Духовно нравственное воспитание в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

ОЦЕНКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мониторинг результатов.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования

Работа образовательного учреждения на всех этапах ориентирована на Концепцию Духовно- нравственного воспитания

- при реализации учебных программ

- при работе с классным коллективом.

Нормативной основой программы Духовно- нравственного развития и воспитания стали следующие документы.

Нормативная основа

  1. Закон об образовании РФ

  2. ФГОС 2 поколения начального общего образования

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я.Данилюк

  4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

А.Я. Данилюк

  1. Методические рекомендации «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в 2-х частях А.Я. Данилюк

  2. Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. А.А. Логинова, А.Я. Данилюк.

Классному руководителю необходимо создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальности каждого учащегося, надо сформировать классный коллектив и т.д.

Федеральный Государственный стандарт 2 поколения направлен на воспитание гражданина России, на формирование базовых ценностей (их 10), ориентирован на Программу Духовно- нравственного воспитания. Мы понимаем, что должны быть реализованы и задачи Духовно- нравственного воспитания.

Учитывая возможности учащихся и запросы родителей и для того, чтобы эта работа была системной нами выбрана Государственная программа Александра Ярославовича Данилюка в авторской разработке.

Эта программа нам подходит. Почему?

Есть инструментарий, который позволяет организовать работу педагога по всем направлениям.

  • Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования А.Я.Данилюк, А.А. Логинова

В программе содержится примерное планирование работы, которое можно корректировать в соответствии с особенностями образовательного учреждения и классного коллектива.

  • Цели и задачи

  • Основные направления

  • Принципы и особенности содержания

  • Основное содержание

  • Виды деятельности

  • Формы занятий

  • Совместная деятельность учреждения, семьи и общественности

  • Повышение культуры родителей

  • Планируемые результаты

  • Оценка эффективности реализации программы

  • В комплект входит методическое пособие для учителя

В методическом пособии описаны основные направления работы, критерии оценки реализации программы духовно- нравственного развития и воспитания учащихся; даны рекомендации по работе с комплектом

  • Имеется рабочий блокнот для педагога

Предлагаются бланки для фиксации результатов контрольного и интерпретационного этапов мониторинга; планирования основных направлений воспитательной деятельности; составления характеристики класса по итогам реализации программы.

Благодаря родителям все учащиеся нашего класса обеспечены рабочей тетрадью, которую авторы назвали «Книга моих размышлений»

Для чего она нужна?

Стандарты 2 поколения ориентированы на формирование самостоятельного способа самопознания, самовоспитания, но на основе определенных ориентиров.

В ее состав входят упражнения, позволяющие оценить динамику нравственного развития и воспитания учащихся.

Перед началом исследования необходимо познакомить родителей с содержанием и возможного их участия. Результаты индивидуальных достижений и особенности личностного развития обучающихся не подлежат итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе содержания отдельных учебных предметов.( в полном соответствии с требованиями Стандарта).

Обязательной частью этого комплекта является мониторинг результаДуховно нравственное воспитание в начальной школетов Духовно- нравственного воспитания.Духовно нравственное воспитание в начальной школе

Мониторинг позволяет оценивать личностные освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования.

Организация исследования. Методика ( АА Логиновой, АЯ Данилюк)

Задачи:

  1. Изучение динамики нравственного развития и социализации младших школьников в условиях специально организованной воспитательной деятельности ( разработанная образовательным учреждением воспитательная программа) в течение учебного года ( оценка личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования).

  2. Оценка эффективности реализации образовательным учреждением Программы.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

  • Наблюдение

  • Тестирование

  • Беседа

  • Педагогическое проектирование (моделирование)

  • Анализ педагогической деятельности (плана воспитательной работы)

НАПРАВЛЕНИЯ

БЛОК 1

Исследование особенностей нравственного развития и воспитания учащихся ( характеристика динамики развития учащихся в течение учебного года по основным направлениям Программы)

Отчетные материалы:

  • Индивидуальные характеристики учащихся для родителей

  • Общая характеристика класса

  • Целевые ориентиры воспитательной работы на следующий учебный год

БЛОК 2

Исследование целостной развивающей образовательной среды в образовательном учреждении ( урочная, внеурочная, внешкольная деятельность)

Отчетные материалы:

  • Характеристика динамики развития образовательной среды в течение учебного года ( анализ изменений)

БЛОК 3

Исследование взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников в рамках реализации воспитательной программы.

