Урок русского языка 3 класс (Школа 2100) Тема урока: Обобщение знаний о частях слова. Разбор слова по составу

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 3 класс (Школа 2100)

Тема урока: Обобщение знаний о частях слова.

Разбор слова по составу

Цель:

- систематизация знаний о составе слова, овладение умением соотносить слова и схемы; формировать представление о том, что значит разобрать слово по составу ; отрабатывать навык разбора слова по составу.

- развитие чувства языка на основе умений устанавливать смысловые связи между словами, выделять значимые элементы в структуре слова, обогащающие значение слова новыми оттенками.

- Развивать связную устную и письменную речь учащихся, логическое мышление, внимание.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом .

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, в группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I. Органи-зационный момент


Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Поклоном головы поздороваемся с ними. Мы рады нашим гостям. Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки , надеюсь , что урок принесёт вам радость познания и у нас всё получится!

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

Руки? - НА МЕСТЕ

Ноги? - НА МЕСТЕ

Локти? - У КРАЯ

Голова? - НА ПЛЕЧАХ

Спина? - ПРЯМАЯ.

Чтоб под Новый Год сбылись все твои желания,

Дед Морозу напиши о своих мечтаниях.

Мальчик Вова это знал и Морозу написал:

«Харашо же мне жывётся!

Висилиться удаётся!

Не скучаю, не грущю,

В школу иногда хажу!

Ну, исполни же мичту -

Велик я себе хачу!» вова

Дед Мороз всё прочитал

И ребёнку написал:

«Ты подарка не получишь -

Это мой тебе ответ.

Ты учение не любишь -

Потому и знаний нет!»

Вы, ребята, помогите,

Дайте мне скорей совет!

В чём мои ошибки были?

И каких же знаний нет?

- Ребята, я специально скопировала вам письмо, чтоб вы видели все ошибки и смогли их найти. Но прежде, вы должны ответить: будем ли помогать Вове: Будем ли ему давать советы, чтобы он исправился и не остался на Новый Год без подарка?

- Наш урок сегодня - урок - совет. Но советы давать не просто, надо самим им следовать, этим советам. Так что, всё что вы будете советовать Вове, вы должны уметь делать сами.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

II.Актуализация знаний.

- Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Комментированная запись числа.(Одиннадцатое декабря)

- Какую запись должны сделать дальше?

- Напишите слова «Классная работа».

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

Минутка чистописания.

- Ну что, посмотрите на письмо мальчика. Даже не читая его, что можно сказать о том, кто его писал?

Красиво ли оно написано? Почему? Давайте потренируемся сегодня писать букву Д,д.

Рассматривание образца.

Почему слова написаны с большой буквы?

Урок русского языка 3 класс (Школа 2100) Тема урока: Обобщение знаний о частях слова. Разбор слова по составу

Ребята, очень важно разборчиво писать. Уметь разборчиво писать - первое правило вежливости!

- Так какой совет дадим Вове?

Урок русского языка 3 класс (Школа 2100) Тема урока: Обобщение знаний о частях слова. Разбор слова по составу

Но ещё важнее не только разборчиво писать, но и грамотно. Давайте проверим письмо мальчика на ошибки, и если они есть - исправим их! Приготовьте сигнальные карточки).

(Вид работы - работа у интерактивной доски с использованием документ- камеры).

Хорошо (сл. сл.), мечта (сл.сл.), живётся, веселиться - весело, весёлый, грущу, хожу - ходит, хочу - хочет, Вова (имя).

- Какие правила вы сейчас вспомнили ? Что вы делали, чтобы исправить ошибки? Какие правила знаете?

- Что нужно знать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?

- А если таких безударных гласных в слове - две?

- Какие ещё правила забыл мальчик Вова?

- Какие советы дадим Вове?

Урок русского языка 3 класс (Школа 2100) Тема урока: Обобщение знаний о частях слова. Разбор слова по составу

- Ребята, в какой части слова находилась безударная гласная, которую вы сейчас проверяли? ( в корне)

- А всегда ли безударная гласная находится в корне? В какой части слова она может находиться? (в приставке, в корне, в окончании, в суффиксе).

- Как поступать тогда в тех случаях?

- Что ещё нужно вспомнить мальчику? (части слова, разбор слова по составу).

-Что же обозначает это слово СОСТАВ? Где можно узнать значение незнакомых слов? ( В толковом словаре :«Соединение всех частей в целое»).

-Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас?

-Нас, конечно, интересует состав слова.

(Презентация . Слайд 3)

-Но ведь мы эту тему уже изучили, так с какой же целью мы ещё раз обращаемся к ней? На какие вопросы мы с вами уже можем дать ответ? Какую работу выполнить? (Определить, какая это часть слова? Как она называется? Ее значение. Как её найти? Место части в слове?)

-Чем же мы будем заниматься? Какие задачи будем решать?

(На уроке мы будем разбирать слова по составу. Так мы повторим и закрепим знания, полученные по теме «Состав слова»).

Как думаете, для чего нужно знать состав слова? (чтобы грамотно писать)

-И первое с чего мы начнём наш урок, вспомним, из каких частей состоит слово и порядок его разбора.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с различными материалами.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙII. Развитие умений - применение знания.

1. Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».

- Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради.

- А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

- Итак, начинаем: СЛАЙД 4

Урок русского языка 3 класс (Школа 2100) Тема урока: Обобщение знаний о частях слова. Разбор слова по составу

  1. Корень - это главная часть предложения (-)

  2. Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

  3. Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)

  4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

  5. Окончание - это изменяемая часть слова.(+)

  6. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

  7. Приставка - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)

  8. Корень - это общая часть родственных слов (+)

  9. Суффикс - это часть речи. (-)

- Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.

СЛАЙД 5

Урок русского языка 3 класс (Школа 2100) Тема урока: Обобщение знаний о частях слова. Разбор слова по составу

- У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.

- У кого одна ошибка?

- У кого две ошибки?

2. Игра «Разбери матрёшку» (Слайд 6)

На доске карточки со словами:

подносчики перевозчики обходчики

Правила игры: Игрокам нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом. Каждый игрок победившей команды рассказывает, какую часть слова он отнял, и какое новое слово получилось.

- Значение всех ли слов понятно? (в толковом словаре : подносчик снарядов и т.д.)

В результате этого на доске появляется следующая запись ( через документ-камеру):

подносчики

перевозчики

обходчики

подносчик

перевозчик

обходчик

поднос

перевоз

обход

нос

воз

ход

Учитель: - Без какой части слово не может жить?

- Как называются слова одного корня?

- Какие слова называют родственными?

- Какое слово лишнее в каждой группе? Почему?

3 . Работа в парах. Составление алгоритма «Разбор слова по составу».

а) Учитель: А сейчас я предлагаю поработать в парах. Вам необходимо восстановить последовательность действий разбора слова по составу.

На партах учеников полоски бумаги, на которых записан алгоритм разбора слов по составу. Необходимо расположить в правильной последовательности эти полоски.

Пишу слово:

  1. Изменяю слово, выделяю окончание.

  2. Отделяю основу от окончания и выделяю основу.

  3. Подбираю однокоренные слова и выделяю корень.

  4. Нахожу и обозначаю суффикс.

  5. Нахожу и обозначаю приставку.

Проверка на интерактивной доске. ( Презентация Слайд 7)

4.Словарная работа.

На доске записаны словарные слова:

М..роз, к..рандаш, м..рковь, п..мидор, яг..да.

  1. Какую работу можно выполнить с данными словами? ( записать в тетрадь, вставляя пропущенную букву; поставить в словах ударение; разделить слова на слоги, для переноса )

Я вам предлагаю образовать от данных слов новые слова с помощью приставки или суффикса и полученные слова записать и разобрать по составу.

(Запись слов выполняет ученик на ИНТЕРАКТИВОЙ ДОСКЕ, остальные - в тетрадях. Ученик записывает слово, ставит ударение, подчеркивает орфограммы, разбирает по составу)

- от слова мороз с помощью приставки за- и суффикса -ок- (заморозок);

- от слова карандаш с помощью суффикса -ик- (карандашик);

- от слова морковь с помощью суффикса -н- (морковный);

- от слова помидор с помощью суффикса -чик- (помидорчик);

- от слова ягода с помощью суффикса -к- (ягодка )

Сделайте вывод : какими способами можно образовать однокоренные слова? (однокоренные слова можно образовать с помощью приставки и суффикса)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

У. - Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете.

Кот-котик, море-океан, сад-садовник, гриб- грибной, стена-потолок, обед-стол, , дом- домашний, гуси-лебеди, книга-книжка, мороз- снеговик, , снежки- подснежники , снежок -заморозки.

5. Творческая работа

На доске слова : зима, птицы , голодные, кормили , ребята

Запишем предложение о зиме (работа у интерактивной доски):

Зимой ребята кормили голодных птиц.

Подчеркните грамматическую основу, объясните написание. ( Беседа о бережном отношении к птицам)

-Что изменяли, чтобы составить предложение? (окончание.)

-Для чего нужны окончания? ( Для связи слов в предложении )

6. Игра «Четвёртое лишнее» (Слайд 8)

  1. Кость, коснуться, костный, косточка.

  2. Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.

  3. Носить, носовой, носик, нос.

Учитель: Спишите группы родственных слов, разберите их по составу. Вспомните последовательность разбора! (Проверка с помощью документ-камеры)

-- Если возникают вопросы при разборе слов по составу, что делать?( Спросить у взрослых, посмотреть в словаре словообразования)

7. Работа с нетбуками (Диск «Русский язык» 3 класс ,№6 Состав слова,задание №3)

- Поднимите руки , кто не сделал ни одной ошибки.

8 .Физкультминутка для глаз .

- Ребята, но сколько бы мы не учились, нельзя забывать о своём здоровье! Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.

9.Посели слово в свой домик (Слайд 9)

Учитель: Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом:

Цветок, обгон,подснежники , лесок, поезд, подарки.

- Разберите слова по составу.

- Зачем нужны знания о составе слова?

Дайте Совет Вове. (Выучи состав слова)


10 .Самостоятельная работа.

