Конспект проблемного урока по литературному чтению (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект

проблемного урока по литературному чтению в 3 классе.


Тема. Знакомство с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Сопоставление

с басней Эзопа «Ворон и Лисица».

Цель. Формировать умение находить сходство и различие сюжетов, смысла,

структуры, композиции в баснях Эзопа и Крылова.

УМК: развивающая система обучения Л.В.Занкова.

Задачи урока:

- познакомить с творчеством писателя И.А.Крылова, басней «Ворона и Лисица»;

- учить чувствовать и понимать образный язык речи;

- развивать внимание, память, культуру речи, наблюдательность;

- продолжить работу над совершенствованием навыков выразительного чтения;

- формировать прочную нравственную позицию, положительную ориентацию на распознавание истинной красоты;

- воспитывать интерес к чтению через знакомство с произведениями побуждать к самостоятельному творчеству

Оборудование урока:

1) Учебник «Литературное чтение» 3 класс (часть 1) автор Н.А.Чуракова;

2) Портрет писателя И.А.Крылова;

3) Картинная галерея учебника - иллюстрация к басне «Ворона и Лисица;

4) Картинки с изображением вороны и лисицы;

5) Карточки с объяснением слов «льстец», «лесть», «льстить» из толкового словаря С.И.Ожегова;

6) Выставка книг:

- И.А.Крылов «Басни». Сборник «Русские классики - детям». Изд. «Дрофа-плюс» 2004г.;

- И.А.Крылов «Басни». Изд. «Ленинград» 1987г.;

- Л.Н.Толстой «Рассказы и басни». Изд. «Детская литература» 1990г.;

- Школьная программа «Русские и зарубежные классики». Сборник «Басни» Эзопа, С.Михалкова, Л.Толстого, И.Крылова Изд. «Дрофа» М. 2002г.;

- С.Михалков «Детям». В сборник включены басни. Изд. «Детская литература» 1981г.;

- В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». «Краснодарское книжное издательство» 1982г.

7) Картинки с изображением лисы и вороны.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний (10 мин).

- Как вы думаете, почему на доске изображения лисы и вороны?

О них пойдёт речь на уроке. Мы будем о них читать. Дома надо было пересказать басню Эзопа «Ворон и Лисица». По этой басне надо было придумать вопросы.

- Кто хочет рассказать басню? (Пересказывает ученик.)

- Кто может рассказать её, изменив текст, чтобы получилась роль лисы? (Дети рассказывают басню по ролям.)

- Какие вопросы вы придумали к этой басне?

Почему лиса хвалила ворона? Можно ли так обманывать, как лисица? Почему лисице захотелось заполучить мясо? Почему лисе удалось обмануть ворона? Есть ли такие люди, похожие на лисицу или на ворона?

- Какой вопрос вам понравился? Почему?

Последний вопрос, потому что он не просто по тексту, заставляет думать. Мы вчера говорили, что басня рассказывает о взаимоотношениях людей, а не животных.

- Как вы думаете, какие умения помогут нам сегодня интересно провести урок?

Умение находить новое, видеть в прочитанном необычное, выразительно читать.

III. Знакомство с творчеством писателя И.А.Крылова (5 мин).

(Показ портрета писателя).

- Знаете ли вы, кто это?

- Кто из вас знает что-нибудь об этом писателе?

Мне знакома фамилия Крылов. Я читал его басню «Стрекоза и Муравей».

- В нашем классе есть ребята, которые поработали с дополнительной литературой и подготовили сообщения к уроку.


  1. Я хочу рассказать о писателе, который написал более двухсот басен. Это Иван Андреевич Крылов. Он родился 13 февраля в Москве, в семье бедного армейского офицера. Детство прошло на Урале и в Твери. В семье не было возможности оплачивать обучение сына, и Иван Крылов занимался сам. Он изучал литературу, математику, иностранные языки.

3

2) Первые басни были написаны более двухсот лет назад и многие переведены на десятки языков мира. И.А.Крылов писал басни, в которых смеялся над глупыми, ленивыми, хвастливыми, хитрыми, злыми людьми.

И.А.Крылов был очень остроумным человеком. Однажды, когда он шёл по улице, один богач, увидев у него на локте дырку, сказал: «Бедность проглядывает», а И.А.Крылов ответил: «Глупость заглядывает».

- Как вы понимаете ответ И.А.Крылова?

- Что узнали о баснописце И.А.Крылове?

IV. Работа с выставкой книг (5 мин).

- Посмотрите на выставку книг, что можете сказать?

Все книги разных авторов.

- Чем похожи все книги?

Все книги относятся к одной теме «Басни». Все книги - сборники. Все книги иллюстрированы. Одна книга «Лягушка-путешественница» лишняя, т.к. она не сборник и относится к теме «Сказки».

- Интересно: а может ли сказка быть похожей на басню?

Дети задумываются и высказывают свои предположения о том, что в сказках о животных мы тоже можем смеяться над недостатками.

- На этот вопрос вы скоро сможете точно ответить.

- Сегодня мы будем читать басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица». В какой книге она может быть помещена?

V. Работа с текстом произведения (7 мин).

1) Первичное чтение учителем.

- Кто читал эту басню?

- (Спрашиваю тех, кто не читал) Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этой басне? Будет ли она похожа на басню Эзопа?

2) Обсуждение прочитанного произведения.

- Какими мыслями хотели бы поделиться? Подтвердились предположения?

Мне очень понравилась басня и как вы её прочитали выразительно.