Отчетные материалы:

  • Характеристика развития взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников (динамика развития)

Данные, полученные по каждому из трех направлений мониторинга, могут рассматриваться в качестве основных показателей исследования целостного процесса духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в образовательном учреждении.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Контрольный этап ( начало учебного года, 1-я четверть) - сбор данных до реализации Программы.

  2. Формирующий этап ( в течение всего учебного года) - реализация основных направлений Программы.

  3. Интерпретационный этап ( конец учебного года, 4-я четверть)- сбор данных после реализации Программы.

КРИТЕРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве основного критерия, по которому изучается нравственное развитие учащихся, образовательная среда и характер взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников, выступает динамика развития по каждому из трех направлений мониторинга.

ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ:

1. Положительная динамика - увеличение значений выделенных показателей исследования на интерпретационном этапе ( конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования ( начало учебного года).

2. Отсутствие (инертность) положительной динамики - возможное увеличение отрицательных значений исследуемых показателей на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа.

3. Устойчивость (стабильность) высоких показателей на интерпретационном и контрольном этапах исследования.

Устойчивость высоких положительных показателей является одной из характеристик положительной динамики развития. Устойчивость низких показателей указывает на отсутствие положительной динамики и тенденцию отрицательной динамики развития.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Контрольный этап исследования в осуществлялся еще во время подготовки детей к школе. В своей работе использовала методику

Т А Нежновой «Беседа о школе», проводила педагогическую диагностику стартовой готовности МВ Битяновой «Оценка уровня личностной готовности к школе», психологом проведена индивидуальная диагностика готовности первоклассников к обучению(психологическая, мотивационная, информационная готовность).

Высокий уровень готовности к обучению продемонстрировали 3 чел.- 12%, уровень средний - 12 чел. -25%, низкий уровень - 9 чел. -38%.

Учебную мотивацию имеют 15% учащихся, 50% - внешнюю (школа привлекает больше внеучебными занятиями), и 35% игровую мотивацию.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

  • Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

  • Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, совместную деятельность с родителями.

  • Формирование у обучающихся активной деятельностной позиции.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Урочная деятельность: составлена план-сетка по достижению учащимися личностных результатов по каждому направлению программы в рамках урока.

Внеклассная деятельность: планирование

Внеурочная деятельность: кружки по интересам

Внешкольная деятельность - планирование, сбор данных

Совместная деятельность с родителями: планирование, анкетирование.

Традиционно считается, что Программа духовно- нравственного развития и воспитания -это воспитание патриотическое. Но Концепция этим не ограничивается

Выделены основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отражены и в программе работы с классом. Это и нравственное эстетическое и трудовое воспитание….

  1. «Ученик -патриот и гражданин »

  2. «Ученик и его нравственность»

  3. «Ученик и школа»

  4. «Ученик и мир прекрасного»

  5. «Ученик и его отношение к природе»

  6. «Ученик и его отношение к окружающим»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программой предусмотрены планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

ДОСТИЖЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  • Воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности ( например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность)

  • Эффекта - последствия результата, то к чему привело достижение результата( развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.)

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням. Реализация программы в 1 классе предусматривает достижение обучающимися результатов первого уровня - приобретение обучающимися социальных знаний ( об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях.

В 1 четверти проведен контрольный этап исследования по всем направлениям.

Результаты исследования фиксировались в индивидуальные бланки учащихся ( листы достижений)

Образец: Ученик -патриот и гражданин.

Индивидуальный бланк ученика

задание

Контрольный этап

Интерпретационный этап

1.

1

1

2.

0

1

3.