-Вспомните ещё раз, с помощью каких частей слова образуются новые слова? (приставка, суффикс)

-Выполним упражнение N 6 с.165 .Запишите номер в тетради. Прочитайте задание

( разбор задания).

- А теперь выполните это упражнение и запишите его в тетрадь.

-Итак, для чего нужны приставки и суффиксы? (Для образования новых слов.)

11. Блиц - опрос

*Что называется корнем слова?

*Что такое приставка?

*Что такое суффикс?

* Что такое окончание?

*Что значит разобрать слово по составу?

12.Выборочное списывание ( у детей на столе лежат тексты)

Ваша задача - выписать однокоренные слова, пользуясь алгоритмом, разобрать слова по составу.

У меня остановились часы. Ещё час назад они ходили. А сейчас часовая стрелка встала неподвижно. Нужно мои часы отнести в ремонт, чтобы мастер - часовщик их починил.

Вывод: Какие знания вам пригодились, чтобы разобрать по составу слова? (знание алгоритма)

13.Работа в группах « Чудо-дерево»

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово - корень.
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.

- Сейчас я вам предлагаю вырастить «Чудо дерево». Из разрезных карточек составить по группам как можно больше слов, а слова - плоды повесить на чудо - дерево.. (Проверка выполнения - устно зачитывает слова каждая команда)

Вывод: Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Мы применили 2 способа словообразования.

14.«Соберите слово». (Работа в парах)

Из первого слова возьмите приставку, из второго - корень, из третьего - суффикс, из четвертого окончание.Разберите слова по составу:

заход, морозный, плитка, сапоги - заморозки____

пошел, дело, кроватка, дома - ___________________________________

подберезовик, вода, дворник, книги - ___________________________________

приехал, городок, мирная, белый - _______________________________________

правнук, бабуля, избушка , ежиха - _______________________________________

поезд ,садик ,пушинка ,ели -____________________________________________

Проверка на ИД с помощью ДК.

У кого работа вызвала затруднения?

Какое слово оказалось трудным?

Что главное в разборе слова по составу? (умение выделять корень)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.


  1. Шарада.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.

(оценка)

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Тест «Оцени работу»

1) Часть слова без окончания называется

Е - корень

У - основа

2) Чтобы найти корень надо

Л - изменить форму слова

М - подобрать однокоренные слова

3) Окончание - это

Н - изменяемая часть слова

П - неизменяемая часть слова

4) Суффикс служит

И - для образования новых слов

Ы - для образования формы слова

5) Приставка стоит

Х - после корня

К - перед корнем

6) Приставка, корень, суффикс

И - образуют основу слова

Я - не образуют основу слова

Самопроверка. У кого получилось слово? Какое?

Если у вас получилось слово УМНИКИ , значит тест выполнили верно.

Учитель называет оценки.

Домашнее задание : Упр. 5, с. 163.

2. Рефлексивно - оценочный этап.

- А теперь подведем итог нашего урока.

- Что открыли нового на уроке?(алгоритм разбора слова по составу)

- Над чем мы сегодня работали? (Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без).

Из каких частей состоит основа слова? (корень, приставка, суффикс)

Какая часть обязательно входит в основу слова? (корень)

При помощи каких частей образуются родственные слова? ( приставки, суффикса)

Что значит разобрать слово по составу? ( выделить окончание, основу, корень, приставку, суффикс)

- А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

- Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

(Правильно и грамотно писать, т. к. орфограмма может встретиться в любой части слова и надо уметь правильно определять место орфограммы в слове, расширять свой словарный запас)

- Какое задание больше всего понравилось на уроке?

- С каким настроением уходим с урока?

- Что помогло достижению успеха? (Вера в свои силы, внимание, знание предыдущего материала, взаимопомощь).

Ну, ребята, вам спасибо,

Что Володе помогли,

Дали нужные советы,

От беды уберегли.

А в награду за урок

Вам даю я свой мешок.

В нём подарки все смешались,

Ты попробуй разбери,

Все подарки в нём найдите

И себе их заберите.

Если будете внимательны,

Разберётесь обязательно!

3. Задание на концентрацию внимания (наложенные фигуры).

Урок русского языка 3 класс (Школа 2100) Тема урока: Обобщение знаний о частях слова. Разбор слова по составу


- Это вы сделаете после урока, а сейчас..

-Дайте самый главный совет мальчику!

Урок русского языка 3 класс (Школа 2100) Тема урока: Обобщение знаний о частях слова. Разбор слова по составу

4. Рефлексия

- Возьмите красный сигнальный цвет карточки, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы научились правильно разбирать слова по составу и можете помочь другим.

- Возьмите жёлтый сигнальный цвет, если вы считаете, что научились разбирать слова по составу , но вам ещё нужна помощь.

- Возьмите зелёный сигнальный цвет, если вы считаете , что было трудно на уроке.

- С каким настроением заканчиваете урок? ( нарисуйте на кружочке)

Молодцы! Спасибо за урок!

V. Домашнее задание.

Упр. 5, с. 163.

Деятельность учеников:

- Выделять в слове все части, действовать по алгоритму.

18

© 2010-2022