- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения 3 класс К. Паустовский «Тёплый хлеб»
Урок литературного чтения 3 класс К. Паустовский «Тёплый хлеб»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Блохина Н.Ю. |
Дата | 28.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»
г. Ивантеевка Московской области
Открытый урок
Предмет ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Класс 3 -Б
Тема урока Авторские сказки. Нравственные уроки сказки
К.Г.Паустовского « Тёплый хлеб».
Учитель начальных классов БЛОХИНА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема урока Авторские сказки. Нравственные уроки сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
Цель: осмысление проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества человека. Задачи: Образовательные:
- обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;
- формировать навыки анализа художественного произведения;
- формирование УУД, обеспечивающих у учащихся умения учиться, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию;
- умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику.
Развивающие: а). Формировать УУД, как педагогической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала.
б). Развивать умения:
- анализировать литературное произведение и делать обобщающие и самостоятельные выводы;
- развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие кругозора учащихся, внимание и память учащихся;
- положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
- воспитывать любовь к литературе через идейную нагрузку художественного произведения;
- содействие формированию этических норм поведения на уроке;
- воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;
- формировать нравственные качества.
Оборудование: учебник В.А.Лазарева «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, тетради, карточки - тесты, баннер, проектор, компьютер, презентация, минусовка песни сл: Ю.Энтина, муз: М.Минкова «Дорога добра».
Используемые технологии:
- развивающее обучение по системе Л.В.Занкова;
- интегрированная (межпредметная связь с музыкой, русским языком, окружающим миром);
- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физкультминутка, отслеживание за посадкой при чтении, соблюдение светового и воздушного режима, спокойная и доброжелательная обстановка на уроке, смена видов деятельности (устная работа чередовалась с чтением текста, презентация без глазной нагрузки, крупный шрифт, яркие и четкие слайды).
- личностно-ориентированный подход (использование карточек тестов),
- игровая технология (инсценировка), прослушивание и исполнение песни;
- информационно-коммуникативные (компьютер, проектор, презентация, дополнительный материал);
Методы и приемы работы: самостоятельная работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, коллективная работа, работа по учебнику. Форма работы: урок.
Тип урока: урок закрепления
Виды чтения: чтение учителем, самостоятельное чтение, выборочное чтение, чтение по ролям, инсценировка, чтение цепочкой.
План урока и его хронометраж:
Организационный момент. Психологический настрой.
0,5 2 Подготовительная работа. Вступительная беседа.
-
Работа с эпиграфом.
-
Словарная работа.
1 3 Сообщение темы и цели урока.
0,5 4 Работа по содержанию прочитанного.
- Беседа по вопросам
- Работа со словарём характеристик
5 5 Инсценировка отрывка.
4 6 Чтение по ролям
6
Физкультминутка
1 7 Беседа по вопросам.
- Эпитеты
- Олицетворение
- Сравнение
5 8 Работа с текстом.
- чтение цепочкой
- выборочное чтение
10 9 Нравственные уроки.
3 10 Итог урока. Рефлексия.
1 11 Домашнее задание.
1 12 Исполнение песни.
2
Итого
40
Оформление доски:
Экран для проектора
21 декабря.
Классная работа.
Словарь характеристик
Картинки с изображением лошадей
Оформление для инсценировки
Ход урока:
- № слайда Название слайда Содержание урока Время
1
Урок литературного чтения 1. Организационный момент. Психологический настрой.
Добро творить, как воздухом дышать -
Потребность, людям данная от Бога.
Лучами солнца мир отогревать,
И отдавать, и не считать, что отдал много.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. - Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.
0,5
2
К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» 2. Подготовительная работа. Вступительная беседа. - В каждом настоящем писателе живет учитель. К.Г.Паустовский, написавший за свою жизнь немало произведений, считал, что смысл литературы заключается в том, чтобы призывать людей к прекрасному.
3
«Доброта - бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить, и невозможна сама жизнь». а). Работа с эпиграфом. - Поэтому эпиграфом к уроку я взяла именно его слова.
- Как вы их понимаете?
1
4
Словарная работа
Доброта б). Словарная работа - Многие из вас правильно понимают и чувствуют, что такое доброта. А если мы обратимся к словарю С.И.Ожегова, то найдём следующее определение: «Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, к животным, ко всему живому». Все положительное, хорошее, полезное.
5
Сообщение темы и цели урока 3. Сообщение темы и цели урока - Сегодня мы подведём итог нашей работы над произведением, рассмотрим, какие нравственные проблемы подняты Паустовским в сказке "Тёплый хлеб". И ответим на вопросы, чему учит нас сказка и почему она так называется?
0,5
Работа по содержанию прочитанного 4. Работа по содержанию прочитанного. - Пока мы будем восстанавливать содержание сказки, те, кто получили карточки, будут выполнять тестовое задание, а потом присоединится к нам. - Где происходит действие сказки? (в Бережках) - Кто взял раненого коня? (мельник) - Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя) - Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег). - Что случилось в природе после этого? ( метель, сильный мороз). - Сколько лет назад был такой же мороз? (сто лет) - От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы людской) - Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату) - Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи) - Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью) - Что придумал Филька? (продолбить лёд на реке) - Что понёс Филька коню? (буханку тёплого хлеба) - Что конь сделал после того, как съел хлеб? (положил голову на плечо Фильке) - Чем закончилась история? ( Филька осознал свою вину)
2
6
5. Работа по содержанию. - Назовите главных героев сказки? (Конь, Панкрат, Филька) - Давайте вспомним, что мы с вами о них узнали, воспользовавшись словарём характеристик.3
7-
10
Конь
- Конь - вороной, ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжёлую работу (возил глину, навоз, жерди). Побирался по дворам, все жители деревни, считали своим долгом заботиться о нём.
