Развитие речи младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа со словом на уроках русского языка в начальной школе.


Уровень комфортности состояния ребенка в учебной деятельности заметен по его речи: насколько она искренна, активна, естественна. И напротив, замкнутость, речевая пассивность или шаблонность высказываний - показатель скуки и отсутствия условий для развития. Сам Л.В.Занков об этом писал так: «…Естественность высказываний детей, обусловленность устной речи внутренними побуждениями, когда речь отвечает своему жизненному назначению, а именно общению, наилучшим образом служит развитию речи». Активная, эмоциональная речь ученика на каждом уроке - как средство и как цель учебного процесса, как показатель заинтересованной включенности школьника в работу - является у Л.В.Занкова тем ориентиром для учителя, который позволяет ему все время видеть каждого ребенка, его душевное и физическое состояние, его реакцию на предлагаемые педагогом формы и методы обучения. В своих работах Леонид Владимирович указывает пути реализации системы речевого развития младших школьников: это общение детей на уроке, это своеобразная методика работы по картине, это система написания сочинений… Радость творчества, атмосфера взаимного уважения и доверия, свободное общение всех участников учебного процесса, взрослых и детей, стремительное расширение познавательных интересов учеников и РЕЧЬ. Основа урока - РЕЧЬ ученика: РЕЧЬ-рассуждение, РЕЧЬ - откровение, РЕЧЬ-удивление, РЕЧЬ-восторг, РЕЧЬ-сопереживание… Процесс развития речи младших школьников в системе Занкова Л.В. никак нельзя рассматривать, ограничившись рамками одного какого-нибудь учебного предмета (чтения либо русского языка). Только комплексный подход к решению проблемы - через все учебные дисциплины - обеспечивает хороший результат. Комплекс методических приемов РАБОТА НАД СЛОВОМ «Хорошо ли быть «почемучкой»?» - спросила я в сентябре своих учеников-первоклассников. «Плохо», - ответили они. «Почему, дети?». «Почемучки» показывают всем свою глупость и мешают родителям». Горько слышать такое от семилетних ребятишек, которым, в силу возраста и врожденной познавательной активности, впору всем интересоваться, тормошить взрослых своими бесконечными вопросами. «Вопрос ребенка - распахнутая дверь в познание» - известная истина. Но взрослые, вечно занятые взрослые отталкивают от себя ребят. А подталкивают… к кому? Кто, дорогие мамы и папы, предложит теперь свою помощь и свое участие ВАШЕМУ малышу? Кто возьмет на себя труд передавать ему свой жизненный опыт? Искорке детских «почему» недолго угаснуть. И что дальше? С родителями разговор был впереди. А пока я попросила ребят вспоминать все, что их интересует, и все свои «почему» адресовать мне. Я буду отвечать на все-все вопросы. Ну, будет теперь у учителя работы! Когда ребенок начинает слышать, КАЖДОЕ сказанное взрослыми СЛОВО для него НЕ ПОНЯТНО. Растет - узнает все новые и новые слова. Но сколько же еще вокруг непонятных слов! Висит в классе конверт «Непонятное слово». Хочешь узнать, что означает слово - напиши его и в конверт положи. Ответят. Учительница ответит. Или на уроке -для всех. Или на перемене - для одного тебя. Вот только уж очень много слов скопилось: каракатица, биржа, сусек, этикет, баклуши, тормашки, телетайп… Не хочет ли кто из ребят помогать учительнице? Конечно, хотят многие. Они уже знают, где искать ответы на вопросы: да там же, где ищет их учительница! В толковом словаре, в энциклопедии, в других книгах! Хорошо у ребят получается. Сами непонятные слова ищут и сами делают их понятными. Мы даже провели урок в школьной библиотеке, который так и назвали: «…ПОНЯТНОЕ СЛОВО». Пришли на урок с непонятными словами, а ушли - с выписками из библиотечных книг, с объяснениями слов. На каждом уроке мы узнаем новые слова. Многие из них похожи. Оказывается, у слов есть родственники. У людей-родственников - общие предки, общие «корни». И у слов-родственников тоже корни общие. Слова бывают похожи между собой внешне и по смыслу так же, как люди-родственники бывают похожи внешностью и характером. Откуда слово выросло? Например, слово ЗАДАЧА? Оказывается, из маленького корня ДА. А родственники этого слова - и ПРОДАВЕЦ, и ИЗДАТЕЛЬСТВО… Всего - более 200 слов! Из каждого корня (ЛЕС, СМОТР, ВОД, ТЕПЛ…) можно вырастить целое дерево и украсить его словами. Это очень увлекательная работа. У нас в тетрадях - целый лес волшебных деревьев с корнями ЦВЕТ, СВЕТ, ГЛЯД, ВОД (вода), ВОД (водитель), ЗИМ, ЗЕМЛ, КРАС, СИН, ЗОВ, РЯБ… Соревнуемся - кто больше слов «вырастит» из одного корня. А чтобы не ошибаться, проверяем малознакомые слова по толковому словарю. Слова-родственники должны иметь общую смысловую основу. Лишних (просто похожих) слов писать нельзя - в соревновании проиграешь. Чье дерево пышнее? Мы сравниваем свои рисунки, называем и объясняем слова. Спорим, доказываем общность их происхождения. Интересно наблюдать, как строятся слова из отдельных «кирпичиков»-морфем: приставки, корня, суффикса… Некоторые слова возникли так давно, что суффикс прирос намертво. Получился новый самостоятельный корень. (Пироги были издавна главным украшением стола на русском пиру, и возникло это слово от слова ПИР. Но древний суффикс ОГ так прирос к слову, что теперь ПИРОГ - корень совершенно самостоятельный, из него выросло много других слов: пирожок, пирожное… Такая же история со словами «медь» - «медаль» - «медальон». Чем больше мы узнаем новых слов, тем больше у нас возникает вопросов. Выросло из корня ЗИМ слово ЗИМНИК. Что оно означает? Чем по смыслу различаются слова ПОМОСТ, МОСТИКИ, МОСТОВАЯ?.. Искать ответы на вопросы - интересно. Но и задавать вопросы, оказывается, целое искусство. Попробуйте задать вопросы к каждому слову, например, такого предложения: ПЕРЕД НАШИМ ДОМОМ СТОИТ РЯБИНА. Мы это сделать сумеем: - Где стоит рябина? - Перед чем стоит рябина? - Что делает рябина? - Что делает рябина перед нашим домом? - Что стоит перед нашим домом?

Чем длиннее предложение, тем труднее выполнить такое задание.

На всех уроках мы теперь учимся сами задавать вопросы:

- Почему кошки не летают?

- Почему лед скользкий?

- Как легче выучить стихотворение?

- Как передать одну и ту же информацию разными способами?

- Чем похожи Чук и Гек? Чем отличаются? - Кошка мяукает, собака лает. А что делают гусь, голубь, слон, индюк, кузнечик, сорока? (Ответы не так уж просты.) - Кто водит поезд? Кто лечит зубы? Кто лечит сердце? Кто пишет книги? Стихи? Кто брат мамы? Кто много знает? ЭРУДИТ! Замечательное слово! Сколько еще интересных слов в русском языке! Все хочется понять, ОБЪЯСНИТЬ. Мы учимся толкованию слов.


© 2010-2022