Рабочая программа внеурочной деятельности Страна Мастеров

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малоархангельская средняя общеобразовательная школа № 1»


Принято

на заседании педагогического

совета

Протокол №1

от «31»августа 2015г.

Утверждаю

Директор школы:

__________ /Т.В.Кохановская /

ФИО

Приказ № ______

от«____» ________2015г.






Рабочая программа

внеурочной деятельности


«Страна Мастеров»


по общекультурному направлению




Срок реализации - 4 года

(2013 - 2017 учебный год)


Составитель:

учитель начальных классов

Кванина В. Н.


высшая квалификационная категория





г. Малоархангельск




Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Страна Мастеров» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010 г.); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования Программа разработаны на 2013-2017 учебный год для учащихся начальных классов. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров - реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Страна Мастеров» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям Актуальность и практическая значимость программы. Занятия практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы « Страна Мастеров» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).


«Страна Мастеров» - коллективная трудовая игра, участники которой, подражая организации настоящего производства, создают разнообразные изделия на пользу и радость своему коллективу, близким и далёким людям. Цель программы: формирование добросовестного отношения к труду, воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

Задачи программы:

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие;

  • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.


Программа построена на принципе активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.

Новизна: программа создана впервые.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-10 лет, на 4 года обучения: 2 часа в неделю.




1 год обучения.

Тематическое планирование.

№ занятия

Количество часов

Тема занятия

Дата

план.

Дата фак.

Примечание

1

  • Ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

.



2

1

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.




3

1

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.




4

1

  • Соблюдение правил по технике безопасности.




5

1

  • Из истории происхождения ножниц.




6

1

  • Виды бумаги и картона.




7

1

  • Рассказ «Из истории бумаги»




8

1

  • Изучение свойств бумаги и картона




9

1

  • Объёмный цветок - аппликация




10

3

  • Аппликация «Киска» изготовление по шаблону.




11

2

  • Вырезание симметричных форм, аппликация силуэтов.




12

2

  • Цветы из кругов.




13

2

  • Мозайка «Попугай»




14

2

  • Спиральные розочки.




15

1

  • Изготовление цветочных снежинок.




16

3

  • Цветы из цветных вееров.




17

3

  • Изготовление новогодних снежинок.




18

1

  • Знакомство с «Оригами»




19

3

  • Знакомство с техникой изготовления модулей.




20

3

  • Изготовление модулей разных цветов для поделок.




21

3

  • Техника сборки поделок из модулей.




22

2

  • Сердце- валентинка.




23

2

  • Открытка деловому человеку. (на 23 февраля)




24

2

  • Изготовление тарелочки из модулей.




25

3

  • Изготовление клубнички.




26

3

  • Цветы из салфеток (панно розы и одуванчики).




27

3

  • Изготовление модулей разных цветов для поделки « Радужный лебедь».




28

4

  • Сборка Основания и туловища лебедя.




29

3

  • Сборка крыльев и шеи лебедя.




30

1

  • Оформление головы и шеи лебедя.




31

4

  • Мини ананас из модулей.




32

1

  • Подведение итогов, выставка.




Итого:

68 ч




2 год обучения

Тематическое планирование.

№ занятия

Количество часов

Тема занятия

Дата

план.

Дата

фак.

Примечание

1

1

  • Повторение правил ТБ при работе с необходимыми инструментами.




2

2

  • Открытка своими руками.




3

2

  • Изготовление гвоздики из бумаги.




4

3

  • Изготовление пионов своими руками




5

3

  • Изготовление розы.




6

2

  • Объёмная аппликация «Гусеница в груше»




7

2

  • Изготовление птички из ладошек.




8

2

  • Хризантемки на открытку




9

2

  • Остролистые цветочки.




10

4

  • Изготовление модулей разных цветов для поделки «Пингвинёнок».




11

4

  • Сборка поделки «пингвинёнок Лоло»




12

2

  • Оформление поделки «пингвинёнок Лоло»




13

4

  • Изготовление модулей разных цветов для поделки «Нюша».




14

4

  • Сборка поделки «Нюша»




15

2

  • Оформление поделки «Нюша»




16

4

  • Изготовление модулей разных цветов для поделки «Зайчишка».




17

4

  • Сборка поделки «Зайчишка»




18

2

  • Оформление поделки «Зайчишка»




19

4

  • Изготовление модулей разных цветов для поделки «Подружка Зайчишки».




20

4

  • Сборка поделки «Подружка Зайчишки »




21

2

  • Оформление поделки «Подружка Зайчишки»




22

3

  • Изготовление модулей разных цветов для поделки «Кошечка».




23

6

  • Сборка и оформление поделки «Кошечка »




Итого:

68 ч




3 год обучения.

Тематическое планирование.

№ занятия

Количество часов

Тема занятия

Дата

план.

Дата

фак.

Примечание

1

1

  • Повторение правил ТБ при работе с необходимыми инструментами.

2.09



2

2

  • Техника торцевания.

4.09

9.09



3

2

  • Панно Цветы.(торцевание)

11.09

16.09



4

3

  • Цыплёнок (торцевание)

18.09

23.09

25.09



5

3

  • Грибной сезон (торцевание)

30.09

2.10

7.10



6

2

  • Игрушки из упаковок из-под яиц.

9.10

14.10



7

4

  • Изготовление шкатулочки для бижутерии.

