Статья «Мультимедийные презентации как эффективное средство формирования учебной мотивации у будущих первоклассников»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья

Тема: Мультимедийные презентации как эффективное средство формирования учебной мотивации у будущих первоклассников


Содержание


  1. Введение в тему


  1. Основная часть

Формирование учебной мотивации средствами мультимедийных презентаций


  1. Создание условий для мотивации учебной деятельности школьников - важнейшее требование в организации современного урока.

  2. Мультимедийные презентации, их роль на этапе формирования учебной мотивации у будущих первоклассников.

  3. Эффективность использования мультимедийной презентации «Путешествие Муравьишки» на первом занятии курса «Подготовка к школе».


  1. Заключение


  1. Литература



















  1. Введение


В ответ на изменения, происходящие в нашем быстроменяющемся мире, государством был взят курс на обновление российского образования. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Поэтому именно в начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка, где главным, по моему мнению, является - система учебных и познавательных мотивов. А значит, начальная ступень школьного обучения должна обеспечивать и познавательную мотивацию, и интересы учащихся. В рамках ФГОС личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения.

И тут возникает вопрос о готовности ребенка к школе, а точнее - о проблеме готовности, которая заключается в мотивационной незрелости, отсутствии у ребенка школьной мотивации и преобладании других, чаще всего, игровых. Попробуем посмотреть на эту проблему с другой стороны. Игра - естественный язык ребенка. Поэтому надо использовать игру, как необходимый механизм «запуска» самых разных сторон его личности. Рассматривать игру как наиболее «плодородную почву» для благополучного и своевременного «прорастания» личностных качеств ребенка. Для детей 6-7 летнего возраста игра остается ведущей деятельностью в жизни - это должно учитываться преподавателем для разработки и проведения занятий курса «Подготовка к школе».

В настоящее время у учителя появилось много «помощников» в реализации целей и задач, которые поставлены для успешной подготовки к школе будущих первоклассников.

Именно поэтому целью моей работы стало создание мультимедийной презентации к первому занятию в рамках подготовительного курса к школе. Мною было решено рассмотреть роль и возможности мультимедийных презентаций, благодаря которым они занимают одно из главных мест в списке электронных образовательных ресурсов, используемых для обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, и являются незаменимыми «помощниками» для современного учителя «новой школы». При создании каждого слайда помнить: дети должны учиться играя. Я очень заинтересована в успешности подготовки своих будущих первоклассников. Мне было важно заинтересовать ребят с первого занятия, дать толчок одним и продолжить формирование у других прочной мотивации учения.


  1. Основная часть


2.1 На современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса, постоянно внедряются новые способы и приемы учебной деятельности, вовлекающие его в мир знаний. В связи с этим основной задачей стоящей перед учителем является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности. Старший дошкольный и младший школьный возрасты благоприятны для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Обращение к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и субъективными причинами. Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации первоклассников к школе показала, что у большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация: у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые моменты), у 1% уч-ся не сформирована, и только у 20% сформирована. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Поэтому создание условий для мотивации учебной деятельности школьников - важнейшее требование в организации современного урока. Только такой подход превращает ученика в субъект познавательной деятельности, т.е надо создать такие условия, чтобы ребенок захотел учиться сам. Рассмотрим подробнее условия, необходимые для формирования учебной мотивации у будущих первоклассников. В первую очередь, организация сюжетно - ролевых игр, игр с правилами; создание ощущения успешности и психологической комфортности. А так же, задания для детей должны быть посильными и не требовать приложения сверхусилий, Деятельность должна представлять возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний дошколенка. Важно, чтобы в работе присутствовали задания разной степени сложности, а в задания должна присутствовать степень новизны. 2.2 Современный урок немыслим без активного применения информационных технологий. Мультимедийное оборудование, позволяющее использовать текст, графику, видеоматериалы, значительно расширяет возможности применения компьютера в учебном процессе. Из существующих электронных образовательных ресурсов именно мультимедийные презентации и помогают создать необходимые условия для формирования учебной мотивации. Мультимедийные презентация - обучающий минимультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличная организация увлекательной игры. Мультик, книжка с картинками, игра - то, что обожает ребенок; то, что поможет учителю в реализации одной из главных целей - формирование учебной мотивации. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам и дошкольникам; формирует у них познавательную активность, интерес к обучению, а значит, закладывает и формирует учебную мотивацию. Младшему школьнику, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому-то так важно при обучении обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты. 2.3 Руководствуясь этими выводами, мною была создана мультимедийная презентация к первому занятию в рамках подготовительного курса к школе. В основу презентации легла игра-путешествие с героем муравьишкой Вопросиком (любознательный, хочет все знать, многому научиться). Старалась сделать слайды яркими, со звуковыми, анимационными эффектами. Продумывала содержание занятия: во время путешествия дети должны играя, незаметно переходить к выполнению учебных заданий.
4 слайд Статья «Мультимедийные презентации как эффективное средство формирования учебной мотивации у будущих первоклассников»
Для поощрения личных и коллективных достижений использовала словесную похвалу, а так же звуковые эффекты (апплодисменты), размещенные на слайдах презентации.


6 слайд Статья «Мультимедийные презентации как эффективное средство формирования учебной мотивации у будущих первоклассников»
Мне было важно, чтобы каждый ребенок нашел себе посильное задание (например, 11 слайд): прочитать (заголовок слайда), сосчитать (друзей муравьишки), решить (сколько осталось), порассуждать (почему много друзей?); чтобы каждому было интересно. 11слайд Статья «Мультимедийные презентации как эффективное средство формирования учебной мотивации у будущих первоклассников»

12 слайд Статья «Мультимедийные презентации как эффективное средство формирования учебной мотивации у будущих первоклассников» Поставив для себя цель добиться внимания, заинтересованности, желания выполнять все задания, прийти еще и еще раз на подготовительные занятия, полностью ее реализовала. Благодаря презентации, дети, которые в начале занятия не отличались высокой активностью, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать, включились в образовательный процесс. И, самое главное, на следующем занятии они с удовольствием вспомнили и достаточно подробно рассказали о том, чем занимались на первом занятии.

  1. Заключение


В процессе теоретического изучения вопроса по формированию учебной мотивации у будущих первоклассников средствами мультимедийных презентаций и практического применения данного электронного образовательного ресурса мною были сделаны следующие выводы: применение мультимедийной презентации позволяет значительно повысить уровень познавательной активности младших школьников, эффективность учебного процесса в целом, формировать устойчивую учебную мотивацию; мультимедийная презентация должна нести в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формировать у них, интерес к обучению, стремление к успеху, радость познания.

Литература

pedagogie.ru/

nsportal.ru Психологические особенности детей 6-7 лет

dohcolonoc.ru Проблемы готовности детей к школе

refoteka.ru Роль презентаций в начальной школе

pochemu4ka.ru

931school.ru Что такое электронные образовательные ресурсы?

festival.1september.ru Мотивация младших школьников к учению


© 2010-2022