ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Деятельностный подход к совершенствованию навыка чтения у младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНОБРНАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО ПГСГА







Зачетная работа

по курсам повышения квалификации

по ИОЧ ИБ

«Педагогическое мастерство как основа

профессионально-педагогической компетентности учителя»


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Деятельностный подход к совершенствованию

навыка чтения у младших школьников»




Выполнила:

Сергеева Елена Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 85

Проверила:

Савицкая Е.М.



Самара, 2013 год

С О Д Е Р Ж А Н И Е



Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Деятельностный метод обучения……………………….……………..5

I.I. Система дидактических принципов для реализации

деятельностного подхода…………………………………………………8

Глава II. Этапы формирования читательской деятельности

на основе деятельностного подхода…………………………………10

II.I. Комплекс упражнений по совершенствованию

навыка чтения младших школьников………………………………11

II.II. Рекомендации методики оптимального чтения…………………...20

Заключение……………………………………………………………………….23

Литература………………………...……………………………………………..25



«Великая цель образования-

это не знания, а действия!»

Герберт Спенсер


Введение

Одна из важнейших задач начальной школы является формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Это залог успешного учения, как в начальной школе, так и в средней, основной источник получения информации и даже способ общения.

По оценкам психологов на успеваемость школьников влияют более 200 факторов. 40 из них являются наиболее важными. Однако существует фактор номер один, влияние которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Это - навык чтения.

Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

  • технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическим, и речедвигательными, с другой);

  • понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание прочитанного, а лёгкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придаётся его технике, на последующих - пониманию текста.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что чтение в начальной школе является не только важнейшим самостоятельным предметом, но и средством обучения, и чем успешнее дети овладеют полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализованы их способности по учебным дисциплинам. В.А.Сухомлинский считал, что чтение создаёт прочную основу для выполнения различных творческих работ, развивающих мышление ребёнка, воображение, речь, нравственные качества. И это действительно так, потому что именно чтение связанно с развитием интеллектуального потенциала, воспитанием культуры, социальной личности. Поэтому моя задача как учителя заключается в том, чтобы не только сформировать у младших школьников читательские умения: навык правильного чтения, интерес к чтению, самостоятельное продуктивное чтение, но и совершенствовать их.

Цель данной работы - раскрыть возможности деятельностного подхода по совершенствованию навыка чтения у младших школьников.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной проблеме.

  2. Теоретически обосновать необходимость введения деятельностного подхода в процесс обучения младших школьников.

  3. Проанализировать практический комплекс приёмов по совершенствованию навыка чтения младших школьников на основе деятельностного подхода.

Предмет исследования - деятельностный подход по совершенствованию навыка чтения младших школьников.

Объект исследования - приемы совершенствования навыка чтения младших школьников.


Деятельностный метод обучения

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний - в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.

Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения. Особое место в его развитии занимает формирование саморегулятивных способов деятельности. К ним относится и формирование читательской деятельности младших школьников.

Деятельностный подход в образовании разделяют сегодня многие педагоги. «Деятельностный подход в образовании - это совсем не совокупность образовательных технологий… Это своего рода философия образования» (из статьи А.А.Леонтьева).

Как говорил еще в 1923 году выдающийся русский педагог С.И. Гессен, все «образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нем ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению». Эта мысль принадлежит Л.Н. Толстому и позже была развита П.Ф. Коптеревым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским.

Значит, процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании.

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности либо предметно практическим действиям, либо умственным действиям.Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

1) наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

2) выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

3) выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

4) формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу;

5) включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Искать - опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;

Думать - устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;

Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

Приниматься за дело - включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

Адаптироваться- использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  2. Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  3. Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

  4. Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

  5. Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  6. Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  7. Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».

Тезис современного обучения звучит так: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».

Деятельностный подход в образовательных стандартах нового поколения есть не что иное, как инструмент помогающий научить ребенка учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями (УУД). Одним из видов общеучебных универсальных действий является: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Анализ существующей в настоящее время практики обучения чтению в

начальной школе свидетельствует о том, что учителя не всегда уделяют

достаточно внимания формированию действий и операций, с помощью которых осуществляется процесс чтения. Это приводит к тому, что дети так и не овладевают в должной степени навыком самостоятельной работы с

текстом.