16.10

21.10

23.10

28.10



8

2

  • Ажурные снежинки.

30.10

11.11



9

1

  • Техника квиллинг.

13.11



10

2

  • Учимся квиллингу.

18.11

20.11



11

2

  • Выполнение различных образцов в технике квиллинг.

25.11

27.11



12

3

  • Изготовление цветов (квиллинг)

2.12

4.12

9.12




13

5

  • Изготовление открытки. (квиллинг)

11.12

16.12

18.12

23.12

25.12



14

2

  • Забавные ёлочки.

13.01

15.01



15

2

  • Бумажные бабочки (резачок)

20.01

22.01



16

4

  • Изготовление цветов Цинии (квиллинг)

27.01

29.01

3.02

5.02




17

3

  • Подсолнухи (квиллинг)

10.02

12.02

17.02



18

3

  • Аленький цветочек. (квиллинг)

19.02

24.02

26.02



19

5

  • Самолёт (квиллинг)

3.03

5.03

9.03

11.03

16.03



20

4

  • Изготовление модулей разной формы и цвета для поделки «Торт»

18.03

6.04

8.04

13.04



21

5

  • Сборка поделки «Торт»

15.04

20.04

22.04

27.04

29.04



22

8

  • Оформление поделки «Торт»




Итого:

68 ч




4 год обучения.

Тематическое планирование.

№ занятия

Количество часов

Тема занятия

Дата

план.

Дата фак.

Примечание

1

1

  • Повторение правил ТБ при работе с необходимыми инструментами.




2

4

  • Изготовление модулей для поделки «Ёлочка».




3

4

  • Сборка поделки «Ёлочка»




4

4

  • Изготовление модулей для поделки «Лесовичок».




5

4

  • Сборка поделки «Лесовичок»




6

2

  • Оформление поделки «Лесовичок»




7

4

  • Изготовление модулей для поделки «Снеговичок».




8

4

  • Сборка поделки «Снеговичок»




9

2

  • Оформление поделки «Снеговичок»




10

4

  • Праздничный торт из гофротрубочек.




11

4

  • Декоративная подставка.




12

5

  • Плетение корзин из старых газет.




13

2

  • Оформление корзин.




14

5

  • Плетение коробочек из старых газет.




15

2

  • Оформление коробочек.




16

4

  • Плетение шкатулок из старых газет.




17

3

  • Оформление шкатулок.




18

1

  • Знакомство с техникой бисероплетения.




19

2

  • Знакомство с разными способами бисероплетения.




20

2

  • Плетение фенечки.




21

4

  • Плетение браслета с именем.




Итого:

68 ч.




Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлена на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-10 лет, на 4 года обучения: 2 часа в неделю.


Предполагаемые результаты реализации программы: 1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; проявление самостоятельной творческой активности. 2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к родной культуре и природе, родному Отечеству, знаниям, миру, людям, своему внутреннему миру. 3.Результаты третьего и четвёртого уровней (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; импровизировать; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.



Планируемые результаты

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте

Предметные результаты
  • знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

  • знать применение бисера в окружающем мире;

  • знать технологию выполнения изделий в технике аппликации;
  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • уметь правильно организовать свое рабочее место;
  • уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  • уметь работать по шаблону;
  • уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

Способы проверки ожидаемого результата


В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:

  • удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
  • четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
  • художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:
  • аккуратность;
  • четкость выполнения изделия;
  • самостоятельность выполнения;
  • наличие творческого элемента.
«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов. Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др. Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками. Система контролирующих материалов:
  • Входной контроль - проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).
  • Текущий контроль - проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
  • Промежуточный контроль - проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.
  • Итоговый контроль - проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся по определенным критериям:
  • выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
  • подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
  • система награждения и поощрения обучающихся, лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами;
  • организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.
Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: Выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления школы, класса для проведения праздничных утренников


Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

  • компьютер

  • медиапроектор

Инструменты и приспособления:

  • простой карандаш
  • линейка
  • ножницы канцелярские с закругленными концами
  • кисточка для клея и красок
  • иголки швейные
  • доски для работы с пластилином
Материалы:
  • пластилин

  • бумага цветная для аппликаций

  • двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга

  • картон белый и цветной

  • ткань: ситец однотонный и цветной

  • мешковина

  • синтепон

  • нитки швейные - белые, черные и цветные

  • шерстяная пряжа

  • клей ПВА

  • ватные диски

  • бисер, бусины

  • проволока

  • бумага гофрированная, креповая, папиросная

  • калька



.



Список литературы для педагога


  • Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2012
  • Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 2012.-32с.
  • Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек - сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.: ил.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго п
  • Паньшина, И. Г. Декоративно - прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
  • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 2010. - 112с.
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.-111с. - (Стандарты второго поколения).
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 232 с. - (Стандарты второго поколения).
  • Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. - 2004. - №7. - С. 36-49.

Список литературы для детей

  1. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова -СПб.: «Паритет», 2012 - 240с.+вкл.
  2. М.А.Гусакова "Аппликация", Просвещение, 2010 г.
  3. М.А.Гусакова "Подарки и игрушки своими руками", ТЦ "Сфера", 2012 г.
  4. Н.С.Ворончихин "Сделай сам из бумаги"
  5. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2010 г.
  6. Интернет-ресурс: stranamasterov.ru


© 2010-2022