- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическое руководство к уроку на тему Времена глагола (3 класс)
Методическое руководство к уроку на тему Времена глагола (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лазарева Л.В. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ
Октябрьского р-на, г. Ростова-на-Дону
Методическое руководство
к уроку русского языка в 3 классе
на тему:
«Изменение глаголов по временам»
Подготовила
учитель начальных классов
Лазарева Людмила Владимировна
г. Ростов-на-Дону
Методическое руководство к уроку
Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Программой по русскому языку для четырёхлетней начальной школы, авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, которая является составной частью Образовательной программы «Школа 2100».
Презентация учителя представляет собой урок русского языка в 3-м классе по теме «Изменение глаголов по временам». Данная тема изучается в разделе «Части речи в русском языке» и является вторым уроком при изучении глагола как части речи.
При построении урока использован проблемно-поисковый метод объяснения нового материала.
Презентация создана для демонстрации на экране при помощи мультимедийного проектора.
Показ презентации начинается с 4-го слайда. Управление презентацией происходит по щелчку учителя, в соответствии с задаваемым вопросом и после правильного ответа ученика.
Для быстрой обратной связи дети используют планшеты, на которых большими буквами пишут ответы на вопросы и показывают учителю.
Закрепление нового знания проводится дифференцированно, или в виде тестирования. Если уровень подготовки учащихся в классе позволяет, можно использовать оба вида работы над новым материалом.
Т е м а у р о к а: Изменение глаголов по временам. Ц е л и и з а д а ч и у р о к а: Познакомить с временами глагола. Формировать умение определять время глаголов путём постановки смысловых вопросов. Развивать логическое мышление. Воспитывать инициативность, активность и самостоятельность.
П л а н у р о к а.
- Актуализация опорных знаний. (4 - 7 слайды).
- Создание проблемной ситуации, постановка учебных задач.
- «Открытие» нового знания. (10 - 14слайды).
- Первичное закрепление. (15 слайд).
- Дифференцированная работа над новым материалом.
- Тестирование. (23 - 29 слайды).
- Итог урока. (30 слайд)
- Домашнее задание. (31 слайд)
- Оценивание и постановка задач на следующий урок. (32 слайд).
Ход урока.
-
Организационный момент.
Ну-ка, проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка…
Проверили? Вот здорово!
К уроку всё готово!
-
Актуализация опорных знаний.
-
Слайд № 4.
-
Как называется раздел науки о русском языке, над которым мы сейчас работаем?
-
Раздел науки о русском языке над которым мы сейчас работаем называется морфология.(после правильного ответа по щелчку на слайде появляется ответ)
-
Что изучает морфология?
-
Морфология изучает части речи.
-
-
2. Слайд № 5.
-
Какие бывают части речи?
-
Части речи бывают самостоятельные и служебные.
3. Слайд № 6.
-
Какие служебные части речи вы знаете?
-
Служебные части речи - это предлог, союз и междометие.
-
Слайд № 7.
-
Какие самостоятельные части речи вы знаете?
-
Самостоятельные части речи - это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие и глагол.
-
Над какой частью речи мы сейчас работаем?
-
Мы сейчас работаем над глаголом.
-
- Создание проблемной ситуации, постановка учебных задач.
- Слайд № 8.
- Расскажите, что вы знаете о глаголе? (На слайде появляется алгоритм, по которому ребята обычно рассказывают об уже изученных частях речи.)
- Глагол - это самостоятельная часть речи;
- Которая обозначает действие предмета;
- И отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
- Как же изменяются глаголы? (Ребята не знают, что сказать по последнему пункту алгоритма.)
- Слайд № 9.
- Что же вы должны сегодня на уроке узнать?
- Мы должны узнать, как изменяются глаголы.
- Обратите внимание на тему нашего урока. Что ещё вам надо сегодня узнать?
- Нам ещё надо узнать, какое время есть у глагола.
- А когда вы это узнаете, чему вы должны научиться?
- Мы должны научиться определять время глаголов.
-
«Открытие» нового знания.
-
Слайд № 10.
-
-
Итак, нам необходимо найти решение нашей проблемы. Для этого рассмотрим глаголы. Прочитайте предложения.
-
О ком говорится в первом (втором, третьем) предложении?
-
Что о ней говорится?
-
На планшетах выпишите глаголы, рядом в скобках запишите вопросы к ним.
2. Слайд № 11.
-
Сверьте свои записи.
3. Слайд № 12.
-
Подумайте, что было вчера?
-
Лена писала сочинение и написала его хорошо.
-
Что происходит сейчас?
-
Лена учится в третьем классе?
-
Что будет завтра?
-
Завтра Лена прочитает рассказ, и будет писать изложение.
(Если дети затрудняются ответить на вопросы, то по гиперссылке возвращаемся к слайду № 10.)
-
На что указывают слова «было», «сейчас», «будет»?
-
Эти слова указывают на то, что действие происходит в разное время.
-
Значит, какой вывод мы сделаем?
-
Глаголы изменяются по временам.
-
Слайд № 13.
-
Итак, мы выяснили, что глаголы изменяются по временам. Что же теперь нам необходимо узнать?
-
Нам надо узнать, какое время есть у глагола.
-
Давайте подумаем, если действие было, уже прошло как, по-вашему, называется это время глагола? (Предположения детей и выбор правильного варианта ответа.)
-
Я думаю, это время глагола называется прошедшее.
-
Поднимите руку, кто согласен с … .
-
А как вы думаете, на какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
-
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: Что делал? Что сделал?
-
А если действие происходит сейчас, в настоящий момент, как называется это время глагола? (Предположения детей и выбор правильного варианта ответа.)
-
Я думаю, это время глагола называется настоящее.
