Конспект урока Кто такие птицы?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок по познанию мира

Подготовила: учитель начальных классов Боднар Наталья Александровна Тема: Кто такие птицы?

Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цель: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания. Задачи: 1.Образовательные: Учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов. 2.Развивающие: Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности. 3.Воспитательные: Воспитывать доброту, ответственность, чувство заботы и любви к природе. Методы и приемы: коммуникативный, деятельностный подход Используемые технологии: игровые, элементы личностно-ориентированной технологии, информационно - коммуникационные технологии. Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Основные понятия, термины: птица, перо, стержень, бородки, перелетные, зимующие птицы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику (раздел «Кто? Что? тема «Кто такие птицы?»), презентация, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), карточки с заданием, фонограмма с голосами птиц; у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши. Ход урока: 1 . Организационный момент Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки - на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. -Ребята! Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется "Животный мир" и сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы. 2. Актуализация знаний. -Вспомните, какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые, звери, земноводные, пресмыкающиеся)

1) Фронтальная работа. Я проведу небольшой опрос. А вы будете мне отвечать с помощью сигнальных карточек. Итак, я диктую предложения, если вы согласны с высказыванием, то поднимаете вверх красную карточку, если нет - то синюю.

- Муравей, пчела, стрекоза - насекомые. (Да) - У насекомых три пары ног. (Да)

- Акула - речная рыба. (Нет)

- Рыбы живут в воде. (Да)

- Паук - это насекомое. (Нет)

-Ужи, гадюки, ящерицы называются пресмыкающимися за свой способ передвижения. (Да.)

-Тело пресмыкающихся покрыто шерстью. (Нет)

-Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками. (Да.)

-Гадюка - ядовитая змея. (Да.)

-У ящерицы две ноги. (Нет)

-При опасности ящерица может отбрасывать хвост. (Да.)

Молодцы!

2) Индивидуальная работа на карточках. Игра "Кто в группе лишний» (Приложение 2)

Жук, снегирь, шмель, муха.

Белка, медведь, дятел, лиса.

Лягушка, жаба, ласточка, тритон.

Ворона, карась, окунь, щука.

Крокодил, голубь, ящерица, змея. Проверка: В первой строке лишнее слово СНЕГИРЬ (У насекомых 6 ног) Во второй строке лишнее слово дятел (У животных 4 ноги и тело покрыто шерстью) В третей строке лишнее слово ласточка (У земноводных 4 ноги, тело покрыто гладкой кожей) В четвёртой строке лишнее слово ворона (Тело рыб покрыто чешуей) В пятой строке лишнее слово голубь (Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками)

- Кто у вас остался? (Птичка)

2) Назовите одним словом животных, которых вы подчеркнули (Птицы)

5. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево вправо
Приседанье сделал справно
Клювиком почистил пух
И скорей за парту плюх.

3. Определение темы и задач урока.

-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

-Прочитайте, какие учебные задачи мы ставим перед собой? (слайд 2) -Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». А задачи: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц.

4. Изучение нового материала.

1) Игра «Кто больше?»

-Вспомните, каких птиц вы знаете.

-Молодцы! Сколько птиц назвали! - А как можно отличить птиц от других животных? (Они умеют летать.) 5. Постановка проблемного вопроса.

-Ой ребята, я совсем забыла, когда я шла в школу то встретила почтальона и он передал вам письмо. Вот оно. Как вы думаете от кого оно.

(Учитель достает из конверта письмо и читает: «Дорогие пер­воклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так мно­го интересного! Догадайтесь, кого я мог услышать в этом зеленом доме?»)

- А вы хотите узнать кого Муравьишка услышал в лесу? (Голоса птиц)

Ребята, кого же Муравьишка услышал в лесу? (Птиц.)

Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)

Муравьишка встретил в лесу бабочку. Он решил, что раз бабочка умеет летать, значит, она птица. Прав ли Муравь­ишка? (Нет.)

Почему? (Бабочка - насекомое.)

Ещё раз напомните мне, о чем мы будем говорить на уроке. (О птицах.)

6. Изучение нового материала. 1. Игра «Кто больше» - Вспомните, каких птиц вы знаете. (Соревнование по группам. Учащиеся с каждой группы говорят названия. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает группа, назвавшая больше птиц.) Молодцы! Сколько птиц назвали! - А как можно отличить птиц от других животных? (Ответы детей.) 2. Работа по учебнику

  • Рассмотрите верхний рисунок на с. 36. Каких животных вы узнали? (Летучую мышь, ночную бабочку, курицу, белку-летягу.)
  • Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)
- Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисо­ванных животных относится к птицам? (Курица, у нее есть крылья.) - Но ведь курица летает плохо, а ее ученые (впрочем, как и вы) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц? Тогда что? Рассмотрите других птиц. Найдите общий при­ знак всех птиц. (Это перья.)

- Кто такие птицы? Слайд 9 (Птицы- это животные, тело которых покрыто перьями).

Физминутка «В поход» + физминутка для глаз Слайд 10

Знакомство со строением птицы.

- Давайте познакомимся со строением птицы. Посмотрите на слайд. Рассмотрите строение птицы на примере голубя. Какие части тела можно выделить? А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.

Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно - толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица - как мы без рук.

У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка (см. муляж) между пальцами - кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

Всё тело у птиц покрыто перьями (см. муляж) Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья - это одежда птиц. - Каких птиц ещё видите на рисунке? (гусей). - Какой части тела у них не видно?

