- Преподавателю
- Начальные классы
- Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов
Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шрамкова И.В. |
Дата | 02.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока русского языка во 2 классе (ПНШ)
Шрамковой И. В.,
учителя начальных классов
МОБУ Гимназии №9 им. Н. Островского
г. Сочи
Тема: Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.
Модель урока
Цель урока: учить находить суффикс в словах; формировать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов; закреплять умение строить схему образования нового слова.
Планируемый результат: - научатся самостоятельно выделять суффикс; образовывать с помощью суффикса новые формы слова.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока Урок «открытия» нового знания
(По ДМО.Автор Л.Г.Петерсон)
Технологическая карта
-
Слова названия предметов. Однокоренные слова
-
Слова на -ик. Словообразовательный анализ
-
Слова на -ок. Родственные слова
-
Чередование согласных звуков в корне
-
Суффикс
-
Образование новых слов при помощи суффикса
-
Проверка (эталон, правило)
I этап.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Смыслообразование «для чего человеку трудиться» ( ЛичностныеУУД)
Я прошу вас по рисунку узнать пословицу.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Почему на уроке вспомнили эту пословицу? (На каждом уроке мы трудимся)
Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).
Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия, тогда все получится).
Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.
II этап.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
- Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.
- Организовать самими уч-ся фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Уметь выбирать основания и критерии для сравнения (Познавательные УУД)
Уметь самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания (Познавательные УУД) Умение находить и формулировать проблему (Познавательные УУД) Работа над каллиграфией.
Отгадайте загадку.
Молоко пьёт,
Песенки поёт.
Чисто умывается,
А с водой не знается. (Кот).
Если посмотреть на кота через увеличительное стекло, ~ мы увидим, что это не кот, ~а котище.
Когда мы имеем в виду маленького кота, ~ то говорим «котик».
Обратите внимание, ~ чем отличаются между собой однокоренные слова. После корня появился суффикс ~ -ищ-, который придал слову ~ значение увеличения предмета.
Суффикс ~ -ик- ~ придал значение уменьшения предмета.
Запишите группы однокоренных слов к другим словам по образцу. Выделите корень и суффикс.
Кот - котище, котик Дом - ~ домище, ~ домик. Рука-… Понаблюдайте за однокоренными словами: Расскажите, как они образовались, изобразив схематично
Два человека работают у интерактивной доски… Проверка результатов работы, сравнивание с доской. - Всегда ли слово «отбрасывает» окончание, если хочет образовать новое слово? (Нет)
-Как вы образовали новые слова? (Каждый ученик озвучивает свой вариант)
Вывод: мы выполняли одинаковые задания, но получили разные результаты, так как не знали, что слова с нулевым окончанием тоже отбрасывают свои окончания - нулевые окончания, - прежде чем дать жизнь другим словам
III этап
Выявление места и причины затруднения.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Уметь соотнести то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё неизвестно. (Регулятивные УУД)
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
(Регулятивные УУД) -Так чему мы сегодня будем учиться на уроке? (образовывать новые слова с помощью суффиксов; строить схему образования нового слова) -Какая цель нашего урока? (научиться образовывать слова названия- предметов с помощью суффиксов; научиться строить схему образования нового слова)
IV этап
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения проблемы.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
Уметь построить логическую цепь рассуждений (Познавательные УУД)
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
(Регулятивные УУД). - Откройте обратный словарь на букву к (упражнение 25).
- Снова найдите слова на -ик. Отсчитайте последние пять слов и поработайте с ними.
- Что вы можете сказать об этих словах? - Какой оттенок смысла придает словам суффикс -ик-?
- Покажите сначала, от какой основы образовалось 1слово.
- Затем покажите, как именно образовалось это слово.
(Вывод: слова с нулевым окончанием «отбрасывают» окончание - нулевые окончания, чтобы образовать новое слово)
Работа со следующим словами «арбузик» выполняется по алгоритму
(ученик показывает и проговаривает у интерактивной доски) и тд:
- А теперь давайте сравним с эталоном (учебник, плакат Летучей мыши!)