-
Поднимите руку, кто согласен с … .
-
На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?
-
Глаголы в настоящем времени отвечают на вопрос Что делает?
-
А можно ещё какие-нибудь вопросы поставить к глаголам в настоящем времени? (Нет.) Значит, сколько вопросов у глаголов в настоящем времени? (Один.)
-
Ну а теперь подумайте, если действие только будет происходить, как называется это время глагола? (Предположения детей и выбор правильного варианта ответа.)
-
Я думаю, это время глагола называется будущее.
-
Поднимите руку, кто согласен с … .
-
На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?
-
Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы: Что будет делать? Что сделает?
-
Итак, у нас получилась таблица. Давайте еще раз её рассмотрим и хорошенько запомним.
-
Сколько времён есть у глагола?
-
Назовите каждое время глагола, что оно обозначает, и вопросы глаголов этого времени.
-
Слайд № 14.
-
А теперь давайте обобщим всё, что мы сегодня узнали о глаголе
-
Как изменяются глаголы?
-
Что обозначают глаголы в настоящем времени? На какой вопрос отвечают?
-
Что обозначают глаголы в прошедшем времени? На какие вопросы отвечают?
-
Что обозначают глаголы в будущем времени? На какие вопросы отвечают?
-
Сформулируйте правило, пользуясь этими вопросами.
-
Откройте учебники на с.94 и прочитайте правило.
-
Сравните это правило с тем, которое вы сформулировали.
-
Итак, вы уже знаете, какое время есть у глагола. Чему теперь надо научиться?
-
Теперь нам надо научиться определять время глагола.
-
А как вы думаете это делать? (Предположения детей и выбор правильного варианта ответа.)
-
Я думаю, это надо делать при помощи вопросов.
-
Поднимите руку, кто согласен с … .
-
Ну тогда давайте попробуем…
- Первичное закрепление.
- Слайд № 15.
- На планшетах запишите вопросы к глаголам:
Выучил, читает, прибежит, носил, будет прыгать.
- Сверьте свои записи:
Что сделал? Что делает? Что сделает?
Что делал? Что будет делать?
- Определите время глаголов по вопросам.
Выучил (прош. вр.), читает (наст. вр.), прибежит (буд. вр.), носил (прош. вр.), будет прыгать(буд.вр.).
(Динамическая пауза под музыку)
- Дифференцированная работа над новым материалом.
- Слайд № 16.
- Работаем по вариантам в рабочих тетрадях.
- Помните, время на выполнение задания ограничено! (Выставляются песочные часы на 3 мин.)
- Выберите задание I этапа.
2в. Продолжите запись: Наст. вр. Прош. вр. Буд. вр. Что делает? Что делал? Что сделает? читает … … пишет … … рисует … … думает … … На доске записаны глаголы: разговариваю, рубил, скажу, дышу, будет говорить, прискакал. Дети вместе с учителем ставят вопросы к глаголам и определяют их время. При необходимости учитель объясняет, как это делать. 3. Слайд № 18.
- Первый и второй варианты сверьте свои записи в рабочих тетрадях.
- Выберите задание II этапа.
2в. Поставить вопросы и определить время глаголов: шумит, прошумел, летел, зарастёт. Над глаголами запишите время (наст., прош., буд.).
5. Слайд № 20.
- Второй и третий варианты сверьте свои записи в рабочих тетрадях, а первый вариант проверяет упражнение № 349.
- Выберите задание III этапа.
2в. Упражнение из учебника. №350 с.95.
7. Слайд № 22.
- Второй вариант проверяет упр.№350.
- Первый вариант зачитывает составленные предложения.
-
Тестирование.
-
Слайд № 23
-
-
Тестирование выполняем в рабочих тетрадях.
- Помните, время на выполнение задания ограничено! (Опять выставляются песочные часы на 3 мин.)
-
Слайд № 24
Тест 1 Выбери из списка вопросы и запиши на соответствующую строчку:
Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что делает? Что сделает?
- Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: _______________________________________________________
- Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: _______________________________________________________
- Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы: _______________________________________________________
-
Слайд № 25.
-
Сверьте свои записи по строчкам и поставьте отметки. За правильное выполнение возле строчки ставим «+». Если вы заработали 3 плюсика, вы выполнили тест на «отлично».
-
2 плюсика - «хорошо». 1 плюсик - «удовлетворительно».
4. Слайд № 26.
Тест 2
Соедини линиями глаголы и их время
Настоящее время пел
станцует
Прошедшее время смотрит
задумается
Будущее время спит
кричал
5. Слайд № 27.
-
-
Сверьте свои записи и поставьте отметки.
-
Если вы заработали 6 плюсиков, вы выполнили тест на «отлично». 5-4 плюсика - «хорошо». 3-2 плюсика - «удовлетворительно».
-
6. Слайд № 28.
Тест 3
Измени глаголы по времени и заполни таблицу.
Настоящее время
Прошедшее время
Будущее время
…
…
будет рисовать
спит
…
…
…
ел
…
___
…
побежит
танцует
…
…
-
Слайд № 29.
-
Сверьте свои записи и поставьте отметки.
-
Если вы заработали 10 плюсиков, вы выполнили тест на «отлично». 9-7 плюсиков - «хорошо». 6-4 плюсика - «удовлетворительно».
-
-
Итог урока.
-
-
Слайд № 30.
-
Итак, расскажите, что теперь вы знаете о глаголе?
-
-
-
Домашнее задание.
-
Слайд № 31.
-
В рабочей тетради составьте сказку о временах глагола и придумайте ей заглавие.
-
Оценивание и постановка задач на следующий урок.
-
Слайд № 32.
-
Что вам понравилось на уроке?
-
В чём были затруднения?
-
Над чем надо поработать на следующем уроке?
-