Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему Любимые басни И. А. Крылова (с ИКТ)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3 - Б классе на тему «Любимые басни И.А.Крылова»

Цель: повторить изученные басни И.А. Крылова, вспомнить другие, изучаемые ранее. Задачи: 1. учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни, выражать свои мысли посредством выразительного чтения.

2. Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.

3.воспитывать художественный вкус учащихся, интерес к басне как литературному жанру.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, выставка книг и рисунков,

маски для инсценирования.

Ход урока:

1.Орг.момент

2.Вступительное слово учителя. - Ребята, сегодня у нас заключительный урок по басням И.А.Крылова. Но урок не простой.. урок сюрпризов.. 3. Работа по теме урока. Слайд 1 Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его портрет. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками. И вы даже не задумываетесь над тем, кто он - писатель, драматург или баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.Крылов - прежде всего замечательный русский баснописец. Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова "Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев".

Слайд 2 БАСНЯ - Сегодня на уроке мы будем читать басни Крылова. Но прежде, давайте вспомним, какие произведения называются баснями? Басня - это небольшое стихотворное произведение, в котором содержится поучение и осуждение отрицательных качеств человека. Действующими лицами в басне обычно выступают животные, растения, вещи. ( А под ними подразумеваются люди. Такое свойство басен именуется аллегорией). В своих баснях И. А. Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их достоинства и недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных, автор высмеивал человеческие пороки. - Назовите характерную черту басни.(мораль) Характерная черта басни - это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. А.С.Пушкин ценил в Крылове "веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться". - А вы знаете сколько И.А.Крылов написал басен? (более двухсот)

Слайд 3. (Синий квадрат - по щелчку.) - биография Крылова.

«..Многие выражения из басен Крылова вошли в русский язык как крылатые слова» - ВЫКЛ.! Слайд 4. Крылатые слова и выражения В зобу дыханье спёрло («Ворона и лисица») - от радости, волнения перехватило дыхание. Как белка в колесе («Белка») - говорят о человеке, находящемуся в постоянных хлопотах. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку («Кукушка и Петух») - употребляется по отношению к людям, взаимно восхваляющим друг друга Попрыгунья стрекоза («Стрекоза и муравей») - говорят о беззаботном, легкомысленном человеке. Слайд 5.Скороговорка (речевая разминка)

- Перед тем как читать басню, нужна речевая разминка, чтобы размять язычки, услышать свой голос.
Скороговорка: Шалунья мартышка сидит на вышке и оттуда бросает шишки.
- А сейчас самый внимательный и догадливый скажет нам, какую басню мы будем читать. ( Картинка - мартышка в очках)

Слайд 6,7. «Мартышка и очки» (басня).

- Я приготовила для вас диафильм, а вы помогите мне его озвучить (надо прочитать строки из басни). От каждого ряда по 1 чел., по желанию

Озвучивание слайдов диафильма.

Слайд 8. Мораль

К несчастью тож бывает у людей, Как ни полезна вещь, цены не зная ей

Невежда про неё свой толк всё к худу клонит; ( отзывается плохо)

А ежели невежда познатней, то он её ещё и гонит.

( категорически отказывается использовать, применять)

А сейчас сюрприз - презентация «Исполнение басни Крылова»

Дом.задание: басня «Мартышка и очки» - исп. Языкина Елена и Дадабаева Валерия.


Слайд 9. Зеркало, обезьяна, вопрос…

- А теперь о какой басне пойдет речь? Как вы догадались?

- Кто прочитает наизусть (выразительно) басню «Зеркало и обезьяна»?

Я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент, посмотрите внимательно…

( видеофрагмент «Обезьянка с зеркалом») - 12 сек.

- Похожа эта обезьянка на обезьяну из басни Крылова? (нет)

- Почему? (реакция у обезьяны была другая) - эта испугалась, а в басне - смеялась.

-Какого героя не хватает в этом фрагменте? (медведя)

- Какой совет дал Мишенька обезьяне? (Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться)

- Как вы понимаете эти слова? (у обезьяны те же самые недостатки, что и у кумушек) Это выражение стало крылатым, оно употребляется в ситуации, когда кто-либо указывает человеку на недостатки, которые есть у него самого) Слайд 10. Иг.Ильинский ( чит. Басню «Зеркало и обезьяна») -55 сек. В Москве, а одном из скверов, установлен памятник Крылову, а по дорожкам установлены фигурки героев его басен. В данном случае - вы видите композицию басни «Зеркало и обезьяна».

Послушайте ещё раз эту басню в исполнении заслуженного артиста Игоря Ильинского.

Слайд 11. Встречаем гостей…

-К нам на урок пришли герои этой басни, встречайте гостей.

Инсценирование басни ( Дадабаева В., Юшковец Ю., Гейдарова Т.)

Слайд 12. Ворона и Лисица. Анатолий Папанов (чит.басню)

- О чём эта басня? ( о хитрости Лисицы и глупости Вороны)
- Что стало причиной того, что Ворона потеряла сыр? (Поддалась на уловки хитрой Лисицы, не устояла перед похвалой.)
- Была ли Лисица искренней? (Нет, она была лживой, льстивой).
-Что высмеивает Крылов? ( Глупость Вороны, хитрость, изворотливость, льстивость Лисы, её бесчестность.) - Какова мораль басни? (Не слушать льстивых речей, жить своим умом)

Анатолий Папанов ( 2 мин.)

ФИЗМИНУТКА.

Слайд 13. Из какой басни эти строки?

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Слайд 14 (Иллюстр.) «Лебедь, рак и щука»

Слайд 15.Из какой басни эти строки?

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …

А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь

Слайд 16. (Иллюстр.) «Квартет»

Слайд 17. Из какой басни эти строки?

По улицам Слона водили, Как видно напоказ -

Известно, что Слоны в диковинку у нас…

Слайд 18. (Иллюстр.)«Слон и Моська»

Слайд 19. Из какой басни эти строки?

«Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!»

Слайд 20. (Иллюстр.) «Стрекоза и Муравей»

Видеофрагмент ( из мультфильма) «Стрекоза и муравей» - 1 мин 45 сек

Слайд 21. ЦЕНТОН Еще в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихам, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что по-латыни означало «одеяло из цветных лоскутков». Теперь центон стал литературной игрой. Внимательно прочитайте центон, составленный по басням И.А. Крылова. Определите, из каких басен взяты эти строки, назовите.

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой… «Зеркало и обезьяна»

«Не оставь меня, кум милый,

Дай ты мне собраться с силой!.. «Стрекоза и муравей»

Спой, светик, не стыдись!... «Ворона и Лисица»

Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак. «Мартышка и очки» Слайд 22. Памятник Крылов В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже. Фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.
Слайд 23. - Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Крылов учил людей узнавать себя самих, помогал обнаружить недостатки, и подсказывал, как можно от них избавиться. И.А.Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова - значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Мы справедливо сегодня повторяем слова Пушкина: "Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев"
Учитель: Закончился наш урок. А нам не хочется расставаться с героями удивительного баснописца . В третьем классе мы больше не встретимся с произведениями И.А.Крылова. Но не проходите мимо его книг. Пусть томик с баснями Крылова станет вашей настольной книгой.

Игра называется "Путаница". Отгадайте, что здесь перепутано?

У. "Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит".

Д. Надо: "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит".

У. "Ворона гавкнула во все воронье горло".

Д. "Ворона каркнула".

У. "Мартышка к старости слаба ушами стала".

Д. "Глазами".

У. «Чем девушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться»

Д. Надо: кумушек

6

© 2010-2022