- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения: В. Осеева «Печенье», «Лекарство»
Урок литературного чтения: В. Осеева «Печенье», «Лекарство»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ниверчук Н.В. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». В. Осеева «Печенье», «Лекарство».
Цель: формирования способности к полноценному восприятию художественного текста, эмоционально откликаться на пережитое
Задачи урока:
Образовательные
приобретение общих умений работы с текстом; совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения;
Развивающие
развитие внимания, связной речи, умение пересказывать небольшой текст, творческих способностей, умения работать в группе, навыков социально-нравственного поведения, умение доставлять радость другим, развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали, умение рассуждать и находить выход из проблемных ситуаций.
Воспитывающая
приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость)
Оборудование: учебник по литературному чтению «Любимые страницы» для 3-го класса» (1 - 4) Кубасовой, О. В., тетрадь на печатной основе, карточки с заданиями, презентация, пословицы, сигнальные карточки.
Ход урока
1.Организация начала урока
- Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Ну, начнём урок, друзья!
Эмоциональный настрой
Я смогу выполнить все задания!
У меня все получится!
Желаю успехов себе и друзьям!
2. Речевая разминка
1) Дыхательная гимнастика по опорной таблице.
вдох - нос, выдох - рот
вдох - рот, выдох - нос
вдох - рот, выдох - рот
вдох - нос, выдох - нос
2) Нужен он зимой и летом
И блондинам и брюнетам,
тонким,
толстым,
нужен взрослым.
И ребятам,
и ребятам
нужно, чтобы он был рядом.
Очень - очень - очень нужен,
если кто-нибудь простужен,
или просто нету сил,
или просто загрустил.
Нужен он сию минуту!
Нужен через много лет!
Очень нужен,
чтобы всюду был хороший человек! (Э. Мошковская)
Литературная игра «Ассоциация»
Трусиха - ... (Валя, пес, сторож)
Иван - ... (дозор, братья)
Киселева - ... (мальчик, Солнце, огонь)
Кузьмин - ... (Матвей, старик, фашист, смерть)
Высоцкий - ... (бой, павшие, один)
Страшный - ... (клад, город, мины, снаряды)
Неизвестный - ... (парень, белая кепка, знак ГТО, подвиг)
3. Проверка домашнего задания
- Какова тема раздела, над которым мы работаем? (За доброе дело стой смело).
-Как вы объясните пословицу?
- Какие герои прочитанных произведений совершают храбрые поступки во имя других?
- Соотнесите главную мысль рассказа с пословицей (группам) (Каждой группе дана пословица.)
С врагом насмерть биться, от проклятого добрых людей избавить. (Иван - крестьянский сын и чудо-юдо)
Драться насмерть - завоевать бессмертие. (Он не вернулся из боя)
Лучше смерть славная, чем жизнь позорная. (Последний день Матвея Кузьмина)
Ум, совесть и честь - лучшее, что на свете есть. (Рассказ о неизвестном герое)
Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать. (Страшный клад)
Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет. (Трусиха)
Жизнь дана на добрые дела. (Мальчик - Огонек)
Оценивание групп друг друга сигнальными карточками
- Так какой он, защитник земли русской? (мужественный, отважный, храбрый, бескорыстный, доблестный, самоотверженный, настойчивый, благородный, упорный, ответственный, непоколебимый)
-Как вы думаете, из кого вырастают такие герои? (Из тех, кто любит свою Родину, любят своих отца и мать, уважительно относится к одноклассникам, особенно к девочкам) Ведь героические поступки совершали и девочки как в годы Вов, так и в мирное время.
(пересказ Н. Артюховой «Трусиха»)
- Что заставило девочку убежать вместе со всеми? (чувство страха)
- Что помогло Вале преодолеть свой страх? (чувство ответственности за брата)
- Подходит ли название рассказу? Действительно ли девочку можно назвать трусихой? (ирония - скрытая насмешка)
- Прочитайте слова 1 столбика. - Что их объединяет? (В. Осеева)
1. Добрая хозяюшка
1. Всякий человек по делу узнается.
2. Сторож
2. Каков есть, такова и честь.
3. Кто наказал его?
3. Человек не для себя родится.
4. Плохо
4. Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает.
5. Просто старушка
5. Новых друзей наживай, а старых не забывай.
6. Три товарища
6. Ближнего обидеть - самому в беде быть.
7. Хорошее
7. Дружба заботой да подмогой крепка.
- Соотнесите главную мысль рассказа с пословицей (группам) Каждой группе карточка
Проверка: 1- 5, 2 - 4, 3- 6, 4 - 2, 5 - 1, 6 - 7, 7 - 3. Оценивание.
Добрая хозяюшка
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Сторож
Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает.
Кто наказал его?
Ближнего обидеть - самому в беде быть.
Плохо
Каков есть, такова и честь.
Просто старушка
Всякий человек по делу узнается.
Три товарища
Дружба заботой да подмогой крепка.
Хорошее
Человек не для себя родится.
- О чем пишет В.Осеева? (О плохих и хороших поступках детей. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать и делать правильные выводы. В увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям).
- Кто догадался о теме урока? ( Познакомимся с новыми рассказами В. Осеевой)
- Какие задачи поставим? (учимся работать с текстом, пересказывать небольшой текст, развивать умение оценивать поступки других людей, умение рассуждать и находить выход из проблемных ситуаций)
- Прочитайте текст.
