. Инструменты, приспособления и вспомогательные материалы.

Практическая часть. 1. Рамка для фотографий «Лесная фантазия» 2. Бусы из природного материала (рябина) 3. Панно «Цветущее дерево» 4. Декоративные цветы 5. Декорирование шкатулок (ДПИ) 6. Рамочка для фотографий 7. Символ года

3. Геометрические фигуры и предметы - 5 часов.

Основные формы и линии. Использование форм и линий для создания изделий и выражений эмоций. 1. Лошадка 2. Мышонок 3. Птичка 4. Мишка 5. Кролик

4. Краски рассказывают сказки - 7 часов

Радуга семьи. Любимые цвета семьи. Аппликация букета семьи. Генеалогическое древо красок. Дары фей своего цвета.

Практическая часть.

1. Портрет синего цвета

2. Три цвета

3. Наряд снежинки

4. Смешиваем краски

5. Встреча трёх цветов

6. Подарок царице красок

7. Сокровища чёрной ночи


5. Я и краски (изотерапия) - 7 часов

Рисование по кляксам. Исправление рисунка радостными красками. Рисование парами. Рисование качеств человека. Коммуникативное рисование. Проверка самоидентификации. Рисование по четыре человека.

Практическая часть. 1. Чего я боюсь 2. Изотворчество (опыт 2) - рисование парами 3. Любовь 4. Я в школе 5. День рождение 6. Изотворчество (опыт 3) - рисование по четыре человека 7. Радость, праздник

6. Познание себя (воспитание добрых качеств) - 7 часов.

Чем гордятся животные? Дерево доброты. Творческие задания: чем ягоды могут послужить лесным обитателям, с каким цветком вы бы хотели подружиться. Работа над пословицами.

Практическая часть.

1. Мы гордимся

2. Дерево доброты

3. Добрый виноград

4. Друг цветок

5. Добрые чувства

6. Встречаем гостей

7. Палочка-выручалочка



















Учебно-тематический план

(1 год)

Тема

Количество часов

теория

практика

экскурсия

всего

1.

Вводное занятие

1



1

2.

Художественно-прикладное творчество






6



1



7



3.

Геометрические фигуры и предметы



1



4






5

4.

Краски рассказывают сказки

1

6


7

5.

Я и краски (изотерапия)

1

6


7

6.

Познание себя (воспитание добрых качеств)



1



6




7



Учебно-тематический план

(2 год)

Тема

Количество часов

теория

практика

экскурсия

всего

1.

Вводное занятие

1



1

2.

Художественно-прикладное творчество






6



1



7



3.

Геометрические фигуры и предметы



1



4






5

4.

Краски рассказывают сказки

1

6


7

5.

Я и краски (изотерапия)

1

6


7

6.

Познание себя (воспитание добрых качеств)



1



6




7











Требования к уровню подготовки учащихся


К концу освоения данной программы обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, предусмотренными программой.

По итогам 1 года обучаемые должны получить следующие

Знания - правила работы и ТБ при работе режущими инструментами;

- материалы, инструменты и приспособления, терминологию, используемую при изготовлении изделий;

- основы цветоведения и композиции;

Умения - изготовление трафаретов и шаблонов;

- подбор материала для выполнения определенной работы;

- определение последовательности выполнения работы;

- уметь контролировать свои действия со словесным объяснением;

Навыки - создание композиции и изготовление различных поделок из природного и бросового и волокнистых материалов, бумаги;

- составление эскизов (рисунок-схема) изделий;

- могут оценить качество готового изделия;

- экономное расходование различных материалов (бумаги и др.) По итогам 2 года обучаемые должны получить следующие Знания - основные виды декоративно - прикладного творчества; - правила работы и ТБ при выполнении работ; - терминологию изучаемых видов прикладного творчества; - основные виды обработки различных материалов; - основы цветоведения и композиции; Умения - выполнять аппликации, используя различный материал - перевод рисунка на стекло, бумагу; - выделять основные и дополнительные элементы и составлять из них композицию; - выполнение декоративных отделочных элементов, используя краски, контуры, волокнистые материалы, бусины, пуговицы; - работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; -соблюдать последовательность в работе (принцип «от общего к частному»); Навыки - создание объемных деталей из бумаги; - первичные навыки росписи по стеклу; - выполнять различные изделия из бросового материала; - изготовление плоских и объемных изделий; - декорирование и обновление предметов интерьера; - адекватно реагировать на критические замечания;

В процессе работы потребуются следующие материалы и инструменты:

- рамки разных размеров;

- гуашь;

- клей ПВА, ножницы;

- мягкие карандаши, ластики, бумага разного формата;

- кисти круглые, плоские разной толщины;

- палитра, пластилин;

- природные материалы;

А также стеклянные, жестяные банки и бутылки, разделочные доски.

