Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.Конспект урока русского языка во 2 классе (ПНШ)

Шрамковой И. В.,

учителя начальных классов

МОБУ Гимназии №9 им. Н. Островского

г. Сочи

Тема: Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.


Модель урока

Цель урока: учить находить суффикс в словах; формировать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов; закреплять умение строить схему образования нового слова.

Планируемый результат: - научатся самостоятельно выделять суффикс; образовывать с помощью суффикса новые формы слова.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока Урок «открытия» нового знания

(По ДМО.Автор Л.Г.Петерсон)

Технологическая карта

  1. Слова названия предметов. Однокоренные слова

  2. Слова на -ик. Словообразовательный анализ

  3. Слова на -ок. Родственные слова

  4. Чередование согласных звуков в корне

  5. Суффикс

  6. Образование новых слов при помощи суффикса

  7. Проверка (эталон, правило)

I этап.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Формирование функциональной грамотности с определением УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Смыслообразование «для чего человеку трудиться» ( ЛичностныеУУД)

Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.

Я прошу вас по рисунку узнать пословицу.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Почему на уроке вспомнили эту пословицу? (На каждом уроке мы трудимся)

Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).

Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия, тогда все получится).

Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.

II этап.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

  1. Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.
  2. Организовать самими уч-ся фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Формирование функциональной грамотности с определением УУД:

Уметь выбирать основания и критерии для сравнения (Познавательные УУД)

Уметь самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания (Познавательные УУД) Умение находить и формулировать проблему (Познавательные УУД) Работа над каллиграфией.

Отгадайте загадку.

Молоко пьёт,
Песенки поёт.
Чисто умывается,
А с водой не знается. (Кот).


Если посмотреть на кота через увеличительное стекло, ~ мы увидим, что это не кот, ~а котище.

Когда мы имеем в виду маленького кота, ~ то говорим «котик».

Обратите внимание, ~ чем отличаются между собой однокоренные слова. После корня появился суффикс ~ -ищ-, который придал слову ~ значение увеличения предмета.

Суффикс ~ -ик- ~ придал значение уменьшения предмета.

Запишите группы однокоренных слов к другим словам по образцу. Выделите корень и суффикс.

Кот - котище, котик Дом - ~ домище, ~ домик. Рука-… Понаблюдайте за однокоренными словами: Расскажите, как они образовались, изобразив схематично

Два человека работают у интерактивной доски… Проверка результатов работы, сравнивание с доской. - Всегда ли слово «отбрасывает» окончание, если хочет образовать новое слово? (Нет)

-Как вы образовали новые слова? (Каждый ученик озвучивает свой вариант)

Вывод: мы выполняли одинаковые задания, но получили разные результаты, так как не знали, что слова с нулевым окончанием тоже отбрасывают свои окончания - нулевые окончания, - прежде чем дать жизнь другим словам

III этап

Выявление места и причины затруднения.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

Формирование функциональной грамотности с определением УУД:

Уметь соотнести то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё неизвестно. (Регулятивные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД) -Так чему мы сегодня будем учиться на уроке? (образовывать новые слова с помощью суффиксов; строить схему образования нового слова) -Какая цель нашего урока? (научиться образовывать слова названия- предметов с помощью суффиксов; научиться строить схему образования нового слова)

IV этап
Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения проблемы.

Формирование функциональной грамотности с определением УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Уметь построить логическую цепь рассуждений (Познавательные УУД)

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

(Регулятивные УУД). - Откройте обратный словарь на букву к (упражнение 25).

- Снова найдите слова на -ик. Отсчитайте последние пять слов и поработайте с ними.

- Что вы можете сказать об этих словах? - Какой оттенок смысла придает словам суффикс -ик-?
- Покажите сначала, от какой основы образовалось 1слово.
- Затем покажите, как именно образовалось это слово.

(Вывод: слова с нулевым окончанием «отбрасывают» окончание - нулевые окончания, чтобы образовать новое слово)

Работа со следующим словами «арбузик» выполняется по алгоритму

(ученик показывает и проговаривает у интерактивной доски) и тд:

Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.

- А теперь давайте сравним с эталоном (учебник, плакат Летучей мыши!)



