Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Лес - волшебный дворец!

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока (окружающий мир)

Тема: Лес - волшебный дворец.

Класс: 3

Цель: познакомить учащихся с особенностями жизни лесного сообщества

Планируемые результаты

Предметные:

- учащиеся вместе с учителем конкретизируют понятие «природное сообщество»,

- учащиеся смогут характеризовать природные сообщества на примере леса,

- получат представление о структуре леса (об ярусном расположении растений), о взаимосвязи организмов лесного сообщества,

- смогут характеризовать круговорот веществ в лесном сообществе,

- смогут выявить роль грибов и бактерий в круговороте веществ.

Метапредметные:

- развитие способности к анализу предлагаемой информации,

- развитие способности к оценке и коррекции как собственных результатов, так и результатов других учащихся,

- формирование способности к извлечению дополнительной информации из других источников.

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о мире животных и что ещё нужно узнать.

Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между представителями живой природы, учиться классифицировать животных.

Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение. воспитание бережного отношения к сохранению экосистемы леса.

Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; умение работать в группах. (Дети садятся на урок по группам)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Учебник - М.: Издательство «Ювента», 2010.



Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формируемые УУД

1.Организационный этап

« К новым знаньям

Стремимся друзья!

Без открытий нам

В жизни нельзя!»

- Прочитайте слова очень внимательно. Подумайте, о чём говорится?

- Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну, узнаем что-то новое

Л:Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Задание по группам:

1гр составить цепь питания, вписав нужные организмы

2г.расскрасить стрелки в соответствии с признаками приспособления к добыванию пищи и защите от врагов.

3 гр записать названия растительноядных и хищных животных

4гр.в тексте подчеркнуть разные группы животных

5гр. Построить цепь питания по картинкам

6 гр Разделите на группы животных: карась, шмель, бобр, цапля, щука, пиявки, медведь, кузнечик, полевая мышь

2). Какие живые организмы остались лишними? - Можем ли мы определить их в эко систему луга? Водоема?

- Почему?

Вывод: Каждый живой организм может жить только в своем месте, чувствуя себя, как дома.

Это дом. Огромный дом-

Места всем хватает в нем

И бельчонку, и зайчонку

И зубастому волчонку

- Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь?

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Проверка заданий по слайдам

Луг

Кузнечик

Ящерица

Шмель

Водоем

выдра

лягушка

бобр

(медведь - лишний

П: Понимание и анализ конкретного задания.

Р: Оценивание учебных действий в соответствие с поставленной задачей

К: Умение слушать и понимать других. Работа в команде разного наполнения (в паре, малой группе, целым классом)Оформление своих мыслей в устной форме, речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей.

Л: Проявление толерантности к чужим ошибкам и другому мнению, умение видеть, исправлять и не бояться собственных ошибок.

3. Актуализация знаний

Какие условия необходимы для жизни растений?

- Откуда растениям поступают минеральные соли и вода?

- Благодаря чему образуются минеральные соли?

- А что такое перегной?

- А какую роль играют растения в жизни?

- Как называется группа животных, которые питаются растениями?

- Какие ещё группы животных по особенностям питания вы знаете?

- Что ещё можно встретить в лесу, кроме растений и животных? Что завлекает людей в лес в летний сезон?

- А какую роль они играют в лесу?

- Подведём итог: как связаны между собой растения, животные, грибы и неживая природа?

- А какая наука изучает взаимосвязь организмов между собой и окружающей средой?

- Мы вспомнили очень многое из пройденного материала, и эти знания нам сегодня пригодятся. А сейчас они помогут вам ответить на вопрос: почему лес называют природным сообществом?

- Наличие солнечной энергии, воды, минеральных солей

- Из почвы

- Благодаря перегною

- Остатки растений и животных

- Они вырабатывают питательные вещества и кислород, поглощая углекислый газ; благодаря им, все живые организмы получают необходимую для жизни энергию и имеют способность дышать

- Растительноядные

- Насекомоядные, хищники

- Грибы

- Ими питаются животные

- Почва питает растения водой и минеральными солями, Растения под воздействием солнечных лучей образуют из воды и углекислого газа питательные вещества и вырабатывают кислород, который необходим для всей жизни на земле; растения предоставляют пищу для животных, а животные распространяют плоды и семена растений, грибы так же служат пищей для животных.