11-
14
Панкрат
- Панкрат - мельник, живёт в стороне от людей, умный, проницательный «быстрые глаза», из-за этого наверно, его и прозвали колдуном. Мало разговаривает, много работает, видит человека насквозь.
15
-
18
Филька
-
Филька - угрюмый, молчаливый, недоверчивый, грубый, ни с кем не дружил, неласковый, по прозвищу «Ну тебя».
- Как это прозвище характеризует героя? (Ему наплевать на сверстников, на старших, он думает, прежде всего, о себе. Он эгоистичный человек, которому важны только его чувства и желания).
- В жизни, ребята, добро и зло не уходят в никуда, всё когда-то возвращается к нам бумерангом.
19
-
22
«Как аукнется, так и откликнется» - Давайте проследим, каковы последствия Филькиного поступка.
- Обидел коня, ударил, бросил хлеб
- В природе засвистел ветер, мело и хлестало, ревела, обезумев метель, ломались скворечники, небо зазеленело, как лёд, звёзды примерзли к небу.
- На людях: замёрзли колодцы, мельница не могла работать, голод, холод, смерть.
23
История столетней давности
6. Инсценирование эпизода.- Кто помог Фильке осознать его поступок? (бабка)
- Для чего автор вводит в сказку события столетней давности? - А сейчас мы посмотрим, как это могло быть.
4
24
За советом к Панкрату
7. Чтение по ролям. - Почему всё-таки, несмотря на сомнения, Филька решил пойти к Панкрату? (Он решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть) - Какой разговор произошел между ними, узнаем, прочитав по ролям. Стр.126-1286
25
Физкультминутка Физкультминутка
1
26-27
28-31
32
Совет Панкрата
Что придумал Филька
Работа у мельницы 8. Беседа по вопросам. - Какой же совет дал Панкрат Фильке? (Изобрести спасение от стужи) - Что придумал Филька? (Продолбить лёд на реке, позвать людей на помощь) - Кто помог Фильке исправить свою вину? (Жители деревни, ребята, сорока). - Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами, показала, какой поступок совершил мальчик. Мы наблюдали за тем, как природа меняется.
5
33
34
35
36
Средства выразительности. - Перечислите художественные средства, с помощью которых автор изображает картины природы.
- Олицетворение - ивы посинели от стужи; снег пел под ногами; мороз прошёл по деревне; «Мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна»; упал на нашу округу лютый мороз; Побил птиц, высушил до корня леса и сады.
- Сравнение - луна - как невеста; снег… пел будто артель весёлых пильщиков; пылинка…как маленькая звезда; ветки… как стеклянные.
- Эпитеты - колючий мороз; в тяжелом дыму; рыхлые тучи; холодные тени; горячие солнечные пятна; воздух синий, густой, страшный; жгучая пустота.
37
38
Запах хлеба
Примирение с конём. 9. Работа с текстом. - Как изменился мир, когда люди взялись за общее дело? (В нём нет пустоты: сообща смогли лёд отколоть, мельницу запустить и хлеб испечь). - Давайте об этом прочитаем на стр.131
10
39
40
41
42
Нравственные уроки
10. Нравственные уроки. - Какие нравственные уроки вы вынесли из этой сказки?- Нужно быть добрым, отзывчивым.
- Не причинять другим вреда, обиды. Отвечать за свои поступки, слова.
- Не бояться просить прощения, прощать.
2
43
44
45
Тёплый хлеб 11. Подведение итога. Рефлексия. - Какова же мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому). - В каком значении употреблено слово «тёплый» (согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой) - Какой антоним употребляет автор к слову тёплый? (холодное сердце) - А может ли быть холодным хлеб? - Почему сказка о Фильке и Коне называется «Тёплый хлеб»? (Хлеб примирил Фильку и коня) - Можно ли подобрать другое название к сказке? - Мы прочитали замечательное произведение Паустовского, в котором мастерски соединяются холод и тепло природное и душевное, добро и зло. Человек всегда должен помнить о том, что нельзя впускать в себя зло, но, если это произойдёт, он сумеет с этим справиться, если только осознает это и сам этого захочет. Мне хочется завершить наш урок словами Евгения Евтушенко: - Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. - Каких зверей нужно убивать внутри себя?
1
46
Домашнее задание 12. Домашнее задание. - Написать сочинение - отзыв «Чему научила меня сказка «Тёплый хлеб».
1
47
«Дорога добра» 13. Исполнение песни Ю.Энтина, М.Минкова «Дорога добра». - Всё хорошее в мире этом - от доброты, от щедрости человеческих сердец. Не проходите мимо, не отворачивайтесь, не отводите в сторону глаза, если кто-то по близости нуждается в вашей помощи.
2