«Разделительный твердый и мягкие знаки»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТВЁРДЫЙ

И МЯГКИЙ ЗНАКИ. Цели: повторить и обобщить изученное о роли твердого и мягкого знаков в словах; упражняться в правописании слов с этими буквами.

Ход урока I. Организационный момент. II. Каллиграфическая минутка. «Разделительный твердый и мягкие знаки» III. Сообщение темы и целей урока. - Мы не случайно повторяли сегодня написание букв ь и ъ, потому что с ними связана тема сегодняшнего урока. Попробуйте сами догадаться, чем мы сегодня будем заниматься. - Как всегда, Почемучка приготовил для нас вопросы. Прочитайте их на с. 31. Найти ответы на эти вопросы - наша задача. IV. Наблюдение над словами с разделительными ъ и ь. 1. Актуализация опорных знаний учащихся о буквах ъ и ь. - Чем интересны эти буквы и непохожи на все остальные? (Не обозначают звука в отличие от других.) - Для чего они служат в русском языке? (ь - для смягчения согласных, для разделения гласного и мягкого согласного; ъ - для разделения гласного и твёрдого согласного.) 2. Работа со словами. Под..езд, с..ёмка, об..явил, пред..юбилейный, вороб..и, в..юга, плат..е, сем..я. - Прочитайте слова. Подумайте, какой знак нужно вставить в каждое слово. Запишите слова в тетрадь. Подготовьтесь к объяснению. - Что ещё необходимо сделать, чтобы дать ответ Почемучке? (Сделать разбор слов по составу.) На доске и в тетрадях получается запись:

«Разделительный твердый и мягкие знаки» 3. Сравнение места расположения в слове разделительных ъ и ь. - Где в словах пишется разделительный ь? - Перед какими буквами? - Что можете сказать о разделительном ъ? 4. Работа со схемами. Вывод.

«Разделительный твердый и мягкие знаки» (В первой схеме черный квадрат обозначает твёрдый согласный; во второй - заштрихованный - обозначает мягкий согласный.) -Давайте сделаем вывод о месте написания разделительных ъ и ь, а также о том, перед какими гласными эти буквы пишутся. Затем сопоставляют свои выводы с правилом в учебнике (с. 31). 5. Чтение правил-рифмовок. Перед е, ё, и, ю, я Я в словах стою, друзья. Здесь моя семья, жильё - перед я, ю, е, и, ё. Было «сели», стало «съели». Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? (Твёрдый знак.) Эти знаки - буквы две - Верно служат при письме. Им почёт и уваженье За примерное служенье. Вот, как видишь, не пустяк В алфавите каждый знак.



V. Упражнение в распознавании разделительных ь и ъ. Распределительный диктант. - Запишите слова в три столбика: с разделительным ь, разделительным ъ и слова, в которых не пишется ни ъ, ни ь. Объявление, отъезд, гостья, вход, угощенье, объём, изгородь, подъёмный, въезд, мытьё, варенье, объединение, вьюжная, разъярённый, братья, терпенье, взял. Проверка. - Какие слова записали в каждый столбик? - Почему в словах третьего столбика (вход, изгородь, взял) нет разделительного ъ или ь? Обоснуйте свой ответ.

VI. Физминутка.
VII. Работа с учебником. 1. Выполнение упражнений 58-59, с. 32. 2. Выполнение разбора слов из упражнения 61, с. 33. Медведь мед-вéдь «Разделительный твердый и мягкие знаки» м - [м'] согл., звон., мяг., непарн. е - [и] гласн., безударн. д - [д] согл., звон., тверд., парн. в - [в'] согл., звон., мяг., парн. е - [э] гласн., ударн. д - [т'] согл., глух., мяг., парн. ь «Разделительный твердый и мягкие знаки» 7 букв, 6 звуков VIII. Домашнее задание: упражнение 61, с. 33. IX. Итог урока. - Удалось ли нам ответить на вопросы Почемучки? - Что помогло в этом? - Что понравилось на уроке, а что вам хотелось бы изменить?

ЗАДАНИЯ для индивидуальной работы ПО КАРТОЧКАМ Карточка 1. Списать текст, вставить нужную букву. Выделить в словах с разделительным ъ приставки, подчеркнуть гласную, с которой начинается корень. Волк ужасно раз..ярён - с..есть ежа не может он. Еж, хотя он и с..едобен, Для с..еден..я неудобен: С..ёжась, выставил иголки - об..егорил злого волка. Карточка 2. Списать. Вставить в слова (где это необходимо) разделительный ъ или ь. С..ёмка, об..ход, л..ётся, от..езд, об..едки, в..юнок, вз..ерошил, с..пуск, об..явление, раз..единить, в..юга, с..ёжился. Карточка 3. Списать, вставив, где нужно, разделительный ъ или ь. В..ётся, с..прыгнул, с..едобные, под..ехал, с..ел, терпен..е, руж..ё, под..езд, об..ятия, раз..ярённые, вз..летел, ненаст..е, мурав..и.



© 2010-2022