0

1

итого

1 балл

Недостаточное знание государственной символики

3 балла

Очень хорошее знание государственной символики

динамика

положительная

Интерпретация общих результатов исследования

Общий бланк: данные контрольного этапа и интерпретационного

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В течение всего учебного года были проведены мероприятия по всем 6 направлениям. Программа реализуется через разнообразные формы Организуются тематические классные часы, семейные праздники, дни творчества и дни здоровья, индивидуальные беседы и консультации


  • родительские собрания

  • посещение семей

  • тематические классные часы

  • семейные праздники

  • календарные праздники

  • дни открытых дверей

  • дни творчества

  • дни здоровья

  • индивидуальные и групповые консультации

  • беседы с детьми и родителями

  • анкетирование, мониторинг, тренинги

По каждому направлению составлен план мероприятий, определены задачи и предполагаемый воспитательный результат.

Работа ведется от планирования, через конкретные мероприятия и до мониторинга результатов работы с классным коллективом.

Это и есть базовые ценности, которые надо сформировать у детей. Государственный заказ, который мы реализуем.

Работа с коллективом учащихся организована системно с учетом их возрастных, психологических особенностей и с опорой на знания, представления и жизненный опыт детей. И этот материал будет расширяться.

Работа с классным коллективом не ограничивается только работой с детьми. Это еще и работа с родителями.

Расскажу о некоторых из них.

1 День здоровья- это первое совместное мероприятие с участием родителей.

К Дню матери мы организовали концерт:

ребята читали стихотворения, пели частушки и песни для мам.

Одной из форм такого взаимодействия стал День открытых дверей в гимназии для родителей первоклассников. Родители пришли на открытые уроки. Мы создали условия для того, чтобы они увидели ребенка в новой ситуации, смогли принять его как ученика и осознать свое место в достижении его успехов.

День открытых дверей стал основой для проведения семейного праздника

«В гостях у Деда Мороза»».

Родители охотно согласились организовать мероприятие, включились в процесс его подготовки. И на самом празднике они стали активными участниками, а не пассивными зрителями.

Далее был запланирован и успешно проведен семейный спортивный праздник «Мама, папа, я- спортивная семья».

Соревновались 4 семьи, а остальные семьи активно поддерживали команды.

Проводились встречи с родителями в нетрадиционной обстановке.

В один из выходных дней мы съездили с ребятами в санаторий «Кедр», где ходили на лыжах, катались коньках и на тюбингах.

Если выстраивать такую систему работы, то для детей слова ШКОЛА -наш дом не останется пустым сочетанием звуков. В этом доме всегда есть значимое место и для ученика и для учителя и для родителей.

Только совместная работа поможет нам сформировать классный коллектив.

Это был формирующий этап.

ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ ЭТАП ( сбор данных после реализации Программы)

БЛОК 1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ( исследование на контрольном этапе и интерпретационном этапе)

Рассмотрим сравнительный анализ на первом направлении

УЧЕНИК_ ПАТРИОТ И ГРАЖДАНИН РОССИИ

На контрольном этапе дети не справились с заданиями, на интерпретационном этапе справились на достаточном уровне.

ВЫВОД: положительная динамика

Воспитательный результат: получил элементарные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; приобрел участвуя в различных мероприятиях знание о наиболее значимых страницах истории страны; прочувствовал ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, народным традициям, старшему поколению.

Контрольный этап

Интерпретационный этап

Направление «Ученик-патриот и гражданин России»

Методика «Государственные символы» Т А Поповой

Задание:1. найти и обвести герб России; 2. найти и обвести флаг России; 3. ответить на вопрос: «какое муз. произведение является символом государства?»

ИТОГ: 1. 50 % - не справились

2.46 %

3. 33 %

Методика «Знание государственной символики» Т А Поповой

Задание: 1.обвести флаг России и раскрасить; 2. обвести и раскрасит герб России; 3. вписать слово «Гимн это…… государства»

Итог: 1. 79 %

2. 91 %

3. 75%

Вывод: положительная динамика

Воспитательный результат: получил элементарные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; приобрел участвуя в различных мероприятиях знание о наиболее значимых страницах истории страны; прочувствовал ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, народным традициям, старшему поколению.