Сюжет похож на басню Эзопа «Ворон и Лисица». Басня Эзопа написана прозой, а басня Крылова стихами.

- В чём ещё различие басен?

В басне Эзопа - ворон держит мясо, а в басне Крылова ворона держит сыр.

А я заметил, что у Эзопа мораль в конце басни, а у Крылова в начале.

- Давайте ещё раз прочитаем эту басню, исследуем её. Возможно, вы увидите ещё какие-нибудь сходства и различия?

3) Повторное чтение басни детьми по строчкам. Анализ басни (15 мин).

1- 4 строки

- Покажите, как это «взгромоздясь», «позадумалась».

4

- О чём ворона могла позадуматься?

Как она сейчас будет есть сыр. Вкусный ли сыр? Куда она полетит? Когда ей сыр съесть и где?

5 строка

- Подберите синоним к слову «близёхонько».

Недалеко, рядом, близко.

6-7 строки

- О чём говорит слово «вдруг»?

Неожиданно, что-то случится.

- Как можно было сказать прозой?

Лиса бежала по своим делам и, почуяв аромат сыра, сразу же остановилась.

- Что значит слово «пленил»?

Как будто в плен попала. Заманил. Подчинил своей власти.

- Как надо прочитать эти строчки?

Тихо, плавно, медленно, завораживающе.

8-10 строки

- Покажите, как лисица подходит.

- Почему она говорит «так сладко, чуть дыша»?

Чтобы не спугнуть ворону. Чтобы завладеть ею. Обольстить.

- Кто может так прочитать речь Лисицы?

11- 18 строки

- Удалось передать интонацию лисицы?

- Обратите внимание на знаки.

- Почему так много восклицательных предложений?

Передают восхищение.

- Какие слова использует лисица, чтобы обольстить ворону?

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: пёрушки, носок, глазки, голосок…

- Какими словами она называет ворону?

Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица.

19-20 строки

- Кто поможет объяснить значение слова «вещунья»?

Консультант Баба Яга.

(Дети находят в конце учебника (с.149) в рубрике «Совет Консультантов» толкование слова).

- Как по-другому можно сказать выражение «в зобу дыханье спёрло»?

Чуть не задохнулась.

21-22 строки

- Как понимаете выражение «с ним была плутовка такова»?

Схватила сыр и убежала.

5


4) Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова.

- Образы лисиц в баснях - разные?

- В какой басне мы лучше представляем себе лисицу? Почему?

- Прочитайте, как пишет про лисицу Эзоп? Крылов?

Эзоп просто пишет «стала она перед вороном и принялась его расхваливать». Крылов описывает движения «на цыпочках», «вертит хвостом», «глаз не сводит», интонацию её голоса «говорит так сладко, чуть дыша».

- Как Крылову удалось создать такой образ?

Он более выразительно описывает лисицу.

- Характеры лисиц разные? Докажи.

У Крылова она хитрая плутовка. У Эзопа лисица умная, она учит ворона, читает ему мораль.

- Прочитайте мораль в басне Ивана Крылова?

- Какие слова не поняли?

- Прочитайте толкование слов: 1) Лесть - лицемерие, угодливое восхваление. 2) Льстец - человек, выражающий лесть. 3) Льстить - хвалить из желания расположить к себе, доставить кому-нибудь удовольствие.

- Кто говорит мораль?

Сам автор.

- Автор не судит человеческие недостатки. Он говорит о том, что все мы не лишены недостатков.

Я заметил, что слова лесть, льстить, льстец - однокоренные.

- Молодцы, вы настоящие исследователи литературы!

5) Творческая работа в парах.

- Попробуйте мораль этой басни сказать своими словами, более простым языком.

Сколько раз говорили людям, что плохо поступает тот, кто хвалит человека для того, чтобы доставить ему удовольствие. И всё равно он будет это делать. Нельзя хвалить человека только для того, чтобы доставить ему удовольствие и расположить к себе.
6) Чтение басни по ролям. - Можно ли прочитать басню И.А.Крылова по ролям? - Какие в ней возможны роли? - Выберете роль автора или лисицы. Прочитайте басню друг другу по ролям. Проверка: - Кто считает, что сможет прочитать басню выразительно и передать интонацию лисицы так, чтобы нам всем очень легко было представить эту хитрую плутовку?

(Чтение басни 1-2 раза по ролям) 6 7) Работа с картинками. - Посмотрите ещё раз на картинки, изображающие лисицу и ворону. - Соответствуют ли они образу героев басен Эзопа и Крылова? Почему?

Лисица и ворона не соответствуют образам, созданным баснописцами, так как они изображены весёлыми и больше подходят к шутливым или сатирическим произведениям.

Ворона на картинке больше похожа на маленького лисёнка, а не на хитрую плутовку. А ворон - маленький птенец, который потерял свой носок.

- Какой бы вы изобразили ворону и лисицу?

- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали, чтобы она подходила к басне?

VI. Итог урока.

- Что особенно понравилось на уроке?

- Кому захотелось прочитать другие басни И.А.Крылова?

- Какой урок для себя получили?

- Какие умения пригодились вам сегодня на уроке?

Умения фантазировать, выразительно читать, находить различия и сходства, выбирать лишнее, правильно выражать свои мысли, рассуждать.

VII. Домашнее задание.

- Придумайте домашнее задание.

- Предлагаю вам задание на выбор:

1) Выучить басню наизусть.

2) Выполнить иллюстрацию к басне.

3) Выразительно читать басню по ролям.

4) Прочитать любую басню Крылова, которой нет в учебнике.






© 2010-2022