Физминутка Выполнение упражнений необходимых для эмоционального настроя и снятия напряжения. (Регулятивные УУД)

V этап

Реализация построенного проекта

Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

Формирование функциональной грамотности с определением УУД:

Умение договариваться, работая в группе, выполнять правила работы в группе (Личностные УУД)

Уметь проговаривать вслух доказательство, выбранного способа действия, уметь сравнивать с эталоном (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Работа в печатной тетради: задание 23. - Какой оттенок смысла придает словам суффикс -ок-? -Что интересного подметили? ( В словах произошло чередование согласных звуков в корне: волк - волчок; бок - бочок; паук - паучок).

Дети выполняют работу в группах со словами по алгоритму:

Повторить правила работы в группе.

  1. Говори негромко.
  2. Один говорит, другие слушают.
  3. Мнение группы представляет один человек.

Проверка самостоятельной работы.

Каждый участник группы проговаривает вслух способ образования нового слова и сравнивает с эталоном (на доске).

Физминутка для глаз

Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.

VI этап.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение новых знаний при помощи тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.

Формирование функциональной грамотности с определением УУД:

Уметь вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения с эталоном (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь проговаривать во внешней речи последовательность действий (Регулятивные УУД) Распределите слова в два столбика: ~ в первый - ~ слова с суффиксом -ик-, ~ во второй ~ - слова с суффиксом -ок-. Дворик, шажок, ключик, тикать, срок, прыжок, гномик, сапожок, лучик, крикнуть, локоток, кружок, урок. Будьте внимательны!

Работа в парах. Фронтальная проверка выполненной работы: Проверьте себя! Дворик, ~ ключик, ~ гномик, ~ лучик. Шажок, ~ прыжок, ~ сапожок, ~ локоток, ~ кружок.

Вывод: мы выполняли одинаковые задания и получили одинаковые результаты, так как знаем, что делать и как делать.

VII этап.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания.

Формирование функциональной грамотности с определением УУД:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь находить основания и критерии для классификации объектов (Познавательные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

1. Самостоятельная работа по зеленой карточке, сверка по эталону оранжевая карточка

Задание: Найдите в тексте слова-названия предметов с суффиксами, покажи способ образования этих слов. Сравните с эталоном.

Настали теплые деньки.
Синеют в поле васильки.
Словно шустрые зверьки,
Побежали ручейки.


Образец:

день день

день + к + = деньки

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявить границы применимости нового знания ; повторить содержание изученного знания.

Формирование функциональной грамотности с определением УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Базовый уровень. Игра «Назовите одним словом».

Маленький зуб - … зубок

огромные глаза - … глазища

спортсмен, занимающийся лыжным спортом - … лыжник

маленькая морковь - … морковка

тонкий слой жира - … жирок

1.Запишите слова, определите способ образования этих слов:

Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон.

Каждый ученик доказывает свой ответ.

Суффиксов в русском языке огромное количество. Обратите внимание! Суффикс может придавать значению слова ~ уменьшительно-ласкательный, ~ увеличительный, ~ пренебрежительный оттенок ~ или давать своё самостоятельное значение.

Повышенный уровень. 2. Интересно знать. Сахар делают из сахарной свёклы. В жарких странах его получают из сахарного тростника. На Кубе большие площади заняты сахарным тростником. Сахар хранят в сахарнице. ~ Образуйте от данных слов однокоренные слова с суффиксом ~ -ниц- по образцу: хлеб - …~ ~ хлебница, мыло - …~ ~ мыльница, салат - …~ ~ салатница. Запишите пары слов, ~ выделите суффиксы.

Вывод: применив новое знание, мы смогли выполнить работу правильно.

IX этап.
Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности

Формирование функциональной грамотности с определением УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД):

  • Понимаю что такое суффикс

  • Умею находить суффикс в слове

  • Знаю три значения которые может иметь суффикс

  • Умею образовывать слова при помощи суффикса

-Какова же цель нашего урока?

-Почему мы научились? (работали в группах, по правилу, самостоятельно, работали по эталону)

-Смогли бы мы справиться с заданиями, если бы не трудились? (Обращаемся к пословице) Значит вы какие ? (самостоятельные, целеустремленные, внимательные, дружные, трудолюбивые, ответственные)

Урок окончен. Благодарю за сотрудничество!



© 2010-2022