Этапы формирования читательской деятельности на основе деятельностного подхода

Формирование читательской деятельности рациональнее всего начинать с работы над совершенствованием навыков чтения в их сочетании с элементарным пониманием читаемого текста. Однако успешное поэтапное

формирование этих умений возможно лишь на базе правильно организованной учебной деятельности в целом.

В основе теории поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, Л.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека.

Умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит путем интериоризации, т.е. постепенного перехода внешней деятельности во внутренний умственный план.

Согласно вышеуказанной теории, последовательность обучения на основе деятельностного подхода слагается из отдельных этапов. В соответствии с классификацией упражнений, предложенной М.И. Омороковой, представим эти этапы в следующем порядке:

I. Развитие речевого аппарата.

II. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.

III. Расширение оперативного поля чтения.

IV. Развитие смысловой догадки (антиципации).

V. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов.

VI. Увеличение скорости чтения вслух и про себя.

Комплекс упражнений по совершенствованию навыка чтения младших школьников


Для каждого из этапов подобраны определенные группы упражнений и заданий, которые помогают детям отработать произнесение гласных и согласных звуков и их сочетаний, усвоить некоторые нормы литературного произношения, расширить поле чтения, безошибочно воспринимать смысл слов и предложений, сократить интервал между восприятием и пониманием текста, развить способность предугадывать последующие слова и предложения.

Одним из способов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению с помощью системы специальных упражнений и заданий, активно влияющих на основные параметры понимания текста.

В соответствии с этапами деятельностного подхода к совершенствованию навыков чтения предлагаются упражнения следующего вида.

I этап. Развитие речевого аппарата.

1. Артикуляционная гимнастика:

а) произнесение гласных по образцу: Г,ГГ, ГГГ (до пяти составляющих):

а, о, у, ы, и, э

а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о

аоуэ, аиуоэ

б) произнесение согласных в сочетании с гласными по образцу: СГ, ГС,

ГСГ, ССГ и т.п.:

з-с-ж, ш-ж-с

же, че, ща, жа

жра, збу, спо

2. Упражнения для развития четкости произношения:

а) предложения со звукопроизносительным продолжением гласных (стихотворная форма);

б) слоговое произношение с последующим проговариванием предложения

(стихотворная форма);

в) чтение несуществующих слов с похожими сочетаниями звуков типа

орка - орца

орта - орга

и т.п.;

г) чтение слов с разным начальным содержанием;

д) чтение труднопроизносимых слов:

Счастье(щ), смеяться(ца), чтобы(шт), моего(во), которого(ава).

е) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.

Шутки-чистоговорки:

ря-ря-ря - синие моря; рю-рю-рю - репу я варю;

ярь-ярь-ярь - новый букварь; ри-ри-ри - горят фонари;

ре-ре-ре - санки на горе; орь-орь-орь - у Андрюши корь;

ра-ра-ра - высокая гора; ро-ро-ро - новое перо;

ру-ру-ру - коза грызет кору; ры-ры-ры - летят комары;

ор-ор-ор - у Ромы топор; ур-ур-ур - не гоните кур и т.п.

На доске записана скороговорка: «Оса боса без пояса».

• Учитель читает скороговорку в нормальном темпе.

• Дети читают вместе с учителем в ускоренном темпе.

• Каждый ученик читает про себя, закрыв уши (3 раза).

Примеры скороговорок:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Щетина у чушки, чешуя у щуки.

Раз дрова, два дрова, три дрова, не руби дрова на траве.

Наш Полкан попал в капкан.

Архип осип, Осип охрип.

Проворонила ворона вороненка.

Стоит копна с подприкопенком.

От топота копыт пыль по полю летит.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Мчится поезд скрежеща: же-че-ща, же-че-ща.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Роет землю старый крот, разрывает огород.