Занятия в кружке «Путешествие с карандаш» должно предоставить воспитанникам возможность:

1.Осваивать эстетические и художественно-изобразительные навыки:

* развивать эмоциональную отзывчивость на искусство, отношение к творчеству и искусству как к созиданию красоты и пользы;

* развивать образное мышление, способность различать виды и особенности народных промыслов декоративно-прикладного искусства, получать представление о жанрах и формах искусства, его выразительных средствах;

* познакомить с выдающимися произведениями ДПИ;

* участвовать в коллективной и самостоятельной деятельности;

* развивать эстетическое восприятие народного и профессионального искусства, воспитывать чувство прекрасного;

* сформировать эмоционально-целостное отношение к искусству и к жизни, устойчивую потребность в общении с искусством в различных формах;

* уметь выделять характерные признаки произведений ДПИ;

* самостоятельно исследовать художественную идею на основе понятий и закономерностей в искусстве;

* проявлять творческую инициативу;

* формировать художественную культуру, развивать художественную грамотность, овладеть теорией и языком искусства;

* овладеть профессионализмом в исполнительской и творческой деятельности;

* осознать социальную значимость ДПИ.

2.Осваивать художественные и технические навыки:

* усвоить правила выполнения действий, научиться составлять алгоритм действий;

* осознавать геометрические формы как образы предметов окружающего мира и установить их свойства;

* научиться строить логические рассуждения, выполнять мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация);

* приобрести представления о свойствах материалов, красок, способах их использования и правилах безопасности при работе с ними;

* приобрести навыки творческой технологической деятельности, безопасных приемов работы, поведения в трудовом коллективе;

* получить представления о трудовых традициях и эстетических особенностях содержания рабочего места.

3.Осваивать естественнонаучные представления:

* освоить процедуры исследования (наблюдение, эксперимент, обработка результатов, проверка результатов практикой);

* осознать социальную значимость теории и практики;

4. Осваивать экологические представления:

* осознать значимость выражения мыслей как средства общения между людьми;

* получить представление о человеке как части природы, охране здоровья человека и среды его обитания, роли здорового образа жизни и правилах безопасной жизнедеятельности;

* получить основополагающие знания об истории, географии, населении и хозяйстве России;

* осознавать социальную роль взаимодействия поколений и преемственности поколений в семье и обществе.


Проблемно-ориентированный анализ параметров развитости у детей на начало и конец учебного года:

  1. Способность работать руками под контролем сознания:

- развитость мелкой моторики рук,

- развитость творческих способностей,

- элементарные знания у детей об окружающем мире,

- способности-потребности.

2. Анализ итоговой диагностики.

3. Планирование задач на год. Прогностическая деятельность на следующий учебный год.

Способы проверки ожидаемых результатов:

  • контрольно-творческие задания,

  • игры и упражнения,

  • соревнования и конкурсы,

  • выставки и праздники.

Перечень учебно-методической литературы


Литература для детей: 1.Арбат Ю.А., «Добрым людям на загляденье. Рассказы о мастерах народного искусства» - М.,1981

2. Гальперштейн Л.Я., «Поделки» - М.: Росмэн, 1996

3. Каменева Е.О., «Какого цвета радуга» - М.: Детская литература, 1975

4. Корабельников В. А., «Краски природы» - М.: Просвещение, 1989

5. Лебедева Л.И., Еременко Т.И., «Десять маленьких друзей» - М.: Малыш, 1987

6. Майорова Л.М., «Книга полезных советов» - М., Малыш, 1985

7. Попова В.С., Каплан Н.И., «Русские художественные промыслы» - М.,1984

8. Шевчук Я.Г., «Умелая иголочка» - К., Вэсэлка, 1989

Литература для учителя:

  1. Белякова О.В., «Подарки своими руками» - М.: АСТ, 2008

  2. Браиловская Л.В., «Красивые вещи» - РнД., АРТ-дизайн, 2004.


  1. Бычкова Е.Р., «Картины своими руками» - М.:Полиграфиздат, 2008

  2. Вагенер А., «Декорирование стекла» - М.: АРТ-Родник, 2008

  3. Гибсон Р., «Поделки» - М.: Росмэн, 1996

  4. Гукасова А.М., «Рукоделие в начальных классах. Пособие для учителя» - М., Просвещение, 1984

  5. Гульянц Э.К., Базик И.Я., «Что можно сделать из природного материала» - М.: Просвещение, 1991

  6. Гусакова М.А., «Аппликация» - М.: Просвещение,1982

  7. Дедуник В.П., «Орнамент» - М.: Малыш 1986

  8. Еременко Т.И., «Рукоделие» - М.: Легпромбытиздат, 1989

  9. Ерзенкова Н.В., «Свой дом украшу я сама» - СПб: Лейла, 1995

  10. Зайцева А.А., «Поделки с тиснением по бумаге» - М.: Эксмо, 2009

  11. Казак Н.В., «Цветы из сада» - М.: Владос, 1994

  12. Каменева Е.О., «Какого цвета радуга» - М.: Детская литература, 1975

  13. Кастль-Брайтнер К., «Текстильный дизайн. Современная роспись по ткани» - М.: Арт-родник, 2008

  14. Кашкарова-Герцог Е.Д., «Руководство по рукоделию» - М.: Радио и связь, 1992

  15. Кочаловская Н.П., «Волшебство и трудолюбие» - Л.:Наука,1989

  16. Лебедева Л.И., Еременко Т.И., «Десять маленьких друзей» - М.: Малыш, 1987












© 2010-2022