- А сейчас я проверю как вы запомнили все части тела птицы. Я буду показывать, а вы хором называть (голова, тело, крылья, хвост, ноги, клюв, шея) или ребёнок у доски показывает все части тела птицы. Слайд 11

- Что интересного знаете о голубях? (В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. Белый голубь считается символом любви, добра, мира.)

Работа в парах.

- Найдите указанные части тела у утки-кряквы и подпишите (Приложение 3) -А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения) -Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди пи­сали гусиными перьями? -Сейчас мы с вами познакомимся со строением пера. Практическая работа. 1) На столах у детей лежат перья - разные по размеру, форме, цвету. - Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.) - Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. - А еще у пера есть бородки. Покажите их. Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание, как прикрепляются бородки. - Что случится, если подует ветерок? (Перья полетят.Они легкие.) - Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие. - Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли перо, намокло ли? (Нет, вода скатилась капельками.) Поэтому перья защищают птицу от воды и сырости. - Подумайте, для чего нужны птицам маленькие перышки? (Для тепла.) - Для чего нужны большие перья? (Чтобы летать.)
- Чьи это перья? (Павлина.) Распустила хвост жар-птица, Он горит и золотится. Из заморских к нам долин Этот хвост принес …павлин. (слайд 5)

- Сейчас Настя расскажет нам о павлине (Индивидуальное творческое задание)

Это - ПАВЛИН, всем известный красавец. Огромный яркий хвост-веер - украшение только самцов. Самки - павлины небольшие, серые, с маленьким хохолком на голове и коротким хвостом. Оказывается, с наступлением осени перья роскошного павлиньего хвоста опадают, словно листья с деревьев. Всю зиму павлин ходит без хвоста, а весной у него вырастает новый.
Далее дети смотрят фотографии птиц с ярким оперением (слайд 6) .


Физкультминутка Давайте мы с вами руками помашем, И что-нибудь птичье давайте мы скажем… А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим? Давайте попробуем! Что мы сидим?! 6. Обобщение, систематизация и применение знаний. Работа в группах:

1) Игра «Назови птицу»

- Посмотрите на слайд и запишите названия птиц. - А все ли птицы, представленные на слайде, умеют летать? (Нет, не умеют летать пингвин и страус) - Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Тело этих животных покрыто перьями.)

- Умение летать не является признаком птиц. Существуют птицы, которые не умеют летать.

(Показ фотографий и рассказ про птицу -слайд 7,8)

- Это - АФРИКАНСКИЙ СТРАУС, самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги!

Это - ИМПЕРАТОРСКИЙ ПИНГВИН .Он самый крупный из всех пингвинов: рост его около 120 см, а весит он около 40 кг. Пингвины - самые холодостойкие птицы. Они живут в Антарктиде, на Южном полюсе. Хоть полюс и называется Южным, холодно там так же, как и на Северном. Пингвинов называют птицами, однако летать они не умеют. Их крылья больше похожи на ласты, а перья - на чешую. Раз в год пингвины линяют. Ходят они неуклюже, а вот плавают и ныряют изумительно. Под водой пингвин развивает скорость до 40 км/ч. Питаются эти птицы рыбой, рачками и моллюсками. Живут пингвины огромными колониями по нескольку тысяч птиц.
- На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? (Перелетные и зимующие) - Почему их так называют? Перелетные птицы - зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.

Зимующие - не боятся холода и остаются здесь.

Перелетные - утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки.

Зимующие- воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока.

2) Работа в группах:

- Рассмотрите птиц и запишите в два столбика в первый перелётных, во второй зимующих.

. Знакомство со средой обитания и разнообразием птиц.
- Расскажите, где вы встречались с птицами? (работа в парах)
- Соотнесите рисунки с названием мест обитания птиц (чертим дорожки карандашом)

Птичий двор

Лес

Пруд



- Раскрасьте птиц на рисунке и послушайте птичье (Приложение 5).
7. Рефлексия.

1. Вот известная вам птица - желтогрудая... (Синица)

2. "Лесной врач". (Дятел)

3. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей?

(У пингвина)

4. Какая птица - самая большая в мире? (Африканский страус)

5. Назовите самых маленьких птиц. (Колибри, королек)

6. Зачем птицы заглатывают камешки? (С их помощью они перетирают твердую пищу)

7. Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья птицы смазаны жиром)

8. Какую птицу в народе называют воровкой? (Сороку)
8. Подведение итогов урока -Наше путешествие по царству природы завершается. - С какой новой группой животных мы познакомились? - Что мы узнали о птицах? -Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных назы­вают птицами? (Птицы -животные, тело которых покрыто перьями.)

- Какую пользу приносят птицы?

(Они охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей; разносят семена…)

- Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? (слайд 10).

- О чем вы задумались?

- Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, учащихся, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)

-Оцените свою работу на уроке.

8. Рекомендации для занятий дома.

Нарисовать птичку составить рассказ о ней . VIII. Итог урока.

Цель: контроль за результатами деятельности. - С какой новой группой животных мы познакомились? - Что мы узнали о птицах?

- Кто же такие птицы? (слайд 28)

- Что вам понравилось на уроке? - Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы - друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц? - Спасибо за хорошую работу на уроке. IХ. Рефлексия

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

- Выполнение какого задания вызвало затруднение?

- Ребята, какое задание выполнили без труда?

- Какое задание было самым интересным на уроке?

- Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто же такие птицы?

Создание коллобаративной среды




Формативное оценивание






© 2010-2022