Физминутка Выполнение упражнений необходимых для эмоционального настроя и снятия напряжения. (Регулятивные УУД)
V этап
Реализация построенного проекта
Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Умение договариваться, работая в группе, выполнять правила работы в группе (Личностные УУД)
Уметь проговаривать вслух доказательство, выбранного способа действия, уметь сравнивать с эталоном (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Работа в печатной тетради: задание 23. - Какой оттенок смысла придает словам суффикс -ок-? -Что интересного подметили? ( В словах произошло чередование согласных звуков в корне: волк - волчок; бок - бочок; паук - паучок).
Дети выполняют работу в группах со словами по алгоритму:
Повторить правила работы в группе.
- Говори негромко.
- Один говорит, другие слушают.
- Мнение группы представляет один человек.
Проверка самостоятельной работы.
Каждый участник группы проговаривает вслух способ образования нового слова и сравнивает с эталоном (на доске).
Физминутка для глаз
VI этап.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение новых знаний при помощи тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Уметь вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения с эталоном (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Уметь проговаривать во внешней речи последовательность действий (Регулятивные УУД) Распределите слова в два столбика: ~ в первый - ~ слова с суффиксом -ик-, ~ во второй ~ - слова с суффиксом -ок-. Дворик, шажок, ключик, тикать, срок, прыжок, гномик, сапожок, лучик, крикнуть, локоток, кружок, урок. Будьте внимательны!
Работа в парах. Фронтальная проверка выполненной работы: Проверьте себя! Дворик, ~ ключик, ~ гномик, ~ лучик. Шажок, ~ прыжок, ~ сапожок, ~ локоток, ~ кружок.
Вывод: мы выполняли одинаковые задания и получили одинаковые результаты, так как знаем, что делать и как делать.
VII этап.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь находить основания и критерии для классификации объектов (Познавательные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
1. Самостоятельная работа по зеленой карточке, сверка по эталону оранжевая карточка
Задание: Найдите в тексте слова-названия предметов с суффиксами, покажи способ образования этих слов. Сравните с эталоном.
Настали теплые деньки.
Синеют в поле васильки.
Словно шустрые зверьки,
Побежали ручейки.
Образец:
день день
день + к + = деньки
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: выявить границы применимости нового знания ; повторить содержание изученного знания.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Базовый уровень. Игра «Назовите одним словом».
Маленький зуб - … зубок
огромные глаза - … глазища
спортсмен, занимающийся лыжным спортом - … лыжник
маленькая морковь - … морковка
тонкий слой жира - … жирок
1.Запишите слова, определите способ образования этих слов:
Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон.
Каждый ученик доказывает свой ответ.
Суффиксов в русском языке огромное количество. Обратите внимание! Суффикс может придавать значению слова ~ уменьшительно-ласкательный, ~ увеличительный, ~ пренебрежительный оттенок ~ или давать своё самостоятельное значение.
Повышенный уровень. 2. Интересно знать. Сахар делают из сахарной свёклы. В жарких странах его получают из сахарного тростника. На Кубе большие площади заняты сахарным тростником. Сахар хранят в сахарнице. ~ Образуйте от данных слов однокоренные слова с суффиксом ~ -ниц- по образцу: хлеб - …~ ~ хлебница, мыло - …~ ~ мыльница, салат - …~ ~ салатница. Запишите пары слов, ~ выделите суффиксы.
Вывод: применив новое знание, мы смогли выполнить работу правильно.
IX этап.
Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД):
-
Понимаю что такое суффикс
-
Умею находить суффикс в слове
-
Знаю три значения которые может иметь суффикс
-
Умею образовывать слова при помощи суффикса
-Какова же цель нашего урока?
-Почему мы научились? (работали в группах, по правилу, самостоятельно, работали по эталону)
-Смогли бы мы справиться с заданиями, если бы не трудились? (Обращаемся к пословице) Значит вы какие ? (самостоятельные, целеустремленные, внимательные, дружные, трудолюбивые, ответственные)
Урок окончен. Благодарю за сотрудничество!