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
- Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.
- Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!
Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:
- Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
- Вот она! - обрадовался Саша. - Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!
Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:
- Вы-хо-ди!..
- Как вы думаете, может ли В.Осеева быть его автором? Почему?
Задания по группам: определить тему, главную мысль (карточка с выбором); тип текста (карточка с выбором); ключевые слова; план + пересказ; пословицу к тексту (н-ер: Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе - карточка с выбором), синквейн.
Примерные ответы:
Обидчики. Надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать! Текст - повествование. Толя, жаловался, стали искать вместе, нашлась, не тронут, выходи. План: 1. Жалобы. 2. У обидчика потеря. 3. Мамин совет. 4. Находка. 5. Ребята не тронут. Синквейн: 1.Толя. 2. Недружелюбный, нерешительный. 3. Жаловался, вспомнил, предложил.
4. Вместе и дело спорится. 5. Друг.
Оценивание групп друг друга сигнальными карточками
- Кто помог исправить Толино положение? (мама) - Как?
- Только ли советом помогает нам мама?
4. Работа над темой урока
1) Вступительное слово (Презентация о маме)
На доске пословицы:
-
Так как Бог не может поспеть повсюду, он создал мать.
-
Тому, кто в юности своей
Не чтил отца и мать,
Почёта от своих детей
Не суждено узнать.
- Что значит почесть, чтить, почитать? (Относиться с любовью, уважением)
Чему в гнезде училась птица,
То ей в полёте пригодится.
- Прочитав все эти персидские пословицы, как вы считаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей)
- Что создают родители? (Семью)
Создание кластеров
- Что написано в центральном круге? Семья, что это в вашем понимании, какие ассоциации приходят на ум?
- Скажите, какая ваша семья?
Физминутка
2) - Прочитайте название раздела: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
- Как вы понимаете данное название? (не попадает в неприятности)
- Отгадайте ребус и вы узнаете, какой рассказ В. Осеевой мы прочитаем.
(Чтение учителем рассказа «Печенье»)
- Представьте себя художниками, какие бы вы взяли краски, чтобы в цвете выразить своё душевное состояние, прослушав рассказ? Почему именно такие тона?
- Как вы считаете, что это: завтрак, обед, ужин?
- Как начинался ужин? Прочитайте.
- Почему рассказ так называется?
- Кто действует в рассказе?
- Оцените поступок, который мальчики совершили. Почему они так поступили?
- Что о ребятах говорят другие персонажи: мама и бабушка?( Они молчали)
- Почему молчали мама и бабушка? - Что было на душе у них?
Автор ни слова не говорит о своих персонажах, но описанная картина молчания ярко отражает внутреннее состояние мамы и бабушки.
- Найдите эти строки.
- Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье?
- Какими растут мальчики?
- Кто такой эгоист? (Эгоист - себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)
- Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными?
- Из чего это видно? (Многоточие в конце рассказа)
- Как на их месте поступили бы вы?
Создание синквейна (по группам) 1.- вместе; 2. - 2 группа; 3. - 5 группа; 4.- 1,3,4, группы;
5. - 6 группа.
Выразительное чтение диалога
- Как вы должны прочитать реплики мальчиков? (работа в парах)
3) Чтение и анализ рассказа «Лекарство»
- Предположите, о чём рассказ Осеевой «Лекарство»? (Ответы детей)
(Чтение рассказа детьми)
Задания по группам: определить тему, главную мысль, тип текста, ключевые слова + пересказ, план + пересказ, пословицу к тексту, синквейн.
- В каком предложении заключается главная, на ваш взгляд, мысль? (Пока дочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет»)
- Почему Осеева так назвала рассказ? (Лекарство и для мамы - внимание дочки, и для дочки - это лекарство от равнодушия)
- Какою предстаёт перед нами героиня в заключительной части рассказа? (Самостоятельной)
- Подумайте, в шутку или всерьёз нужно воспринимать слова доктора?
5. Итог урока
- Сравните поведение мальчиков из рассказа «Печенье» и героини рассказа «Лекарство»
- Что в крошечных рассказах хотела донести до читателей писательница?
- Прочитайте пословицу:
Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
- Объясните смысл, соотнесите с прочитанным.
6. Рефлексия
- Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?
- С чем вы уходите с данного урока, что взяли в голову и в душу?
- Продолжите высказывания:
Я думаю ... . Я постараюсь ... . Я хочу ... .
7. Домашнее задание С. 38-39, Т. с. 60.
- Дома я предлагаю выполнить задание по выбору, кому какое по душе:
-
1-е задание - создать синквейн о бабушке, маме;
-
2-е - придумать к рассказу окончание;
-
3-е - проинсценировать;
-
4-е - просто прочитать выразительно.
- Кто будет выполнять 1-е задание? 2-е? 3-е? 4-е?
- Тогда ещё одно слово я предлагаю вам. Облегчить.
- Произнесите с ударением.
А так ли важно произносить правильно слова? Это может в дальнейшей жизни каким-либо образом пригодиться?
- Для лучшего запоминания попробуем подобрать слова-рифмы.
Облегчить - заточить, намочить, полечить.
- Попытайтесь сейчас придумать двустишие.
Как же душу облегчить?
Добротою полечить.
или:
Я труд мамы облегчил:
Коврик грязный замочил.
- Возможно, к концу урока у вас появится ещё вариант.