- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по надпредметному курсу Мир деятельности
Рабочая программа по надпредметному курсу Мир деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Еренкевич Т.В. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Именно поэтому новый ФГОС выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования УУД и умения учиться в целом. Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г.Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ими деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Благодаря этом способ формирования метапредметных результатов ФГОС в образовательной системе приобретает целостность и завершенность.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Данная программа адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ № 5, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по надпредметному курсу «Мир деятельности» Л.Г.Петерсон с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по надпредметному курсу «Мир деятельности». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
Изменений, внесённых в авторскую программу Л.Г.Петерсон нет.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Формы организации образовательного процесса: Индивидуально-обособленная Фронтальная Коллективная Работа в парах Групповая Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения: Личностно ориентированного образования Игровые Информационные Деятельностного метода
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
-
тестирование учащихся;
-
выполнение учащимися практической работы;
-
наблюдение педагога
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА Программа реализуется в адресованном учащимся 2 классов комплекте: «Мир деятельности», автор Л.Г.Петерсон.
Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
- Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом.
- Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция
- Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией
- Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения
В дидактической системе выделяется четыре типа уроков в зависимости от их целей:
- Уроки «открытия» нового знания. Организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия.
- Уроки рефлексии. Учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
- Уроки построения системы знаний. Посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
- Уроки развивающего контроля. Осуществляется контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ
- КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИНИЯ
- - 2.4
- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ
- - 3.2
- ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ
- - 4.4
- ОБОБЩЕНИЕ И СИСТИМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- ДИАГНОСТИКА
- РЕЗЕРВ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результаты изучения курса Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
УМЕТЬ:
- различать знания и умения;
- грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших трудностей;
- воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения;
- формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения;
- определять средства для открытия нового знания;
- фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон;
- выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки;
- осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
ЗНАТЬ:
- 12 шагов учебной деятельности. Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности;
- два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня) уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности;
- алгоритм исправления ошибок, уметь его применять;
- простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой, жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения;
- правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения;
- правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения;
- алгоритм анализа, уметь его применять;
- и принять на личностном уровне качества целеустремленности и самостоятельности
ПРИНИМАТЬ:
- каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательным является выполнение перечисленных следующих требований:
- оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены;
- основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
- Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет оценки не выставляются;
- основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копили достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов - на «Лесенке успеха» в учебном пособии.
Рекомендуется использовать не количественные, а качественные оценки.(«Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!») Текущий контроль осуществляется в течение всего года. Результатом контроля должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности. Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными. Можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично».
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для учащихся:
- «Мир деятельности», 2 класс: учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / под ред.Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование,2013
-
«Мир деятельности», 2 класс: Методические рекомендации / под ред. Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование, 2012
-
Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 2 класс.- М.: Национальное образование, 2012
-
CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 2 класс.- М.: Национальное образование, 2012
7