Все вышеприведенные упражнения выполняются в различных вариантах произношения: шепотом и медленно, тихо и в умеренном темпе, громко и быстро и т.п.

II этап. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.

1. Упражнение на определение лишних букв, слогов, слов:

а, у, р, о, ы;

ма, ра, ла, ны, са;

речка, река, ручей, ручка, ручеек.

2. Упражнения на определение, что в словах общего и чем они различаются:

мел - мель,

мал - мял,

чистота - частота,

девушка - дедушка.

3. Какие слова спрятались?

а) «Обратное» чтение:

ецнлос, ансев, цясем.

б) «Три в одном»:

мешоколад, сарайон.

в) РО РУ РЫ РЭ

БО БУ БЫ БЭ

ЧИ ТА ЕМ ЧЕ

ВО ВУ ВЫ ВЭ

ХО РО ШО ХЭ

ЖО ЖУ ЖО ЖЭ

ЗО ЗУ ЗЫ ЗЭ

4. Чтение согласных (гласных) по таблицам:

а

н

к

о

Б

х

у

р

д

С

л

ю

и

ф

Е

э

м

й

ж

з

п

т

ц

ч

в

б

т

м

п

в

ч

ф

к

н

ш

л

ж

з

ц

с

к

в

м

с

п

л

б

ш

г

р

д

б

и

с

т

а) Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда;

б) используя данные таблицы согласных, учащиеся читают первый ряд с одним гласным, второй - с другим и т.д.

III этап. Расширение оперативного поля чтения.

1. Чтение слогов по треугольнику.

а) Учащиеся смотрят на звездочку и читают слоги:

м

о

м

у

м

ы

м

и

м


а

б) Учащиеся смотрят на цифру 1 и читают слоги:

р

1

о

р

у

р

ы

р

и

р


а

2. Чтение слов по треугольнику.

Учащиеся смотрят на звездочку и читают слова:

во

да

ре

ка

оч

ки

му

ха

мы


ло

3. Чтение букв (слов) по квадрату. Учащиеся фиксируют внимание на заштрихованном квадрате и называют буквы, не отводя взгляда от центра.

а

н

К

о

Б

х

у

Р

д

с

Ч

е

ш

ю

ы

з

Т

э

П

л

я

Ц

в

г

Работа со слогами ведется аналогично.

IV этап.Развитие смысловой догадки (антиципации).

1.Антиципация частей поговорок.

Сделал дело - ….

Тише едешь - ….

2. Антиципация частей диалога.

3. Антиципация связных текстов с использованием решеток с разной шириной «перекладин» и затушеванных частей слов, частей текста, отдельных букв.

Упражнение «Пропавшие слова».

Зима.

Все дорожки покрыты пушистым ------------. Гладким ---------- оделась река. Ребята построили высокую -----------. Быстро мчатся --------- санки. Резкий ------------ бьет детям в ----------.

Упражнение «Кто быстрее?»:

В словах, рассыпанных на парте, найдите предложение, которое написано на доске.

Чтение предложений с оставленными гласными или согласными:

а) В… д…лжн… ст…ть х…р…ш…м ч…т…т…л…м!

б)Тень, тень - потетень.

В…ш… г…р…д… (рисунок «Плетень»)

С…л… (рисунок «Звери») под плетень,

По-хва-ля-ли-ся в…сь д…нь.

По-хва-ля-ла-ся (рисунок «Лиса»):

«Вс…м… св…т… я кр…с…».

По-хва-лял-ся (рисунок «Зайка»):

«П…йд… д…г…н…й-к…».

По-хва-лял-ся (рисунок «Медведь»):

«М…г… п…сн… я п…ть».

По-хва-ля-ли-ся (рисунок «Ежи»):

«… н…с ш…б… х…р…ш…».

V этап.Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов.

Упражнения в определении лексического значения слов, объяснении их смысла и употреблении в связных текстах (предложениях). Использование разнообразных графических моделей, чтение с пометками.

а) Что общего в словах и чем они отличаются?

Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

б) Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Картофель, свекла, лук, капуста.

в) Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый.

Дорога, шоссе, тропинка, путь.

г) Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

д) Путем перестановки букв составь слово:

уклбо, сноас, упкс.

е) Составь текст (перестановка предложений).

ж) Закончи рассказ «Забота о птицах».

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

Необходимо проводить на уроках чтения лексическую работу. Она направлена на обеспечение понимания фактического, элементарного слоя произведения. Без знания значений отдельных слов невозможно понять и более глубокий смысл, содержащийся в подтексте и главной мысли произведения.

Основные способы лексической работы следующие:

• Выявление детьми в тексте непонятных слов, объяснение учениками их значения, если это возможно. Если нет, то необходимо обратить внимание детей на необходимость выяснения значения слово у взрослого (учителя на уроке) или нахождения данного слова в толковом словаре.

• Показ предмета, его изображения, демонстрация действия.

• Замена непонятного слова синонимом, значение которого известно детям.

• Использование антонима.

• Развернутое пояснение по типу статьи толкового словаря.

• Обращение к составу или этимологии слова.

• Понимание смысла слова из контекста.

VI этап. Увеличение скорости чтения вслух и про себя.

Эффективны упражнения, предложенные М.О. Омороковой: «Губы», «Угадай», «Финиш», «Фотоглаз», «Буксир», «Молния».

Упражнение «Буксир» используется для развития скорости и гибкости чтения. Учитель громко читает текст, изменяя скорость чтения в соответствии с намеченным планом. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем.

Упражнение «Молния»: чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости; чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается от 20 секунд до 2 минут. Упражнение проводится ежедневно.

Упражнение «Финиш». Учитель показывает текст (по учебнику) или раздаёт карточки с текстом для чтения молча и указывает слово (группу слов, до которого(ых) дети должны будут как можно быстрее дочитать текст (слова подбираются из второй половины текста так, чтобы они встречались в данном тексте только один раз). Дочитав до заданного слова, дети поднимают руки. Учитель проверяет выборочно правильность (дети показывают ему заданное слово). Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно подготовить и задать контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.

Многократное чтение.

Порядок многократного прочтения текста: чтение каждого предложения осуществляется в таком порядке:

• 1-й раз - медленное чтение учителем, четкое проговаривание слогов;

• 2-й раз - повторное прочтение без учителя;

• 3-й раз - плавное слитное чтение слов;

• 4-й раз - чтение в темпе разговорной речи;

• 5, 6, 7-й разы - предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом слове;

• 8, 9, 10-й разы - темп чтения доводится до уровня скороговорки.

Превращения слов

Ко - коза - стрекоза

Лист - листок - листочек - листопад

Лис - лиса - лисенок - лисий - лисица

Лень - лентяй - лентяйка - ленивый

Лес - лесок - лесник - лесопарк - лесовоз

Чтение столбика с одинаковой концовкой.

-МКА -АЛКА -ЛЬКА -ОЧКА

рамка палка неделька елочка

сумка фиалка земелька белочка

дымка галка туфелька дудочка

кромка свалка сосулька вазочка

лакомка русалка свистулька дырочка

соломка вешалка карамелька вилочка

выдумка скакалка сарделька грядочка

Упражнения по формированию правильного и беглого чтения следует проводить в начале урока, а упражнения, связанные с осмыслением прочитанного, можно использовать при подготовке к восприятию нового материала. Упражнения можно включать на уроках окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства, а также использовать для индивидуальной работы.

В своей работе я также пользуюсь рекомендациями методики оптимального чтения С.Г.Швайко, И.Т.Федоренко-Пальченко.

1. Важнане длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

2. Жужжащее чтение.

Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Такой способ чтения на уроке позволяет увеличить время тренажа в несколько раз. Этот способ чтения был одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе Сухомлинского.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок - будь то чтение, пение, рисование, математика - начинаются с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идёт обычный урок.

Давайте проследим, что дают ежеурочные пятиминутки. Пять минут за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объёме 100 минут.

4. Чтение перед сном также дает хорошие результаты.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

5. Режим щадящего чтения.

Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается при просмотре диафильмов: прочитал две строчки под кадром - посмотрел картинку, отдохнул. Этот прием необходимо использовать, если ребенок не любит читать. Хороший результат дает совмещение четвертой и пятой рекомендации, то есть просмотр диафильмов перед сном.

Для приобщения детей к чтению и совершенствования навыка чтения можно использовать музыку караоке. Начинать лучше с популярных детских песен. Это обеспечит успешность их первых опытов. А следить по тексту они все равно будут. Изюминка такого пения по складам в том, что детям приходится тянуть гласные, таким образом связывая слоги друг с другом и тем самым преодолевая барьер послогового чтения. По мере роста мастерства следует переходить к новым песням, текст которых детям совсем незнаком.

Кроме того, желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его - привычка ребенка читать. Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть из книг.

Заключение

В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность. Чтение - это то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Навык чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Читательские умения - это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.

Следует отметить, что современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Поэтому современное образование предполагает деятельностный подход в обучении учащихся. Деятельностныйподход в обучении подразумевает то, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности. В центре такого подхода находится ученик. Таким образом, задача учителя состоит в организации такой деятельности, которая соответствовала бы педагогическим моделям «учитель-ученик» или «ученик-ученик».

Целью данной работы выступал анализ деятельностного подхода к совершенствованию навыка чтения у младших школьников.

Были реализованы следующие задачи:

  1. Изучена литературу по данной проблеме.

  2. Теоретически обоснована необходимость введения деятельностного подхода в процесс обучения младших школьников чтению.

  3. Проанализирован и представлен практический комплекс приёмов по совершенствованию навыка чтения младших школьников на основе деятельностного подхода.

Жизнь показывает, что если не читающий ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы. И наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность хорошо учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать свои возможности. Поэтому, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.Организации обучения должна стать такой, при которой ученик является субъектом учебной деятельности. Это достигается, если при построении урока чтения используется технология деятельностного подхода, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями.

Реализация деятельностного подхода по совершенствованию навыка чтения в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Учащиеся начальных классов осваивают изучающее чтение, а систематическое использование упражнений в поэтапности их выполнения, приближает детей к тому, что восприятие и понимание изучаемого текста сольются в единый процесс развития навыков чтения в рамках деятельностного подхода уже к средней школе. « Уметь читать в широком смысле этого слова - значит, извлечь « из мёртвой буквы живой смысл» - говорил великий педагог К. Д. Ушинский.

Литература


1.Бессчастная Е.И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников// Нач. школа. - 2000. - № 9. - С. 76.

2.Дусавицкий, А.К.Урок в начальной школе : Реализация системно-деятельностного подхода к обучению : кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. - 4-е изд. - М. : Вита-пресс, 2012.

3.Зайцев В.Н. Технологии совершенствования учебных умений.

// Размышления, факты, мнения. 2001.

4.Кисть Е.А. Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников// Начальная школа: плюс-минус. - 2008. - № 11.

5.Конченко, Н. И. Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы.

festival.1september.ru/articles/418413/

6. Кузнецова, Л. Деятельностный подход в обучении младших школьников.

dgerela.at.ua/publ/metodichka/dejatelnostnyj_pokhod_v_obuchenii_mladshikh_ shkolnikov/

7.Матвеева, Е.И.Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. - 3-е изд. - М. : Вита-пресс, 2012.

8.Мухин С.С. Учимся быстро читать.//Директор школы. - 2001. - № 4.

9.Оморокова М.И. Преодоление трудностей: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2000. 10.Светловская Н.Н. Разговор по существу темы или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиции теории формирования читательской самостоятельности // Нач. школа. - 2000. - № 2.

11.Селевко Г.К. Педагогические технологии. - М.: Педагогика, 2005. 12.Смирнов С. А. Педагогические теории, системы, технологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

13.Сторожева Н. А. Синхронное обучение чтению и письму// Начальная школа. - 2009. - №6.

14. Усанова О.Н. Обучение чтению. - М., 2005. 15. Федеральный государственный стандарт начального общего образования - М., 2011.

16.Цыпина Н.А. Обучение чтению детей. - М., 2004.

© 2010-2022