Далее мы видим интерпретацию общих результатов исследования конкретно по первому направлению и по всем направлениям в целом

Значение среднего балла : интерпретация полученных баллов

Эквиваленты:

3 балла - очень хорошее знание государственной символики

2 балла - хорошее знание государственной символики

1 балл - недостаточное знание государственной символики

0 баллов - не справился с заданием

Исследование общей динамики развития обучающихся проводится в конце интерпретационного этапа по всем блокам и параметрам. Для более наглядного представления составлены диаграммы. Динамика положительная

Можем наблюдать положительную динамику по всем направлениям.

Итоговые результаты исследования общей динамики это оценка эффективности реализации Программы в классе и планирование воспитательной работы на следующий год. Итоговые результаты в классе позволяют охарактеризовать особенности нравственного развития учащихся в начале и в конце года, что позволяет составить и скорректировать план воспитательной работы, оценить динамику развития учащихся, составить характеристику класса.

БЛОК 2

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕЛЛОСТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Параметры:

А) создание условий для развития обучающихся в классе - уровень средний

Положительные характеристики: проводятся разнообразные социально-культурные программы в классе; Недостаточная содержательность и эмоциональная насыщенность оформления класса. Так как ребята еще только первый год обучаются в школе, они принимают не могут принять участие в оформлении класса. Необходимо оформить класс для создания комфортной и свободной для самовыражения и развития обстановки.

Б) расширение образовательных и развивающих возможностей в образовательном учреждении - уровень выше среднего 80%

Положительные характеристики: осуществляется социальная интеграция образовательной среды - сотрудничество с местной библиотекой ( посещение кружков, проведение совместных мероприятий); отмечается сформированность и поддержка традиций в школе: у школы есть собственная эмблема, гимн( песня школы), девиз; ведется летопись класса, действует творческий коллектив «Кукольный театр».

В) Использование новых педагогических технологий в образовательном учреждении - средний уровень

Положительные характеристики: есть программа нравственного развития учащихся; ведется проектная деятельность с учащимися; проводятся различные мониторинги направленные на оценку качества образования и результатов воспитательной деятельности

Г) Активность школы в образовательном пространстве - уровень высокий

Положительные характеристики: учащиеся систематически участвуют в конкурсах, праздниках, в районных олимпиадах, в областных и всероссийских конкурсах.

ВЫВОД: на начало и конец года отмечается устойчивость и стабильность образовательной среды ( положительная динамика)

БЛОК 3

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Параметры:

А) Открытость развивающей образовательной среды для родителей - уровень высокий

Положительные характеристики: регулярно проводятся мероприятия для родителей: беседы, консультации, родительские собрания, тренинги, знакомятся с планом воспитательной работы и вносят свои коррективы; сформирован родительский комитет.

Б) Активность родителей - средний уровень

Положительные характеристики: регулярно посещают родительские собрания, присутствуют на праздниках и принимают участие в проведении праздников.

В) Создание единого развивающего пространства в системе семья -школа - уровень выше среднего

Положительные характеристики: участвуют вместе с детьми в выполнении творческого задания

Г) Сплочение семей, укрепление детско-родительских отношений: уровень средний

Положительные характеристики: участие в семейных конкурсах, выставках.

Итак, у нас есть система отслеживания. И эта система выстроена не на один год обучения, а на все начальное образование. То есть учитель видит ближайшие и отдаленные перспективы своей работы и получает инструменты для возможной коррекции.

Каждый новый мониторинг предполагает свои цели и задачи.

Мониторинг является и завершающим этапом и стартом для каждого последующего года.

Ориентиром которого является достижение национального воспитательного идеала. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты

ВЫВОД: на начало и конец года отмечается устойчивость и эффективность взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников.

Анализируя деятельность по всем направлениям с учетом достижения учащимися воспитательных результатов на первом уровне, с учетом положительной динамики по трем направлениям можно прийти к выводу: поставленные задачи решены, цель достигнута.

И закончить свое выступление мне бы хотелось словами К.Ушинского:

«Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников»
К.Ушинский

12


© 2010-2022