Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 61






Урок


по окружающему миру


с использованием интерактивной доски


тема:


«Жизнь птиц»









Степаненко Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

Тульская обл., г. Узловая










В данном уроке использованы следующие элементы интерактивности: №1. «Электронное перо» - решение логических задач, заполнение таблиц, подчеркивание правильных ответов и т.д. №2. «Множественное клонирование» - используемые буквы передвижение объектов-слов к соответствующим объектам-рисункам. №3. «Открой и узнаешь» - ответ на вопрос спрятан за прямоугольником на экране. №4. «Затемнение экрана» - решение или ответ спрятаны с помощью эффекта затемнения экрана. №5. «Ластик» - правильные ответы, закрашенные под цвет фона страницы, стираются ластиком. №6. «Найди пару» - передвижение объектов-слов к соответствующим объектам-рисункам.

Цели и задачи урока: • образовательная: формировать у учащихся мыслительных процессов на основе решения заданий на классификацию и обобщение; познакомить учащихся с многообразием пернатых, дать представление о разновидностях птиц; развивать речь учащихся; • развивающая: развитие заинтересованности, расширение кругозора учащихся; • воспитательная: привитие интереса к историческим памятникам, чувства уважения к науке, чувства товарищества; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Вид урока: урок в виде познавательной интерактивной игры.
Формы и методы обучения: практическая работа на рабочем месте, индивидуальная работа около доски, коллективная работа, групповая работа, устная работа. Возраст учащихся: дети младшего школьного возраста (1-4 классы).
Место урока в учебном плане: обобщающий урок или внеклассное мероприятие.
Оборудование: Книги, открытки, иллюстрации с изображениями птиц. Проектор, компьютер и интерактивная доска, презентация-проект для Panaboard «Жизнь птиц», раздаточный материал.
Использованная литература:
1.Онегов А. Школа юннатов. - М.: Дет. лит.1990 г. 2.Плешаков А.А. Мир вокруг нас. - М.: Просвещение, 2006 г. Плешаков А.А. Природа. Учебное пособие для начальной школы. - Самара, Издательство «Самарский дом печати», 1998 г. 3.Кульневич С.В., Лакоцепина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов пед. уч. Заведений. - Ростов-на - Дону: ТЦ «Учитель», 2002 г.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и постановка целей урока.

Демонстрируется страница 1.

Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц». Учитель сообщает тему и содержание материала, который будет рассмотрен на уроке. Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте, ребята отправимся с вами …. за чудесами! Да, да, да за чудесами! (гиперссылка перехода на следующую страницу задана на теме урока)

На нашей планете живут

Чудесные создания.

Они летают и поют

И землю свято берегут

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

( Нет, нельзя жить без птиц). Учитель: И мы сегодня с вами отправимся в мир птиц. А прежде, чем отправимся, давайте поиграем.

  1. Разминка.

Демонстрируется страница 2. «Птица, не птица»

Задание можно выполнять под музыку.

Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц». Учитель: У меня здесь птицы разложены в 2 столбика: птицы и не птицы. Я допустила ошибки, ребята: найдите и исправьте эти ошибки (переставляют изображения «птиц» в нужный столбец, а «не птиц» в другой).

Демонстрируется страница 3.

«Домашние птицы, дикие птицы»

Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц».


Задание можно выполнять под музыку Учитель: Найдите на картине домашних птиц? (расставить птиц домашних и диких под свои надписи) Как вы думаете, зачем в давние времена люди одомашнили птиц - утку, курицу, голубя? Каких еще домашних птиц вы знаете? Как птицы помогают человеку в хозяйстве? (птицы оживляют и сохраняют природу, помогают нам бороться с вредителями парков, садов, городов.) Молодцы!

3.Основная часть.

Ребята, как вы думаете, зачем птице клюв? (клюв служит птице, прежде всего, как орудие для питания).

Демонстрируется страница 4. « Зачем птице клюв? »


Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц».Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц». Учитель: Как вы думаете, зачем клесту такой изогнутый, перекрещенный клюв? Клест питается семенами шишек, нижняя часть клюва пеликана имеет растяжимый кожаный мешок для рыбы. Дятел своим сильным клювом и длинным языком достает из-под коры насекомых и их личинок, удод Правильно ответили, молодцы. Клюв очень важен птицам. (ответы показывать поочерёдно открывая квадратики) Учитель: В природе большое разнообразие птиц. Давайте, узнаем, какие тропические птицы спрятались здесь.

