Урок развития речи ПНШ Сочинение по картине Девочка с лейкой

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №120

ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА


Исполнитель: Голосова Анна Николаевна,

учитель начальных классов, первая квалификационная категория


Пояснительная записка


Предмет

«Русский язык. Развитие речи»

Программа

Перспективная начальная школа

Класс

Третий

Тема

Работа с картиной. Устное сочинение

Урок

Название

Цель урока

Познакомить обучающихся с картиной Огюста Ренуара «Девочка с лейкой»

Задачи

1) развитие наблюдательности, умения вглядываться в детали живописного произведения и составлять целостное представление от картины

2) формирование УУД: работа с картиной, с текстом учебника; выполнение действий по заданному алгоритму, составлять устное сочинение, используя план.

Оборудование Интерактивная доска,

Учебник русского языка ч.2, учебник литературного чтения ч.2, лупа, звукозапись Сергея Прокофьева «Симфония № 1. Классическая»

Наглядно-демонстрационный материал

Основные понятия и термины Живопись, портрет



Планируемые результаты

Предметные

Личностные УУД

Метапредметные


Возможные виды деятельности

уч-ся

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Подготовительная работа к написанию сочинения по своим наблюдениям.



  • Мотивация учебной деятельности через создание проблемной ситуации

  • Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

  • Расширить и углубить представления учащихся о идейном замысле художника

  • Развитие творческого воображения и устной речи

  • Умение следовать точной инструкции учителя

  • Умение ориентироваться в учебнике: находить и объяснять пиктограммы, «Музейный дом»

  • Умение слушать и вступать в диалог;

  • Умение работать в группе

  • Высказывать свою точку зрения и аргументировать её (Как ты думаешь?.. Почему?..).

Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают с помощью лупы,

применяют полученные знания в практической работе.












Технологическая карта урока развития речи 3 класс


Тема урока/

Кол-во часов

Планируемый предметный результат

Планируемая деятельность

(как результат)

«Работа по картине. Устное сочинение»

1 час

  • Уметь вглядываться в детали живописного произведения, анализировать и делать выводы

  • Понимать в чём заключается главное переживание, впечатление автора, выраженное в живописном произведении

  • Уметь выражать свое отношение к художественному произведению

  • Составлять устный рассказ по картине с опорой на план


  • Умение рассматривать и вычленять при рассмотрении необходимую информацию;

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ художественного произведения;

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
  • учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества, адекватная передача информации, постановка вопросов, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


Конспект урока. Развитие речи.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Организация деятельности, направленного внимания на начало урока.

Приветствие.

Эмоциональный настрой.

Самоконтроль

Проверка готовности рабочего места художника.

  1. Постановка учебной задачи.

Сформировать представления уч-ся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Пробудить интерес к рассматриванию аналитической работе.

Назови и объясни орфограммы

р..бота

работа

(с)к..ртиной

с картиной

ус..ное

устное

д..воч(ь/-)ка

девочка

(с)лейкой

с лейкой

- Попробуйте сформулировать тему урока

- Откройте учебник 2 часть на странице 122 - 123, упражнение 48.

- Какие цели и задачи поставим перед собой на урок?

Сообщают тему урока. Устное сочинение по картине Огюста Ренуара «Девочка с лейкой»

- Познакомиться с картиной

- Составить по картине рассказ


  1. Актуализация

знаний

Ренуар Пьер Огюст французский живописец, график и скульптор, импрессионист (Имп-ты, художники, которые естественно и живо изображают реальный мир в его подвижности, изменчивости. Передают свои мимолётные впечатления)
Пьер Огюст Ренуар родился в семье портного. Всего в семье было девять детей. Когда мальчику было четыре года, семья переехала в Париж, поэтому Ренуар считал себя парижанином. В 17 лет Огюст становится учеником Школы изящных искусств.

- Найдите в «Музейном Доме» картину французского художника Огюста Ренуара «Девочка с лейкой».

(Работа над картиной строится в строгом соответствии с вопросами и заданиями учебника.)

  1. Теоретическая часть

Знакомство с новым материалом

- Художник создал эту картину в 1876 году. Оригинал картины храниться в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.


  1. Практическая деятельность

Рассматривание и анализ картины


Работа в парах

Работа с лупой

- Перед тобой портрет, пейзаж или натюрморт?

- Где изобразил художник девочку: в лесу, в парке или в саду?

