- Преподавателю
- Начальные классы
- СтатьяФормирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математике
СтатьяФормирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математике
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гвоздкова О.А. |
Дата | 26.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Гвоздкова О.А.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №65
г. Ростов-на-Дону
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Начальная школа - фундамент образования каждого человека. Новое поколение - это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у младших школьников такую ключевую компетенцию, как "умение учиться". Важнейшей задачей современного начального образования является формирование универсальных учебных действий - совокупность способов действия обучающегося, то есть способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений [Федеральный государственный стандарт начального общего образования,2011 - 5с.]. Развитие у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для формирования базовых компетенций личности, одна из актуальных задач современного образования [Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2011 - 15с.]. Формирование этих сложных психологических структур - залог успеха активной познавательной деятельности обучающихся, их творческой активности и интеллектуального роста. Сам факт использования ребенком универсальных учебных действий в повседневной практике является важным индикатором степени интеллектуальной и познавательной активности. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы. Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. На уроках использую игры-поручения, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (диалоги), сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, логические упражнения, шарады, задания занимательного характера. На каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол». Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:
- фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
- задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
- игры типа: «Кто первым получит 10»;
Визуальные:
тема-вопрос
работа над понятием
ситуация яркого пятна
исключение
домысливание
проблемная ситуация
группировка
Аудиальные:
подводящий диалог
собери слово
исключение
проблема предыдущего урока Тема-вопрос Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Работа над понятием Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ситуация «яркого пятна» Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока. Группировка Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9. Исключение Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Первый вид. Повторяется основа приема "яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Домысливание 1) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока. 2) Предлагается тема урока и слова - "помощники": Повторим… Изучим… Узнаем… Проверим… С помощью слов - "помощников" дети формулируют задачи урока. 3) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение - есть задача урока. Например: для темы "Число 9 и его состав" проводится наблюдение над рядом чисел: 1, 3, 5, 7, … 4) Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?". (63 + 7)*10 24*(16 - 4 * 2) (42 - 12 + 5)*7 8 * (7 - 2 * 3) Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Воспитание ученика-исследователя - это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Литература
- Атахов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. Вопросы психологии, №5, 1995. С- 43-45.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Академия, 1997 - 638 с.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Академия, 1997 - 638 с.