Правописание Ь после шипящих на конце имен существительных

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка. 2 класс.

По учебнику Н.В. Нечаевой.


Тема: Правописание Ь после шипящих на конце существительных.

Цель: Расширить представление о роли Ь.

Задачи:

Предметные:

- вывести правило написания Ь на конце имен существительных единственного числа;

- расширить знания о функциях Ь;

- развитие орфографической зоркости.

Метапредметные:

- способствовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;

- развивать умение проводить сравнение и классификацию языковых единиц;

- строить понятные для партнера высказывания.


  1. Послушайте стихотворение и определите какую букву будем писать на минутке чистописания.

Этот знак, чудо знак.
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки,
Банка в баньку превратится -
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Этот знак в словах писать.

Определите закономерность и продолжите ее у себя в тетради (Ь, ЬЬ, ЬЬЬ).

- Какую роль выполняет Ь?

- Запишите по три примера на каждую роль Ь.

- Проверка.

- Сегодня мы познакомимся с еще одной ролью Ь.


  1. Прочтите слова на доске и скажите, что у них общего.

дочь луч

речь багаж

рожь плащ

ночь ковш

помощь малыш

- Проверяем.

- Все эти имена существительные в единственном числе с шипящим звуком на конце слова распределены на 2 группы. По какому признаку (наличие Ь).

- Почему в некоторых их этих существительных пишется Ь, а в других - нет?

Исследуйте слова каждой группы и найдите общий признак в каждой группе. Тогда вы сможете понять почему в некоторых из них написан Ь.

- Проверяем.

- Это наши предположения. Как мы их можем проверить?

- Прочтите правило в учебнике на с. 94.

- Наши предположения оказались верны?

- Какую еще роль выполняет Ь?

- Что надо сделать, чтобы правильно написать слово с шипящим на конце? Давайте составим алгоритм.

1.Определяем часть речи.

2.Определяем число.

3.Определяем род.

4.Вспоминаем правило.

Алгоритм записываю на доске.


  1. Сыграем в «Ваньку-встаньку». Я загадываю загадку. Вы определяете нужен ли Ь в слове-отгадке. Если - да, то встаете, если - нет, то остаетесь сидеть.

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она (мышь).

Полежит он без вниманья

Целый день в твоем кармане.

Без него домой придешь -

В дом не попадешь (ключ).

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами (еж).

Попало наше тесто

В горячее место.

Попало - не пропало,

Румяной булкой стало (печь).

Его пинают,

А он не плачет!

Его бросают -

Назад скачет (мяч).

Каждый раз проговаривают доказывают свое мнение по алгоритму.

- Работа по тетради. Задание 81 (а). Работаете в паре по очереди объясняя написание слова.

Задание: Напиши название нарисованных предметов (тушь, печь, ландыш, кирпич, гуашь).

- Проверьте работу поменявшись с соседней парой.

- Встаньте те, у кого не было ошибок.

- У кого были ошибки объясняют написание слова.

- Задание 81 (б) выполняют самостоятельно с последующей проверкой в паре.

Задание: Записать свои примеры существительных мужского и женского рода с шипящим на конце.

- Прочтите пословицы. Объясните их смысл.

Здоровому врач(?) не надобен.

Скупой богач(?) беднее нищего.

Всякая вещ(?) о двух концах.

- Запишите их по законам письменной речи.

- Проверяем.

  1. Какое открытие вы сегодня совершили на уроке?

Что было сложно? Что удалось?

  1. Домашнее задание.

Правило с.94.

Упр. 188 (распределить слова на группы в зависимости от правила, связанного с написанием слов с шипящими буквами).

Тетрадь упр. 82 (соотнести слова с Ь с карточками описывающими роль Ь),

© 2010-2022