Программа внеурочной деятельностиТеория решения изобретательских задач (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельностиТеория решения изобретательских задач (4 класс)Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

р.п. Лунино Пензенской области

«Теория решения

изобретательских

задач »

(ТРИЗ)


Лунино . 2015год

1.Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «ТРИЗ» на ступени начального общего образования составлена в соответствии с требованиями к результатам начального общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, приказ Минобрнауки России от17,12.10 № 1897 ( с последующими изменениями)с учетом примерной начальной образовательной программы начального общего образования ( одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.205 №1/15).

Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений. Особенность курса в том, что обучение детей основывается на приемах и методах Теории Решения Изобретательских Задач (в дальнейшем - ТРИЗ). В программе курса Развития Творческого Воображения(в дальнейшем - РТВ) использованы также некоторые другие неалгоритмические методы генерации идей и отдельные приемы нейролингвистического программирования (дальше - НЛП), позволяющие эффективно развивать воображение ребенка.

Целью настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.). Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.

  1. Воспитательные:

- формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;

- развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

  1. Образовательные:

- повышение уровня общей образованности учащихся;

- формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

- умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

- целенаправленное развитие системнодиалектического мышления.

  1. Развивающие:

- развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

- развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

- развитие пространственного мышления;

- развитие речи;

- умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

- развитие творческого воображения.

2.Общая характеристика курса «ТРИЗ».


Программа курса «ТРИЗ» представляет собой последовательное прохождение материала на основе поочередного изучения отдельных тем с постепенным углублением и усложнением материала на основе принципа «научности, систематичности, последовательности». Применение концентризма предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся от одной ступени обучения к другой. Более глубокое усвоение материала, позволяющее формировать творческое мышление. Мышление - это способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Мышление базируется на знаниях ребенка. Программа построена таким образом, что имеет четко выраженную направленность на развитие и совершенствование интеллектуальных операций сравнения, анализа, синтеза, сделан акцент на формирование и более сложных мыслительных операций: умении проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному обучающимися признаку. В курсе разработана система задач логического содержания, решение которых опирается не на вычисления, а на рассуждения, требуют построения цепочки точных логических рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями, много заданий с нетрадиционной постановкой вопроса, ответ на который требует тщательного анализа и осмысления условий предлагаемых заданий. Заложенные в спецкурсе методические линии ориентированы на:

  • Усиление роли самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
  • Развитие навыков самоконтроля в процессе целенаправленно организованного поиска знаний и развития познавательных процессов.
Успех занятий определяется не только их содержанием, но и организацией деятельности обучающихся. Проведение занятий в стиле обычных уроков малоэффективно. Наилучший стиль проведения занятий - свободная беседа с учащимися, творческое обучение требует обеспечения непринужденных занятий, возможности свободно высказываться, шутить, смеяться и т.д. В занятиях должен присутствовать элемент ТРИЗ, увлекательное соревнование между ребятами. Эффективным приемом в обучении является организация дискуссий на темы, имеющие отношение к творческому обучению, например: «Что такое творческая личность? и др.» В соответствии с конкретной целью каждого занятия на них создается атмосфера полной раскованности или, наоборот, перед учащимися ставится задача максимально сконцентрировать внимание, сосредоточив усилия на каком-то одном деле. Обстановка творческого сотрудничества обучающихся со своим учителем, умело направляющим их деятельность, должна царить на всех занятиях. Необходимо систематически показывать практическую полезность занятий. Очень важно для учителя иметь знания в различных областях. Иметь запас различных интересных, поучительных, а порой и просто смешных технических историй, которые помогают снять утомление, увлекательно изложить сухой материал. На решение задач отводится большое количество часов. Немаловажное значение имеет выбор и форма передачи задачи на занятия. Каждая задача должна способствовать повышению информированности обучающихся, выработки со временем у них эстетических критериев оценки технических решений. Применение ТРИЗ при поиске наиболее эффективного решения технической проблемы дает возможность заменить хаотичный перебор вариантов на алгоритмический, при этом операции мыслительного процесса становятся осознанными и управляемыми. К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно использовать для решения изобретательских задач; теория - катализатор творческого решения проблемы; знания - инструмент, основа творческой интуиции, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все); творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Особое место в ТРИЗ занимает курс Развития Творческого Воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов мышления, выработки умения работать с нетривиальными идеями. С появлением ТРИЗ впервые в истории появляется практическая возможность массового обучения технологии творчества. Первоначально ТРИЗ была создана для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых она основана, позволяют ее использовать и в других областях, в том числе с конца 80-х годов двадцатого века - в педагогике. Анализ и обобщение различных публикаций по ТРИЗ-педагогике позволяет нам сформулировать следующее определение: «ТРИЗ-педагогика - это педагогическое направление, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач, целью которого является обучение методам решения творческих задач». ТРИЗ-педагогика возникла как экспериментальная прикладная наука, обусловленная необходимостью передачи основных положений теории. Однако в процессе обучения технических специалистов возникла проблема: аналитическое («взрослое») мышление, подчиняясь законам формальной логики, создает устойчивые стереотипы, что является малопродуктивным при генерировании нестандартных оригинальных идей. Поэтому для повышения эффективности освоения основных положений теории приемы и методы ТРИЗ стали использоваться в школьном и, впоследствии, в дошкольном обучении. В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.Специалистами по ТРИЗ Злотиным Б.Л, Зусман А.В. были проанализированы, согласно теории Ж. Пиаже, основные черты детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ:

