Урок литературного чтения: В. Осеева «Печенье», «Лекарство»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». В. Осеева «Печенье», «Лекарство».

Цель: формирования способности к полноценному восприятию художественного текста, эмоционально откликаться на пережитое

Задачи урока:

Образовательные

приобретение общих умений работы с текстом; совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения;

Развивающие

развитие внимания, связной речи, умение пересказывать небольшой текст, творческих способностей, умения работать в группе, навыков социально-нравственного поведения, умение доставлять радость другим, развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали, умение рассуждать и находить выход из проблемных ситуаций.

Воспитывающая

приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость)

Оборудование: учебник по литературному чтению «Любимые страницы» для 3-го класса» (1 - 4) Кубасовой, О. В., тетрадь на печатной основе, карточки с заданиями, презентация, пословицы, сигнальные карточки.

Ход урока

1.Организация начала урока

- Долгожданный дан звонок

Начинается урок
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Ну, начнём урок, друзья!

Эмоциональный настрой

Я смогу выполнить все задания!

У меня все получится!

Желаю успехов себе и друзьям!

2. Речевая разминка

1) Дыхательная гимнастика по опорной таблице.

вдох - нос, выдох - рот

вдох - рот, выдох - нос

вдох - рот, выдох - рот

вдох - нос, выдох - нос

2) Нужен он зимой и летом

И блондинам и брюнетам,

тонким,

толстым,

нужен взрослым.

И ребятам,

и ребятам

нужно, чтобы он был рядом.

Очень - очень - очень нужен,

если кто-нибудь простужен,

или просто нету сил,

или просто загрустил.

Нужен он сию минуту!

Нужен через много лет!

Очень нужен,

чтобы всюду был хороший человек! (Э. Мошковская)

Литературная игра «Ассоциация»

Трусиха - ... (Валя, пес, сторож)

Иван - ... (дозор, братья)

Киселева - ... (мальчик, Солнце, огонь)

Кузьмин - ... (Матвей, старик, фашист, смерть)

Высоцкий - ... (бой, павшие, один)

Страшный - ... (клад, город, мины, снаряды)

Неизвестный - ... (парень, белая кепка, знак ГТО, подвиг)

3. Проверка домашнего задания

- Какова тема раздела, над которым мы работаем? (За доброе дело стой смело).

-Как вы объясните пословицу?

- Какие герои прочитанных произведений совершают храбрые поступки во имя других?

- Соотнесите главную мысль рассказа с пословицей (группам) (Каждой группе дана пословица.)

С врагом насмерть биться, от проклятого добрых людей избавить. (Иван - крестьянский сын и чудо-юдо)

Драться насмерть - завоевать бессмертие. (Он не вернулся из боя)

Лучше смерть славная, чем жизнь позорная. (Последний день Матвея Кузьмина)

Ум, совесть и честь - лучшее, что на свете есть. (Рассказ о неизвестном герое)

Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать. (Страшный клад)

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет. (Трусиха)

Жизнь дана на добрые дела. (Мальчик - Огонек)

Оценивание групп друг друга сигнальными карточками

- Так какой он, защитник земли русской? (мужественный, отважный, храбрый, бескорыстный, доблестный, самоотверженный, настойчивый, благородный, упорный, ответственный, непоколебимый)

-Как вы думаете, из кого вырастают такие герои? (Из тех, кто любит свою Родину, любят своих отца и мать, уважительно относится к одноклассникам, особенно к девочкам) Ведь героические поступки совершали и девочки как в годы Вов, так и в мирное время.

(пересказ Н. Артюховой «Трусиха»)

- Что заставило девочку убежать вместе со всеми? (чувство страха)

- Что помогло Вале преодолеть свой страх? (чувство ответственности за брата)

- Подходит ли название рассказу? Действительно ли девочку можно назвать трусихой? (ирония - скрытая насмешка)

- Прочитайте слова 1 столбика. - Что их объединяет? (В. Осеева)

1. Добрая хозяюшка

1. Всякий человек по делу узнается.

2. Сторож

2. Каков есть, такова и честь.

3. Кто наказал его?

3. Человек не для себя родится.

4. Плохо

4. Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает.

5. Просто старушка

5. Новых друзей наживай, а старых не забывай.

6. Три товарища

6. Ближнего обидеть - самому в беде быть.

7. Хорошее

7. Дружба заботой да подмогой крепка.

- Соотнесите главную мысль рассказа с пословицей (группам) Каждой группе карточка

Проверка: 1- 5, 2 - 4, 3- 6, 4 - 2, 5 - 1, 6 - 7, 7 - 3. Оценивание.

Добрая хозяюшка

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Сторож

Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает.

Кто наказал его?

Ближнего обидеть - самому в беде быть.

Плохо

Каков есть, такова и честь.

Просто старушка

Всякий человек по делу узнается.

Три товарища

Дружба заботой да подмогой крепка.

Хорошее

Человек не для себя родится.

- О чем пишет В.Осеева? (О плохих и хороших поступках детей. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать и делать правильные выводы. В увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям).

- Кто догадался о теме урока? ( Познакомимся с новыми рассказами В. Осеевой)

- Какие задачи поставим? (учимся работать с текстом, пересказывать небольшой текст, развивать умение оценивать поступки других людей, умение рассуждать и находить выход из проблемных ситуаций)

- Прочитайте текст.

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

- Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

- Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

- Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

- Вот она! - обрадовался Саша. - Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:

- Вы-хо-ди!..

