Урок по технологии Ёлочные игрушки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология

Урок 12.


Тема: Ёлочные игрушки (шаблон, конструирование из модулей). Задачи: 1. Расширить знания о пирамидах и технологиях их изготовления. 2. Учить использовать известные знания и умения в новых ситуациях. 3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, проводить аналогии, рассуждать и обсуждать, выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту. 4. Развивать художественные и конструкторско-технологические способности. Оборудование: образцы изделий, рабочее место для работы с бумагой и картоном.

Этапы

Ход урока

УУД

I. Актуализация знаний.

Вступительная беседа. 1 2

Беседа об истории новогодней игрушки. Ещё в конце Средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году. Несмотря на неоднократный запрет властей, люди приносили в жилища вечнозелёные ветви. По-настоящему модным стало наряжать деревья в первой половине XVI века. Классические правила украшения рождественского дерева не изменились и по сей день. «Вифлеемская звезда» на макушке, «яблоки» - сегодня это шары - олицетворяли библейский «запретный плод», горящие свечи (сегодня это всевозможные электрогирлянды). А также в Средние века на ветки новогоднего дерева обязательно вешались фигурки из вафель - как прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. Надо сказать, что до середины XVIII века украшения были исключительно съедобными. К вышеописанным предметам добавились орехи, сладости и фрукты. Со второй половины XVIII века ёлочные украшения становятся более нарядными: бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и пустые яичные скорлупки, а ещё - фигурки из чеканной латуни - феи, ангелы и т.п. Серебряные звёздочки, цветы, а также мишура появились в XVIII веке. А в 1848 году в городке Лауше в Тюрингии были изготовлены первые ёлочные шары. Их делали из цветного или прозрачного стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали блёстками. С каждым годом придумывались всё новые виды «дизайна», как бы сказали сегодня, рождественских шариков. А в 1867 году в Лауше открыли газовый завод. С помощью газовых горелок с пламенем очень высокой температуры стеклодувы смогли изготавливать тонкостенные шары любых размеров. Вредное для здоровья свинцовое покрытие было заменено на нитрат серебра. Мастера могли выдувать практически всё что угодно: не только шары, но и виноградные гроздья, птиц, рыбок, фигурки Санта-Клауса, кувшинчики и амфоры. Игрушки раскрашивались серебряной и золотой пылью. Несколько десятилетий лаушские мастерские были монополистами в производстве новогодних украшений. В начале ХХ века их потеснили Богемия (Чехия), Польша, США и Япония. А затем и другие страны начали выпускать эти хрупкие и красивые изделия. Именно тогда возникла мода на разные виды игрушек и способы украшения елок. До 1900 года считалось, что ёлка должна быть яркой и броской, усыпанной игрушками; в начале ХХ века были популярны ёлки в стиле «минимализма» - строгие, невычурные, в серебристо-белых тонах. А позже пришла тенденция украшать ёлочки фигурками из золочёной и серебряной бумаги и картона и соломенными звёздочками. В истории ёлочных украшений особенно отметились немецкие города Дрезден и Лейпциг, в которых появились игрушки в стиле техно - пароходики, дирижабли, музыкальные инструменты, экипажи, запряжённые лошадьми, а также игрушки в виде животных: слонов, медведей, лягушек, фазанов… В России, как известно, обычай встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввёл Пётр Первый, и он же повелел, чтобы именно ель стала главным новогодним деревом. Но по-настоящему обычай наряжать ёлку и делать это именно к Рождеству, которое праздновалось 25 декабря и было главным праздником (а Новый год был просто продолжением), пришёл в Россию при Николае Первом. Его супруга, императрица Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище ёлочкой с горящими свечами. Эта традиция, а ещё обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под ёлкой или вешая прямо на ветки, очень скоро завоевали популярность сначала среди придворных, потом по всему Петербургу, а затем и по всей России. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были, опять же, съедобные изделия - фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а ещё золочёные орехи, яблочки и, конечно же, свечи. Многие игрушки делались своими руками из подручных материалов. Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, был немецкого производства. Но и отечественные мастера быстро поняли, насколько это прибыльное дело. Кроме стеклянных в России также выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-маше. Развитие отрасли ёлочных украшений в России прервалось после революции 1917 года, точнее, с начала 1927 года, когда в новогодней ёлке углядели идеологическую угрозу советской власти. До 1935 года празднование Рождества и Нового года было под запретом. В 1935 году, 28 декабря, в газете «Правда» появилась статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». С этого момента началась «реабилитация» незаслуженно отнятого у народа праздника. В начале января 1937 года в Колонном зале Дома Союзов установили большущую, 15-метровую ель и устроили грандиозное празднество. С тех пор Новый год, ёлки и выпуск ёлочных игрушек вернулись в жизнь советских граждан. Игрушки тех лет выглядят соответственно историческим реалиям: «парашютисты» из ваты, стеклянные дирижабли с надписью «СССР»… В годы Великой Отечественной войны игрушки также выпускались - в ограниченном количестве, конечно. Украшение ёлки к Новому году было обязательным - этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» ёлки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на новогодних открытках бил фашистов… После войны 1 января снова стал выходным днём (это произошло в 1947 году). А ёлочные игрушки опять стали «мирными». В 1949 году к юбилею А.С. Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта. В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была напряжёнка, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных). Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы… Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек. После выхода знаменитого фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь» появились ёлочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положении «без пяти двенадцать» (помните песенку «Пять минут, пять минут…»?). В 1960-е годы на ёлки вешали «початки кукурузы» и «снопы пшеницы». А ещё в новогодних украшениях нашло отражение освоение человечеством космоса. Появились «спутники», «космонавты», «ракеты», шарики с рисунками на космическую тематику. Также в 60-е годы появились первые электрические ёлочные гирлянды. Изначально выглядели они очень просто: лампочки-шарики, выкрашенные в разные цвета: синий, жёлтый, красный, иногда расписанные снежинками и «морозными узорами», присоединённые к проводу, который включался в розетку. Никаких реле ещё не делали, поэтому лампочки просто горели, без «перемигивания». Но по сравнению со свечками пожароопасность снизилась во много раз (не одна ёлка сгорела в результате использования свечей и бенгальских огней; страдали и жилища). Позже появились и более усовершенствованные электрогирлянды, которые мы используем по сей день. В 1970-е годы дизайн игрушек становится менее разнообразным. Фабрики ёлочных украшений «штамповали» похожие друг на друга серии шариков, «шишек», «пирамидок», «сосулек» и «колокольчиков»… Встречались, правда, звери неопределённой породы (не то медведи, не то собаки), а также такие интересные экземпляры, как снежинки с серпом и молотом. В 1970-е также выпускалось много игрушек на прищепках. В 1980-е годы выпуск серийных, не отличавшихся оригинальными оформительскими идеями игрушек продолжился. У многих из нас они до сих пор сохранились. Иногда приходишь к кому-то в гости и смотришь: на ёлочке шарик висит точно такой же, как у тебя дома! На самом деле не так уж они и плохи - шарики разнообразной цветовой гаммы, с серебряным и золотым напылением, с наклеенными цветочками и звёздочками. А например, зелёные и фиолетовые «шишки», как будто обсыпанные сахаром, на взгляд автора, и вовсе прикольные! В 1970-1980-е стал популярен «дождик» из фольги, а также пушистая, колкая мишура - серебристая, оранжевая, жёлтая… Когда всё это в преддверии Нового года украшало небогатые советские витрины, ходить в магазины становилось как-то особенно приятно… В 1970-е вернулась мода украшать ёлочку богато и разнообразно, правда, многие так завешивали всё сверху «дождём», что убранства становилось практически не видно… Традиция украшать макушку ёлки звездой, как мы уже упомянули ранее, существует со Средних веков. Однако в СССР «вифлеемскую звезду» заменили на красную рубиновую - аналогичную тем, что появились при советской власти на кремлёвских башнях. С идеологической точки зрения всё абсолютно понятно… Советская идеология канула в Лету, но, что любопытно, у многих дома такие звёздочки (выпускались они до середины 1980-х) сохранились. У некоторых эти звёзды - даже с лампочками внутри и «завязаны» с реле электрогирлянды. И люди продолжают по старой привычке водружать их на верхушки ёлок. Таким образом, по-своему уникальный дизайн советской ёлки - богатое, сверкающее убранство плюс красная пятилучевая звезда на макушке - продолжает сохраняться и сегодня. Но кто сказал, что это плохо? Выглядит, по крайней мере, не худшим образом, а учитывая возвращение моды на советскую атрибутику… …В 1990-е годы в продаже появилось множество ёлочных шаров с изображением животных - символов наступающего года. С конца 1980-х страну завоевала мода на всевозможные гороскопы, и это не могло не отразиться на новогодней индустрии. Эта тенденция жива и по сей день: шарики с животными, фигурки животных выпускаются в огромных количествах и пользуются неизменной популярностью. Сегодня в производстве ёлочных украшений наблюдается отчасти «возврат к истокам». Выпускаются шары с ручной росписью, с удивительно тщательно выписанными пейзажами, картинами русской зимы, а также с государственной символикой (например, прошлогодняя серия с изображением Московского Кремля). Несколько лет назад была модной западная традиция украшать ёлки шарами двух цветов, сочетающихся между собой, например, красными и золотыми, синими и серебряными, а также завязывать на ветвях парчовые банты. И никакой мишуры или «дождя»! Правда, эта мода недолго увлекала наших соотечественников, и вскоре домашние ёлки вернулись к традиционному виду: как можно больше украшений, чтобы зелёной хвои на дереве не было видно. Правда, офисы и магазины до сих пор чаще украшают ёлочки «по-западному» - видимо, из-за более «официального» облика ёлки с шарами двух цветов. Популярное одно время течение - покупать искусственные ёлки ненатуральных для этого дерева оттенков - белого, золотого, синего или даже ярко-рыжего - и украшать их шариками одинакового размера и цвета сегодня уже не очень актуально. Однако если вам такой вариант понравился - не проблема, в продаже эти разноцветные деревья найти можно.