«взрослое» мышление

«детское» мышление

«тризовское» мышление

Страх перед противоречиями, стремление их избегать

Нечувствительность к противоречиям, отсутствие стремления избегать их в рассуждениях

«Любовь» к противоречиям, поиск их в задачах, умение выявлять и формулировать противоречия

Рассмотрение объектов, процессов и явлений в отрыве друг от друга, не системно

Синкретизм, стремление связывать «все со всем»

Системный подход, стремление выявить связи даже между отдаленными, внешне не связанными объектами, процессами и явлениями

Неорганизованное сочетание разных типов умозаключений (индукции и дедукции), часто с ошибочным применением

Трансдукция, неверный с точки зрения классической логики тип умозаключения, заключающийся в выводах «от частного к частному», т.е. в переносе идей и решений между системами, часто выбранными случайно

Аналоговое мышление, перенос выводов, идей, решений между разными системами, выбранными в результате анализа, т.е. организованное сочетание индукции, дедукции и трансдукции

Опора на сочетание логического мышления и природной интуиции

Опора на природную, врожденную способность к интуитивному выводу

Опора на сочетание логики и целенаправленно сформированной интуиции

«Законопослушность», использование известных интуитивных или вербализованных закономерностей

«Законотворчество» - стихийный поиск и выработка интуитивных и вербализованных закономерностей

Целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация интуитивных закономерностей

Попытки штурма неразрешимой задачи «в лоб», отступление и отказ от решения при неудачах

Замена задачи: ребенок поставленный перед задачей, которую он не может решить, произвольно меняет условия и правила, решая задачу, которую может решить

Замена по определенным правилам неразрешимой задачи другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект

Сравнительная характеристика показывает, что природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к специально организованному при помощи изучения ТРИЗ, что позволяет сделать вывод о возможности использования достижений теории в дошкольных учреждениях и начальной школе.


  1. Место курса «ТРИЗ» в плане внеурочной деятельности

МОУ СОШ № 2 р.п. Лунино Пензенской области.


Курс «ТРИЗ» изучается на ступени начального общего образования в качестве занятий внеурочной деятельности в 4 классе в общем объеме 68 ч (при 34 неделях учебного года), 2 часа в неделю. Программа разработана для детей 9,0-10,5лет. Продолжительность занятия 45 минут.

