Методическое пособие по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое пособие по русскому языкуМетодическое пособие по русскому языкуМетодическое пособие по русскому языкуМетодическое пособие по русскому языкуСОСТАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИФИКАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ

Пфейфер Елена Васильевна, учитель начальных классов, Государственное учреждение школа с профильной направленностью «Стикс» Актуальность: одним из видов контрольных измерителей по русскому языку является диктант с грамматическим заданием. Как его составить, чтобы качество знаний было высоким, а оценка объективной? Наряду с традиционными способами составления контрольных измерителей используется и составление измерителей с использованием спецификации и технологической матрицы. Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, т.к. однотипность и шаблонность контрольных диктантов и грамматических заданий не развивает познавательную активность учащихся, а также не выявляет «истинное» качество знаний по предмету. Цель: объективная оценка учебных достижений учащихся, установление соответствия усвоения разделов учебной дисциплины государственным общеобязательным стандартам среднего общего образования. Ведущая педагогическая идея: главная забота учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста, помочь детям прочно усвоить учебный материал. Учить, развивая личность каждого ребёнка, формируя у него желание и необходимость учиться, развивать познавательную деятельность и поддерживать интеллектуальную активность. Новизна: необходимость повышения качества знаний и объективного оценивания основных знаний, умений и навыков определило потребность в контрольных измерителях, составленных с использованием спецификации и технологической матрицы. Благодаря использованию таких контрольных измерителей, можно добиться более точной, объективной оценки качества знаний и повышения познавательного процесса. Хорошо сформированные контрольно-измерительные материалы по разным учебным дисциплинам становятся главным условием проведения процедуры исследования оценки уровня учебных достижений учащихся. Практическое значение: моя школьная практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса свидетельствуют о том, что контрольные измерители, составленные с использованием технологической матрицы и спецификации, помогают более точно определить качество усвоенных знаний учащихся на всех трёх уровнях, а также помогают активизировать учебный процесс. Мною составлен сборник контрольных измерителей (диктанты с грамматическими заданиями) с использованием спецификации и технологической матрицы. Пособие участвовало в Городском и Областном конкурсах на лучшее методико-дидактическое пособие, где было признано лучшим (1,2 место). Пособие успешно используется учителями начальных классов школ города на уроках русского языка (отзывы приложены к работе).

Технологическая матрица - форма представления отбора содержания образования для конструирования контрольных работ. Такая матрица может носить разные названия: содержательная решётка, организационно-деятельностная матрица, текстовая решётка и т.п. . Однако, смысл всегда остаётся один. Технологическая матрица задаёт содержание, которое будет отобрано для проверки, и важность того или иного элемента содержания. Весь предмет должен быть полностью охвачен предлагаемыми вопросами. Содержание предмета должно полностью покрываться матрицей по всем темам. Если вопрос или часть вопроса не соответствует теме или не полностью ясен в рамках данной темы, от вопроса следует отказаться. В матрице контролируемая область знаний отражается в распределении заданий по различным темам и уровням познавательной деятельности.

В соответствии с уровнями познавательной деятельности матрица отражает три типа заданий при составлении контрольной работы.
К первому типу (воспроизведение знаний ) относятся задания (вопросы, задачи), способствующие усвоению информации на уровне знакомства, в том числе на узнавание (опознавание, различие), воспроизведение отдельных фактов, данных, понятий, определений, норм, нормативов, правил.
Ко второму типу (применение знаний) относятся задания, предполагающие усвоение и воспроизведение обучаемым информации на уровне простых мыслительных операций. Выполнение подобных заданий формирует у обучаемого навыки деятельности по образцу в известных условиях. Содержание заданий различно, в том числе определение, перечисление, описание фактов, процессов и приемов деятельности, анализ и синтез, предполагающие действия сравнения и различия, упорядочения.
К третьему типу ( интеграция знаний) относят задания, требующие для усвоения информации относительно сложных мыслительных операций и формулирующие умение действовать в нестандартной обстановке. По содержанию задания этого типа являются, в основном, проблемами и предполагают мыслительные действия на интерпретацию (объяснение смысла, значения), аргументацию, оценку.

В контрольной работе, каждое задание предназначается для проверки овладения учащимися определенными умениями, характеризующими отдельные компоненты учебно-познавательной деятельности: воспроизведение, применение, интеграция знаний. Спецификация - документ, определяющий структуру и содержание работы. Спецификация работы содержит основные характеристики содержания работы в целом, а также содержания и форм заданий. В спецификации должна содержаться информация о целях, задачах, плане и структуре работы, а также указаны основные требования к правилам и условиям проведения работы, обработки результатов работы.

Приложение 1. Технологическая матрица.

Содержательные линии Воспроизведение знаний 40 % Применение знаний 40 % Интеграция знаний 20 % Процент соотношения в контрольной работе Буквы Е, Ё, Ю, Я. Их роль в слове



1

20 % Сочетания: ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,ЧК-ЧН





Правописание Ь в словах


Д

(1)

30 %

Правописание удвоенных согласных в словах

1,5

40 %

Правописание звонких и глухих согласных

0,5

10 %

Большая буква в именах собственных



Процентное соотношение в контрольной работе

40%

40 %

20 %

100%

Приложение 2. Структура спецификации контрольной работы 1. Назначение контрольных заданий. Основной целью контрольной работы является объективная оценка уровня овладения знаниями, умениями и навыками, соответствующими государственному общеобязательному стандарту по …. 2. Документы, определяющие содержание контрольных заданий.

  1. План и структура контрольных заданий.
В качестве измерителя знаний и умений учащихся по ________________ за ___________ используются контрольные задания. Работа состоит из _____ заданий. Они расположены по нарастанию трудности. Контрольная работа имеет следующую структуру:
  • Тема «_______________» включает 1 задание, проверяющее _______________.


  • Темы «_______________» включает 1 задание, проверяющее _____________.



  1. Распределение заданий по содержанию и видам деятельности (матрица).
5. Время выполнения работы. Время выполнения работы 45 минут. 6.Спецификация контрольной работы.
№ задания Тема Проверяемый элемент











Список литературы

  1. Практический курс по русскому языку для начальной школы. Справочник школьника. Москва, издательство АСТ, 1998

  2. Возрастная и педагогическая психология. / Под редакцией М.В.Гомезо, М.В.Матихиной, Т.С.Мехальчик. М.: Просвещение, 1984

  3. Волохова Л.С. Тестовая форма контроля результатов обучения в учебном процессе // Сборник материалов научно-практической конференции ЛОГУ им. А.С. Пушкина. Пушкин, 2001.

© 2010-2022