- Экология

- Предположения детей

П: Поиск и выделение необходимой информации.

Р: Постановка цели учебной задачи.

К: Умение слушать и понимать других. Работа в команде разного наполнения (в паре, малой группе, целым классом)Оформление своих мыслей в устной форме, речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей.

Л: Проявление толерантности к чужим ошибкам и другому мнению, умение видеть, исправлять и не бояться собственных ошибок

4. Первичное усвоение новых знаний

Если в лесу внимательно оглядеться вокруг, то можно заметить, что он напоминает своеобразную лестницу, а, точней, этажи. Эти этажи называют ярусами. И на каждом этаже-ярусе живут свои жильцы, которые в чём-то друг на друга похожи. Гербарий - распределить растения по этажам

С этими жильцами мы уже хорошо знакомы, осталось только уточнить, кто на каком этаже живёт!

- На слайде - изображения самых различных растений. Ваша задача - «расселить» их на «нужные» этажи-ярусы.

- Покажите/назовите растения, которые вы решили поместить на верхний ярус?

- Почему их?

- Проверим.

- Каких жильцов поместим этажом ниже? Почему?

- Кто у нас остался на нижнем этаже?

- Итак, сколько этажей-ярусов у леса? Назовите их.

- Интересно, а с какими жильцами и на каких этажах взаимодействуют другие обитатели леса - животные? Давайте узнаем.

- Откройте учебник на стр. 100-101. Познакомьтесь с разнообразием организмов в лесу.

Обратите внимание, что в иллюстрации нарушено соотношение размеров живых существ - для наглядности.

- Назовите растительноядных животных. Насекомоядных. Хищников. Всеядных.

- Приведите примеры связей в лесном сообществе. Устанавливаем цепи питания.

- Давайте потренируемся составлять схемы попробуем составить схемы цепей питания по рисунку.

- Показывают у интерактивной доски и называют деревья

- Потому что они самые высокие, и им нужно много света

- Показывают/называют кустарники. Потому что они ниже и требуют меньше света

- Называют (травы и грибы)

- Три. Самый верхний - деревья, затем - кустарники, самый низкий этаж - травы и грибы

- Учащиеся открывают учебник на стр. 100-101, знакомятся с иллюстрацией.

- Называют представителей разных групп животных по особенностям питания, которые представлены на иллюстрации

- Учащиеся называют цепи питания (им это было задано в качестве устного домашнего задания)

- Учащиеся анализируют цепи питания, представленные на слайде (выполненные второклассником), выявляют ошибки, доказывают своё мнение

- Учащиеся вспоминают, как осуществляется круговорот воды в природе

- Круговорот веществ

П: Ориентирование на развороте и страницах учебника. Чтение, извлечение и объяснение информации, заданной с помощью чертежа

Р: Оценивание учебных действий в соответствие с поставленной задачей.

Прогнозирование предстоящей работы.

Участие в обсуждении, высказывание своих предположений на основе работы с материалом учебника.

К: Оформление своих мыслей в устной форме, речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей. Умение слушать и понимать других .Внесение своего вклада в работу коллектива для достижения общих результатов.

Физкультминутка Мы решали, мы решали Мы решали, мы решали. Что-то очень мы устали. Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.) Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.) Раз присядем, (Приседания.) Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.) Улыбнемся, Тихо сядем.

5. Первичная проверка понимания

- Вы знакомы с понятием «круговорот воды в природе». Вспомните, как он осуществляется.

- В лесу тоже происходит похожее явление, как оно называется?

- Рассмотрите схему на стр. 102

- Кто или что участвует в круговороте веществ?

- Что за крошечные организмы называют труженицами? Почему? Где они обитают? В чём заключается их труд? Что они образуют?

- Что образуется из перегноя?

- Что происходит солями дальше?

- Какую роль в круговороте играют растения?

- Как продолжается круговорот веществ?

- И кто снова принимается за работу?

- Наш круг замкнулся?

- Вот так осуществляется круговорот веществ в лесу

- Посмотрите, а у бактерий, оказывается, есть помощники - что это?

- Чем они помогают?

- Всем нашлась работа! У каждого участника - своя, особенная роль в круговороте веществ.