4.Описание ценностных ориентиров содержания курса

Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

- формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимальная организация своей деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

- формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

- воспитание ребёнка как члена общества, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, принципы нравственности и гуманизма, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

- формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

- воспитание нравственного уклада школьной жизни, основанного на системе духовных ценностей, моральных приоритетов и реализация в совместной социально-педагогической деятельности семьи и школы;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.

5.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.


Личностные

  • Воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к человеку, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметные

  • Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные Учащиеся научатся:

  • тренировать внимание и память,

  • приемам разрешения противоречий,
  • способам поднятия настроения,

  • правилам бесконфликтного общения,

  • понимать ошибочность поспешных выводов,

  • приемам фантазирования,

  • правилам сравнивания, классификации объектов,

  • правилам построения определения, умозаключения.

Учащиеся получит возможность научиться:

  • анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем (для чего?) хорошо? чем (для чего?) плохо?

  • понимать относительность восприятия и оценок происходящего,

  • сочинять загадки и метафоры про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма,

  • использовать приемы «Увеличение - уменьшение», «Ускорение - замедление», «Оживление», «Наоборот» для сочинения сюжета» сказки,

  • находить ошибки при классификации объектов ближайшего окружения, в построении определений и умозаключений,

  • находить закономерности.






  1. Содержание внеурочного курса «ТРИЗ»


1. Введение в теорию решения изобретательских задач. (3ч.)
С чего начинается творчество. Качества творческой личности. Борьба с психологической инерцией. Личная аналогия (эмпатия). Приемы решения изобретательских задач. Развитие умений видеть проблемы.
2. Методы решения изобретательских задач. (5ч.) Метод проб и ошибок. Метод перебора вариантов. Выбор темы исследования.
3. Решение задач на основе ИКР(Идеальный Конечный Результат). (8ч.) Решение задач различными методами активизации творческого процесса, определение идеального конечного результата. Определение цели исследования. Развитие умений и навыков экспериментировать. Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Решение творческих задач. Самостоятельная работа по решению творческих задач. Развитие умений выделять главное и второстепенное.
4.Решение задач на основе приемов разрешения противоречий. (7ч.) Разрешение противоречий во времени, в пространстве. Задачи исследования. Решение творческих задач на основе разрешения противоречий и ИКР. Прием «Сделать наоборот», прием «Заранее», принцип вынесения, принцип посредника. Развитие умений работать с метафорами.
5. Лжезагадки. (3ч.) Определить и сравнить загадки и лжезагадки. Определение понятий. Загадки-определения.

6. Практикум решения изобретательских задач. (4ч.)
Решение творческих задач (технических, бытовых, сказочных). Развитие умения классифицировать.

7. Изобрети задачу. (9ч.)

Творческая мастерская. Где взять творческую задачу? Критерии изобретательской задачи.
Создание творческих задач, решение и их защита. Развитие умений и навыков работы с парадоксами. Защита проектных работ. Обучающиеся представляют индивидуальную или в групповую зачетную работу исследовательского характера, созданную в течение всего периода изучения курса.
8.Алгоритм решения изобретательских задач (6ч.) Сформировать представление об АРИЗ. Решение задач с помощью АРИЗ.
9.Логические задачи. (9ч.) Сравнение творческих и логических задач. Тренировка ума через игру.
10.Решение изобретательских задач (8ч.) Задачи с техническим уклоном. Житейские задачи. Задачи в научной фантастике. Решение задач различными приемами ТРИЗ. Самостоятельная работа по решению творческих задач.
11.Тризовец - профессия будущего? (3ч.) Принцип лотереи. Решение технических, экологических, педагогических задач в игровой форме.
12.Занятие-зачет. (2ч.) Защита исследовательских проектов. Обучающиеся представляют индивидуальную или групповую зачетную работу исследовательского характера, созданную в течение всего периода изучения курса

7.Тематическое планирование


Кол-во часов


Раздел, тема урока Характеристика основных видов деятельности

Введение в теорию решения изобретательских задач. (3ч.) 1

1 Введение в теорию решения изобретательских задач. активизация логики мышления, умение видеть предметы и явления во взаимосвязи с другими объектами, его творческий потенциал, заложить основу для фундамента диалектического мышления 2

1 Приемы решения изобретательских задач.

поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно, формирование положительного отношения к учебному процессу; 3

1

Развитие умений видеть проблемы.
активная мыслительная деятельность, обладание ключевыми компетенциями - универсальными умениями действовать вне рамок формального образования,

Методы решения изобретательских задач. (5ч.) 4

1 Как решать изобретательские задачи?

поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно, развитие мышления, речи; развитие творческого воображения 5

1 Метод проб и ошибок. Решение задач. активизация логики мышления, повышение уровня общей образованности умения учиться. 6

1 Метод перебора вариантов. Решение задач.
активная мыслительная деятельность, повышение уровня общей образованности, развитие творческого воображения умения учиться. 7

1 Метод перебора вариантов. Решение задач.
активная мыслительная деятельность, повышение уровня общей образованности, умения учиться. 8

1 Выбор темы исследования. активная мыслительная деятельность, способных создавать новое, повышение уровня общей образованности

Решение задач на основе ИКР(Идеальный Конечный Результат). (8ч.) 9- 10

2 Решение задач различными методами активизации творческого процесса, определение идеального конечного результата. поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно, развитие мышления, речи; умения учиться. 11- 12

2 Определение цели исследования. Развитие умений и навыков экспериментировать. активная мыслительная деятельность, критичность мышления, повышение уровня общей образованности 13

1 Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

готовность к самостоятельному проектированию, реализации своей профессиональной деятельности, развитие мышления, речи; критичность мышления, умение учиться. 14-15

2 Решение творческих задач. Развитие умений выделять главное и второстепенное.
активизация логики мышления, критичность мышления, активная мыслительная деятельность, повышение уровня общей образованности, умения учиться. 16

1 Самостоятельная работа по решению творческих задач. готовность к самостоятельному проектированию, реализации своей профессиональной деятельности, способных создавать новое, самостоятельность усвоения новых знаний, умений и компетентностей,

Решение задач на основе приемов разрешения противоречий. (7ч.) 17

1 Разрешение противоречий во времени, в пространстве. активизация логики мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно, развитие мышления, речи; 18

1 Задачи исследования. Решение творческих задач на основе разрешения противоречий и ИКР. активная мыслительная деятельность, обладание ключевыми компетенциями - универсальными умениями действовать вне рамок формального образования, 19

1 Задачи исследования. Решение творческих задач на основе разрешения противоречий и ИКР. активная мыслительная деятельность, умение учиться, повышение уровня общей образованности

20-21

2 Прием «Сделать наоборот», прием «Заранее», принцип вынесения, принцип посредника.

активизация логики мышления, критичность мышления, обладание ключевыми компетенциями - универсальными умениями действовать вне рамок формального образования,

22-23

2 Развитие умений работать с метафорами.

формирование положительного отношения к учебному процессу;способных создавать новое, умение учиться.

Лжезагадки. (3ч.)

24

1 Лжезагадки.Определить и сравнить загадки и лжезагадки.

критичность мышления, обладание ключевыми компетенциями - универсальными умениями действовать вне рамок формального образования, умения учиться.

25

1 Лжезагадки.Определить и сравнить загадки и лжезагадки.

критичность мышления, активная мыслительная деятельность, повышение уровня общей образованности, умения учиться.

26

1 Лжезагадки.Определение понятий. Загадки-определения.

критичность мышления, активная мыслительная деятельность, повышение уровня общей образованности, умения учиться.

Практикум решения изобретательских задач. (4ч.)

27

1

Решение творческих задач (технических, бытовых, сказочных).

умение ориентироваться в разных социальных средах, активная мыслительная деятельность, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно, способных создавать новое

28

1 Решение творческих задач (технических, бытовых, сказочных).