- День солнечный или пасмурный? На улице тепло или жарко?

Обращается внимание на портрет девочки, на предметы вокруг её, на движение на картине. (диалог персонажей учебника)

Вывод: Картина пронизана движением воздуха и света.

- Как Ренуар добивается ощущения движения воздуха, игры солнечного света? Рассмотри с помощью лупы.

- Художник хочет поделиться своими ощущениями от прекрасного солнечного дня или рассказать нам, как девочка ухаживает за цветами?

-Портрет девочки на фоне пейзажа

-Фрагмент клумбы и песчаная дорожка говорит о том, что персонаж находится в саду.

-На улице тепло, солнечно, но не жарко. Девочка одета в темно синее платье с длинным рукавом и ботиночки.

-Художник пишет раздельными, мелкими мазками. Именно поэтому контуры предметов кажутся нечёткими, размытыми и создаётся ощущение движения воздуха. Мазки разных оттенков жёлтого и белого присутствуют и на траве, и на дорожке. И в золотистых волосах девочки. Они создают ощущение движения и игры солнечных бликов.

-Ренуар пишет детскую фигурку, освещённую солнцем, на песчаной дорожке парка, чтобы создать ощущение света и радости, поделиться впечатлением от прекрасного, тёплого, солнечного дня.

  1. Составление плана

Для устного сочинения составим план

  1. Картина О. Ренуара «Девочка с лейкой» - это портрет или пейзаж?

  2. Где, в какое время года и в какую погоду художник изобразил девочку?

  3. Есть ли в картине движение?

  4. Как автор добивается ощущения движения воздуха и игры солнечного света?

  5. Каким впечатлением хотел поделиться с нами художник?

Предлагают варианты

  1. Самостоятельная работа

Составление рассказа по картине

Работа в группах

Дети работают в группах,

учитель оказывает необходимую помощь

ПАМЯТКА

«КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ»

  1. Обсудить полученное задание, определить цель работы.

  2. Распределить задание между членами группы.

  3. Самостоятельно выполнить свое задание.

  4. Обсудить полученные результаты.

  5. Отчитаться о выполнении задания.

Ученики объединяются в группы по способностям

Слабые ученики пользуются ПАМЯТКОЙ «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

1. Передо мной … .2. Я сичтаю, что художник изобразил девочку … .

3. День … .

4. На улице … .

5. В картине движется … .

6. Огюст Ренуар хочет поделиться … .

  1. Итог самостоятельной работы

Выступление начинают дети слабой группы.

Дают обоснованную оценку.

К доске выходит представитель группы и отчитывается о проделанной работе, т.е мы должны услышать устное сочинение по картине.

После выступления другая группа оценивает работу.

Елена Ярина написала стихи к этой картине


В синем платье на дорожке сада
Маленькая фея притаилась.
И с улыбкой милой - о, как рада!
Средь цветов как будто заблудилась.

В правой ручке - лейка. Аккуратно,
Бережно цветочки поливает.
Мелкими мазками - деликатно-
Образ на картине оживает…

Радость мира - просто загляденье,
Сад цветущий красками играет.
Дал же Бог запечатлеть мгновенье.
Личико улыбкою сияет.

Яркость губ и розовые щечки
И акцентом ярким - бантик алый.
Кружево на платье - чья-то дочка
Только что цветочки поливала.

Не пройти девчушки этой мимо.
Это просто чудо неземное.
Нежность, мягкость - все неповторимо.
Детский образ в статике, покое.

Перед нами маленькая фея.
Кисти взмах, движение - готово.
И дитя стоит, сказать не смея,
Нам свою улыбку дарит снова.

Дают обоснованную оценку.


  1. Рефлексия

Итог работы

Предлагаю каждому написать творческую работу «синквейн» по картине «Девочка с лейкой»

- Закончите следующие предложения:

Я узнал …

Мне было интересно…

У меня получилось …

Мне было трудно …

- Спасибо всем за работу на уроке, а особенно мне хочется отметить тех детей, которые сегодня выступали перед нами с устными сочинениями, защищая работу своей группы. Спасибо!

Дети пишут синквейн, с опорой на памятку на слайде

Проговаривание оценочных суждений по итогам работы

  1. Домашнее задание

Закрепление полученных знаний

Составить и записать в тетрадь словосочетания по картине

Ученики записывают в дневник

7


© 2010-2022