Демонстрируется страница 5. « Тропические птицы »

Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц».Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц». Учитель: Эта самая маленькая в мире птичка, яркая и красивая, как цветы. Она весит меньше 2 грамм и питается цветочным нектаром, Кто это? ( КОЛИБРИ - отодвинуть зелёный квадратик в сторону) Учитель: Эта птичка с мощным, ярким клювом, хорошо лазает по веткам, но очень плохо летает. (ТУКАН - отодвинуть оранжевый квадратик в сторону) Учитель: Эта птица красива, что глядя на нее люди, придумали жар птицу. (РАЙСКАЯ ПТИЦА - отодвинуть синий квадратик в сторону).

Учитель: Следующее задание, где у птиц тень. Кто желает расставить птичьи тени?

Демонстрируется страница 6. «Где чья тень?»

Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц».Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц». Учитель: Посмотрите на картинки и помогите птичкам найти свою тень (ласточка, крапивник, кайра, сорока, утка- мандаринка, орёл). Как вы думаете, зачем птицам крылья? (крылья птицам нужны для полета - спустить шторку вниз и проверить правильное расположение ответов ребят).

Демонстрируется страница 7. «Где чье перышко?»

Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц».Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц». Учитель: Посмотрите на картинки и узнайте, кто из птиц потерял какое перышко? (перья брать указателем с эффектом множественного клонирования - могут 2-3 ученика разложить перья по своему усмотрению, затем учитель открыв шторку сравнивает ответы). Как вы думаете, для чего птицам нужны перья? (перья предохраняют птиц от охлаждения и ран, придают ему обтекаемую форму). Умницы!

Домашнее задание.

Демонстрируется страница 8. « Дорисуй птиц »

Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц». Учитель: Ребята, а следующее задание дорисуй птиц. Внимательно рассмотрите птиц. Я вам раздам эскизы птиц (смотри приложение «Домашнее задание»), которых я хотела дорисовать, но не успела. Сейчас внимательно посмотрите на доску, найдите свою птицу, а дома дорисуйте её. Это вам домашнее задание. А сейчас, давайте немного отдохнем.

Демонстрируется страница 9. Физическая минутка.

Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц».

Учитель: Ходит по двору индюк (шаг на месте)

Среди уток и подруг. Вдруг увидел он грача

(осматривается и удивленно смотрит вниз)

Рассердился сгоряча. Сгоряча затопал

(топает ногами на месте)

Крыльями захлопал (хлопки)

Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)

Или медный самовар (руки сцеплены перед грудью)

Затряс бородою (помотать головой).

Молодцы, отдохнули.

Демонстрируется страница 10. «Кто как разговаривает?»

Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц». Учитель: Ребята, почему птиц называют пернатыми солистами? Где можно услышать пение птиц? Давайте вспомним, кто, как разговаривает: ку-ку - кукушка (отодвигаем оранжевый домик в сторону), чик-чирик - воробей (отодвигаем зелёный домик в сторону) и т.д. В последнем домике спрятался гусь.

Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц».

Демонстрируется страница 11. «Где чей домик?»

Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц».Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц». Учитель: Ребята, вот уже наступило какое время года? Весной птицы начинают заботиться о доме для будущих птенцов. Свои гнезда они строят в виде корзинок, шалашиков, устраивают в разных местах: в лесах, на лугах. И мы с вами им тоже помогаем, делаем кормушки. Ребята, помогите птичкам найти свои домики. Молодцы!

Демонстрируется страница 12 « Где и как живут птицы»

Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц». Учитель: Где можно встретить птиц? Где живут кукушка, пеночка, филин? Да, птицы живут везде и даже в Антарктиде. Давайте, посмотрим, кто там живет (на изображения Антарктика, леса, гор, болота и т.д. заданны гиперссылки перехода со страницы на страницу).

Демонстрируются страницы с 13 по 18.

Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц».Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц».


Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц».Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц».

Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц».Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц». Учитель: Да, ребята птицы это прекрасные создания. Птицы очень заботливые родители, они откладывают и высиживают птенцов. Птенцам нужно много корма чтобы они быстро росли. В заботах о потомстве они тратят много времени, сил и энергии. Они строят гнезда, высиживают яйца, кормят и охраняют вылупившихся птенцов и даже учат их летать.

4.Итог. Рефлексия.

Учитель: Давайте разгадаем кроссворд и вспомним тему нашего урока (стирать ластиком). Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Как мы должны относиться к птицам? Молодцы.

Демонстрируется страница 19.

Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц».Урок окружающего мира. Тема: «Жизнь птиц».

1.Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли -
Им с ходулей не сойти. Журавли

4. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь - и был таков. Пеликан

2. Глазищи круглы,
Когтищи остры,
Носище кривой -
Разбойник лесной. Филин

5. На голове гребень,
На хвосте серп. Петух

3. И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам. Павлин

6. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. Синица

7. На шесте - дворец,
Во дворце - певец. Скворец


© 2010-2022