активная мыслительная деятельность, развитие творческого воображения умение ориентироваться в разных социальных средах, формирование положительного отношения к учебному процессу;

29

1 Решение творческих задач (технических, бытовых, сказочных).

активная мыслительная деятельность, развитие творческого воображения умение ориентироваться в разных социальных средах, формирование положительного отношения к учебному процессу;

30

1

Развитие умения классифицировать творческие задачи.

готовность к самостоятельному проектированию, реализации своей профессиональной деятельности, развитие мышления, речи;

31

1

Развитие умения классифицировать творческие задачи.

готовность к самостоятельному проектированию, реализации своей профессиональной деятельности, развитие творческого воображения развитие мышления, речи;

Изобрети задачу. (9ч.)

32

1

Где взять творческую задачу?

поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно, способных создавать новое

33

1 Творческая мастерская.

активная мыслительная деятельность, развитие творческого воображения повышение уровня общей образованности, развитие мышления, речи; умения учиться.

34

1 Творческая мастерская.

активная мыслительная деятельность, развитие творческого воображения повышение уровня общей образованности, развитие мышления, речи;умения учиться.

35

1 Критерии изобретательской задачи.

критичность мышления, активизация логики мышления, выделение признаков предметов,умения учиться.

36

1 Создание творческих задач и их решение.

активная мыслительная деятельность, развитие творческого воображения повышение уровня общей образованности, умение учиться.

37

1 Создание творческих задач и их решение.

активная мыслительная деятельность, развитие творческого воображения повышение уровня общей образованности, умение учиться.

38

1 Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

обладание ключевыми компетенциями - универсальными умениями действовать вне рамок формального образования, развитие мышления, речи;

39

1 Задачи для индивидуальной или в групповой работы исследовательского характера.

способных создавать новое, развитие мышления, речи;умение учиться.

40

1 Защита проектных работ. Представление индивидуальной или в групповой работы исследовательского характера.

готовность к самостоятельному проектированию, реализации своей профессиональной деятельности, критичность мышления, способных создавать новое, самостоятельность усвоения новых знаний, умений и компетентностей,

Алгоритм решения изобретательских задач (6ч.)

41

1 Формирование представления об АРИЗ.

поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно, развитие мышления, речи;умение учиться.

42

1 Алгоритм решения изобретательских задач

Умение работать по алгоритму, развитие творческого воображения

43

1 Решение задач с помощью АРИЗ.

активная мыслительная деятельность, способных создавать новое, умение учиться.

44

1 Решение задач с помощью АРИЗ.

активная мыслительная деятельность, способных создавать новое

45

1 Решение задач с помощью АРИЗ.

активная мыслительная деятельность, способных создавать новое

46

1 Решение задач с помощью АРИЗ.

активная мыслительная деятельность, способных создавать новое

Логические задачи. (9ч.)

47

1 Логические задачи.

48

1 Логические задачи. Решение задач с помощью приемов разрешения противоречия.

овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

49

1 Логические задачи. Решение задач с помощью приемов разрешения противоречия.

навыкам творческого мышления и управляемого воображения, развитие мышления, речи;

50

1 Сравнение и решение творческих и логических задач.

«приёмы фантазирования», « противоречия», «приёмы устранения противоречий»

51

1 Сравнение и решение творческих и логических задач.

критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно,

52

1 Тренировка ума через игру.

развитие творческого воображения целенаправленному фантазированию через систему дидактических игр.

53

1 Тренировка ума через игру.

активная мыслительная деятельность, развитие творческого воображения, умение учиться, формирование положительного отношения к учебному процессу;

54

1 Тренировка ума через игру.

активная мыслительная деятельность, умение учиться, формирование положительного отношения к учебному процессу;

55

1 Тренировка ума через игру.

активная мыслительная деятельность, умение учиться, формирование положительного отношения к учебному процессу;

Решение изобретательских задач (8ч.)

56-57

2 Решение изобретательских задач Житейские задачи.

поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно, умение ориентироваться в разных социальных средах,

58

1 Задачи в научной фантастике.