- Как вы думаете, может ли В.Осеева быть его автором? Почему?

Задания по группам: определить тему, главную мысль (карточка с выбором); тип текста (карточка с выбором); ключевые слова; план + пересказ; пословицу к тексту (н-ер: Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе - карточка с выбором), синквейн.

Примерные ответы:

Обидчики. Надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать! Текст - повествование. Толя, жаловался, стали искать вместе, нашлась, не тронут, выходи. План: 1. Жалобы. 2. У обидчика потеря. 3. Мамин совет. 4. Находка. 5. Ребята не тронут. Синквейн: 1.Толя. 2. Недружелюбный, нерешительный. 3. Жаловался, вспомнил, предложил.

4. Вместе и дело спорится. 5. Друг.



Оценивание групп друг друга сигнальными карточками

- Кто помог исправить Толино положение? (мама) - Как?

- Только ли советом помогает нам мама?

4. Работа над темой урока

1) Вступительное слово (Презентация о маме)

На доске пословицы:

  • Так как Бог не может поспеть повсюду, он создал мать.

  • Тому, кто в юности своей
    Не чтил отца и мать,
    Почёта от своих детей
    Не суждено узнать.

- Что значит почесть, чтить, почитать? (Относиться с любовью, уважением)

Чему в гнезде училась птица,
То ей в полёте пригодится.

- Прочитав все эти персидские пословицы, как вы считаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей)
- Что создают родители? (Семью)

Создание кластеров

- Что написано в центральном круге? Семья, что это в вашем понимании, какие ассоциации приходят на ум?

Урок литературного чтения: В. Осеева «Печенье», «Лекарство».

- Скажите, какая ваша семья?

Физминутка

2) - Прочитайте название раздела: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

- Как вы понимаете данное название? (не попадает в неприятности)
- Отгадайте ребус и вы узнаете, какой рассказ В. Осеевой мы прочитаем.

(Чтение учителем рассказа «Печенье»)


- Представьте себя художниками, какие бы вы взяли краски, чтобы в цвете выразить своё душевное состояние, прослушав рассказ? Почему именно такие тона?

- Как вы считаете, что это: завтрак, обед, ужин?
- Как начинался ужин? Прочитайте.
- Почему рассказ так называется?

- Кто действует в рассказе?

- Оцените поступок, который мальчики совершили. Почему они так поступили?

- Что о ребятах говорят другие персонажи: мама и бабушка?( Они молчали)

- Почему молчали мама и бабушка? - Что было на душе у них?

Автор ни слова не говорит о своих персонажах, но описанная картина молчания ярко отражает внутреннее состояние мамы и бабушки.

- Найдите эти строки.

- Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье?
- Какими растут мальчики?
- Кто такой эгоист? (Эгоист - себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)
- Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными?
- Из чего это видно? (Многоточие в конце рассказа)

- Как на их месте поступили бы вы?

Создание синквейна (по группам) 1.- вместе; 2. - 2 группа; 3. - 5 группа; 4.- 1,3,4, группы;

5. - 6 группа.

Выразительное чтение диалога

- Как вы должны прочитать реплики мальчиков? (работа в парах)

3) Чтение и анализ рассказа «Лекарство»

- Предположите, о чём рассказ Осеевой «Лекарство»? (Ответы детей)
(Чтение рассказа детьми)
Задания по группам: определить тему, главную мысль, тип текста, ключевые слова + пересказ, план + пересказ, пословицу к тексту, синквейн.

- В каком предложении заключается главная, на ваш взгляд, мысль? (Пока дочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет»)

- Почему Осеева так назвала рассказ? (Лекарство и для мамы - внимание дочки, и для дочки - это лекарство от равнодушия)

- Какою предстаёт перед нами героиня в заключительной части рассказа? (Самостоятельной)
- Подумайте, в шутку или всерьёз нужно воспринимать слова доктора?

5. Итог урока

- Сравните поведение мальчиков из рассказа «Печенье» и героини рассказа «Лекарство»

- Что в крошечных рассказах хотела донести до читателей писательница?

- Прочитайте пословицу:

Дерево смотри в плодах, а человека в делах.

- Объясните смысл, соотнесите с прочитанным.

6. Рефлексия

- Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?
- С чем вы уходите с данного урока, что взяли в голову и в душу?

- Продолжите высказывания:

Я думаю ... . Я постараюсь ... . Я хочу ... .

7. Домашнее задание С. 38-39, Т. с. 60.

- Дома я предлагаю выполнить задание по выбору, кому какое по душе:

  • 1-е задание - создать синквейн о бабушке, маме;

  • 2-е - придумать к рассказу окончание;

  • 3-е - проинсценировать;

  • 4-е - просто прочитать выразительно.

- Кто будет выполнять 1-е задание? 2-е? 3-е? 4-е?


- Тогда ещё одно слово я предлагаю вам. Облегчить.

- Произнесите с ударением.
А так ли важно произносить правильно слова? Это может в дальнейшей жизни каким-либо образом пригодиться?

- Для лучшего запоминания попробуем подобрать слова-рифмы.

Облегчить - заточить, намочить, полечить.
- Попытайтесь сейчас придумать двустишие.

Как же душу облегчить?
Добротою полечить.

или:

Я труд мамы облегчил:
Коврик грязный замочил.

- Возможно, к концу урока у вас появится ещё вариант.



© 2010-2022