- Что произойдёт, если чья-то работа собьётся?

- Поэтому очень важен каждый участник круговорота веществ в лесу.

- Жизнь леса очень сложна и интересна! И сегодня мы познакомились лишь с некоторыми её особенностями - впереди у вас ещё очень много замечательных открытий!

- Как нужно относиться к лесу, к природе, чтобы не навредить этой жизни, чтобы не разрушить целое сообщество? Какие правила поведения вы знаете? (- Давайте составим памятку!

Рассматривают схему на стр. 102

- Растения, животные, бактерии, грибы, мёртвые остатки растений и животных

- Бактерии. Они обитают в почве и перерабатывают мёртвые остатки растений и животных, превращая их в перегной

- Минеральные соли

- Соли растворяются в воде почвы, их используют растения

- Ими питаются животные

- Вещества снова попадают в почву вместе с остатками растений и животных

- Бактерии

- Да

- Грибы

- Способствуют разложению растительных остатков

- Круг разорвётся, и жизнь в лесу остановится

- Ученики высказывают своё мнение

- Составляют вместе с учителем памятку «Как нужно относиться к лесу» или «Как нужно вести себя в лесу»

П: Составлять, понимать и объяснять план действий при работе над конкретным заданием. Понимание и анализ конкретного задания.

Р: Оценивание учебных действий в соответствие с поставленной задачей.

К: Умение слушать и понимать других. Работа в команде разного наполнения (в паре, малой группе, целым классом

6.Первичное закрепление

- Обобщим то, что мы сегодня узнали.

- Докажите, что лес - это природное сообщество

- Почему лес называют единством живой и неживой природы?

- Растения в лесу растут ярусами. Животные делят этажи между собой. Все живые организмы живут сообща. Грибы и бактерии способствуют разложению отмерших растений и животных, а также образованию перегноя. Из перегноя образуются соли, которые растворяются в воде почвы и их используют растения. Происходит круговорот веществ.

- Жизнь лесного сообщества (растений, животных и грибов) зависит от неживой природы. Солнечный свет, воздух, вода необходимы для того, чтобы растения создавали питательные вещества, которыми питаются сами и кормят животных. Почва служит источником питания для растений и домом для многих живых организмов.

П: Составлять, понимать и объяснять план действий при работе над конкретным заданием. Понимание и анализ конкретного задания.

Р: Оценивание учебных действий в соответствие с поставленной задачей.

К: Умение слушать и понимать других. Работа в команде разного наполнения (в паре, малой группе, целым классом

Группы ребят задают друг другу вопросы.

- Ребята, посовещайтесь в группах и задайте вопросы другим группам по новой теме урока.

- К какой группе принадлежат …

- Как называется группа, если у животных 6 ног, 8 ног, чешуя, шерсть, и т

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

- Задание для всех: стр. учебника 98-103, выполните задание из раздела «Подумаем» на стр.103

- Подготовьте небольшие, всем понятные, сообщения по теме. Перед уроком, за день, покажите мне, что будете рассказывать одноклассникам.

Записывают в дневник

П: Составлять, понимать и объяснять план действий при работе над конкретным заданием. Понимание и анализ конкретного задания.

8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

- Что у нас получилось хорошо? Что не получилось? Над чем ещё надо поработать?

Над какой темой мы сегодня работали? Какой вывод сделаем?

Какой процесс развития животного мира мы с вами узнали?

Что на уроке вы бы назвали целым? Какие части этого целого вы узнали? На все ли вопросы мы ответили? Оправдались ли ваши ожидания?

Звуковой файл с записью звуков, издаваемые разными животными. Как прекрасен этот мир! Как прекрасны творения Природы! Можно, ли представить нашу жизнь без животных. Известно… Есть одна планета - сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо, Берегите свою планету - Ведь другой, похожей, нету! (Яков Аким)

Оценивают результаты собственной деятельности;

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

оценить собственную деятельность на уроке; обсудить и записать домашнее задание

Р: Осуществление познавательной и личностной рефлексии. Оценивание учебных действий в соответствие с поставленной задачей всего урока.

Л: Проявление толерантности к чужим ошибкам и другому мнению, умение видеть, исправлять и не бояться собственных ошибок.




© 2010-2022