критичность мышления, умение ориентироваться в разных социальных средах, обладание ключевыми компетенциями - универсальными умениями действовать вне рамок формального образования,

59

1 Задачи с техническим уклоном.

критичность мышления, умение ориентироваться в разных социальных средах,

60-61

2 Решение задач различными приемами ТРИЗ.

активная мыслительная деятельность, развитие мышления, речи;умение учиться.

62

1 Самостоятельная работа по решению изобретательских задач.

готовность к самостоятельному проектированию, реализации своей профессиональной деятельности, самостоятельность усвоения новых знаний, умений и компетентностей,

63

1 Самостоятельная работа по решению изобретательских задач.

готовность к самостоятельному проектированию, реализации своей профессиональной деятельности, самостоятельность усвоения новых знаний, умений и компетентностей,

Тризовец - профессия будущего? (3ч.)

64

1

Тризовец - профессия будущего?

умение ориентироваться в разных социальных средах, способных создавать новое, активная мыслительная деятельность, умение учиться, формирование положительного отношения к учебному процессу;

65

1

Решение технических, экологических, педагогических задач в игровой форме.

критичность мышления, развитие творческого воображения, самостоятельность усвоения новых знаний, умений и компетентностей,

66

1

Принцип лотереи.

обладание ключевыми компетенциями - универсальными умениями действовать вне рамок формального образования,

Занятие-зачет. (2ч.)

67-

68

2 Занятие-зачет. Защита исследовательских проектов. Представление индивидуальной или групповую зачетной работы исследовательского характера, созданной в течение всего периода изучения курса

готовность к самостоятельному проектированию, реализации своей профессиональной деятельности, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно, способных создавать новое, умение учиться.




8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности. Литература:

  1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. 3-е изд., доп.. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003.

  2. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1989.

  3. Альтшуллер Г. С., Вёрткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.

  4. С.И.Гин, «Первые дни в школе», «Мир загадок», «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики», «Занятия по ТРИЗ в детском саду», программа факультативных занятий «Развитие творческих способностей»,(рекомендована Министерством образования Республики Беларусь, 2006 г.)

  5. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. Пособие. Изд. 2-е, перераб. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. - 216 с.: ил.

  6. Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Издательство «Ассоциация XXI век», 2010, 2011

  7. Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. // Начальная школа, 2011.- №6.- С.30-35.

  8. Волина В.В. Праздник числа.- М.: Знания,1994.

  9. Депман И.Я.История арифметики.- М.:Просвещение, 1965.

  10. Депман И.Я. За страницами учебника математики.- М.:Просвещение,1989.

  11. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: "Лицей", 2002.

  12. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.

  13. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: "Вако", 2004.

  14. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: "Грамотей", 2004.

  15. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: "Лань", 1995.

  16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. "Вся математика с контрольными вопросами и великолепными
    игровыми задачами. 1-4 классы. М., 2004.

  17. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: "Панорама", 2006.

Календарно - тематическое планирование в 4 классе

Кол-во часов Раздел, тема урока Дата проведения

По плану

По факту

Введение в теорию решения изобретательских задач. (3ч.) 1

1 Введение в теорию решения изобретательских задач. 3.09
2

1 Приемы решения изобретательских задач.

5.09


3

1

Развитие умений видеть проблемы.
10.09

Методы решения изобретательских задач. (5ч.) 4

1 Как решать изобретательские задачи?

12.09


5

1 Метод проб и ошибок. Решение задач. 17.09
6

1 Метод перебора вариантов. Решение задач.
19.09
7

1 Метод перебора вариантов. Решение задач.
24.09
8

1 Выбор темы исследования. 26.09

Решение задач на основе ИКР(Идеальный Конечный Результат). (8ч.) 9- 10

2 Решение задач различными методами активизации творческого процесса, определение идеального конечного результата. 1.10
11- 12

2 Определение цели исследования. Развитие умений и навыков экспериментировать. 3.10 8.10
13

1 Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

10.10


14-15

2 Решение творческих задач. Развитие умений выделять главное и второстепенное.
15.10 17.10
16

1 Самостоятельная работа по решению творческих задач. 22.10

Решение задач на основе приемов разрешения противоречий. (7ч.) 17

1 Разрешение противоречий во времени, в пространстве. 24.10
18

1 Задачи исследования. Решение творческих задач на основе разрешения противоречий и ИКР. 29.10
19

1 Задачи исследования. Решение творческих задач на основе разрешения противоречий и ИКР. 1.11

20-21

2 Прием «Сделать наоборот», прием «Заранее», принцип вынесения, принцип посредника.

12.11

14.11

22-23

2 Развитие умений работать с метафорами.

19.11

21.11

Лжезагадки. (3ч.)

24

1 Лжезагадки.Определить и сравнить загадки и лжезагадки.

26.11

25

1 Лжезагадки.Определить и сравнить загадки и лжезагадки.

28.11

26

1 Лжезагадки.Определение понятий. Загадки-определения.

3.12

Практикум решения изобретательских задач. (4ч.)

27

1

Решение творческих задач (технических, бытовых, сказочных).

5.12

28

1 Решение творческих задач (технических, бытовых, сказочных).

10.12

29

1 Решение творческих задач (технических, бытовых, сказочных).

12.12

30

1

Развитие умения классифицировать творческие задачи.

17.12

31

1

Развитие умения классифицировать творческие задачи.

19.12

Изобрети задачу. (9ч.)

32

1

Где взять творческую задачу?

24.12

33

1 Творческая мастерская.

26.12

34

1 Творческая мастерская.

14.01

35

1 Критерии изобретательской задачи.

16.01

36

1 Создание творческих задач и их решение.

21.01

37

1 Создание творческих задач и их решение.

23.01

38

1 Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

28.01

39

1 Задачи для индивидуальной или в групповой работы исследовательского характера.

30.01

40

1 Защита проектных работ. Представление индивидуальной или в групповой работы исследовательского характера.

4.02

Алгоритм решения изобретательских задач (6ч.)

41

1 Формирование представления об АРИЗ.

6.02

42

1 Алгоритм решения изобретательских задач

11.02

43

1 Решение задач с помощью АРИЗ.

13.02

44

1 Решение задач с помощью АРИЗ.

18.02

45

1 Решение задач с помощью АРИЗ.

20.02

46

1 Решение задач с помощью АРИЗ.

25.02

Логические задачи. (9ч.)

47

1 Логические задачи.

27.02

48

1 Логические задачи. Решение задач с помощью приемов разрешения противоречия.

3.03

49

1 Логические задачи. Решение задач с помощью приемов разрешения противоречия.

5.03

50

1 Сравнение и решение творческих и логических задач.

10.03

51

1 Сравнение и решение творческих и логических задач.

12.03

52

1 Тренировка ума через игру.

17.03

53

1 Тренировка ума через игру.

19.03

54

1 Тренировка ума через игру.

2.04

55

1 Тренировка ума через игру.

7.04

Решение изобретательских задач (8ч.)

56-57

2 Решение изобретательских задач Житейские задачи.

9.04

14.04

58

1 Задачи в научной фантастике.

16.04

59

1 Задачи с техническим уклоном.

21.04

60-61

2 Решение задач различными приемами ТРИЗ.

23.04

28.04

62

1 Самостоятельная работа по решению изобретательских задач.

30.04

63

1 Самостоятельная работа по решению изобретательских задач.

5.05

Тризовец - профессия будущего? (3ч.)

64

1

Тризовец - профессия будущего?

12.05

65

1

Решение технических, экологических, педагогических задач в игровой форме.

14.05

66

1

Принцип лотереи.

19.05

Занятие-зачет. (2ч.)

67-

68

2 Занятие-зачет. Защита исследовательских проектов. Представление индивидуальной или групповую зачетной работы исследовательского характера, созданной в течение всего периода изучения курса

21.05

26.05







© 2010-2022