С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные «самодельные» (а иногда и правда сделанные вручную) игрушки - тоже своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани; плюшевые зверьки, войлочные лебеди и ангелочки… в общем, всевозможный hand-made. А мода на советские ретро-игрушки заставила многих забраться в недра бабушкиных антресолей или старинных комодов - туда, где могли быть спрятаны за ненадобностью старые новогодние украшения.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

II. Применение знаний. Практическая работа.


3 1 1 2 Практическая работа.

Анализ можно проводить с опорой на образцы или только по рисункам учебника. Последний вариант в большей степени способствует развитию воображения и пространственного восприятия.

1. Анализ образца.

1. Название изделия, его назначение.

2. Каковы конструктивные особенности изделия? (Основа-пирамида, детали оформления.)

3. Из каких материалов изготовлено изделие? Можно ли использовать другие?

4. Какими известными способами можно разметить детали - основу и детали оформления?

5. Как собрать пирамиду, чтобы не сломать картон? (Выполнить биговку.)

6. Как можно соединить детали игрушек?

7. Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить?

- Что вы умеете, чего не знаете, не умеете? Чему надо научиться?

Конструкторско-технологические задачи (проблемные ситуации):

- Какие способы разметки развёртки пирамиды вы знаете?

- Какими способами можно разметить пирамиду с квадратным основанием? (По шаблонам квадрата и подходящего треугольника, построить шаблон развёртки на бумаге в клетку и далее разметить на картоне.)

Ученики предлагают свои решения. Обсуждается разметка по шаблону.

Учебник, с. 26. Обсуждение последовательности изготовления ёлочных игрушек по инструкционной карте. 2. Планирование. 1. Разметка деталей основы и оформления. 2. Вырезывание деталей. 3. Выполнение биговки на основе. 4. Сборка изделия. 3. Самостоятельная работа.

Выбирается изделие, решается, как работать - индивидуально или коллективно. Работа с опорой на инструкционную карту. Поощряются оригинальные решения, свои варианты отделки.

4. Уборка рабочих мест.

5. Оценка работы. Устраивается выставка готовых изделий, совместно обсуждается их качество (точность, аккуратность, творчество).

Вопросы к ученику по алгоритму самооценки: - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить работу? - Ты выполнил всё правильно или были недочёты? - Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Отметь в дневнике.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группе.

Регулятивные УУД

1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

1. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IΙΙ. Итог урока.

1 4

- Что нового узнали на уроке, чему научились? Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно выполнить работу?

- Для чего нужен был сегодняшний урок?

- Что у вас сегодня получилось лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?


Деятельность учеников:


  • Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира.

  • Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов.

Урок 13.


Тема: Ёлочная гирлянда «флажки» (разметка по линейке). (Учебник, с. 27-30.) Групповая работа по изготовлению гирлянд.
Задачи: 1. Ознакомить с чертёжными инструментами - линейкой и угольником, научить выполнять разметку прямоугольника с помощью линейки. 2. Учить использовать известные знания и умения в новых ситуациях. 3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, проводить аналогии, рассуждать и обсуждать, выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту. 4. Развивать художественные и конструкторско-технологические способности. Оборудование: образцы изделий, рабочее место для работы с бумагой и картоном, линейка, угольник.

Этапы

Ход урока

УУД

I. Актуализация знаний.

Вступительная беседа. 1 2 Учитель демонстрирует детям линейку и угольник. Просит назвать их. Исправляет неправильное название «треугольник». Объясняет разницу между угольником и треугольником (треугольник - геометрическая фигура, угольник - инструмент для измерений и разметки). Предлагает положить перед собой линейку и угольник, внимательно рассмотреть их, рассказать о конструкции линейки и угольника. - Что образуют цифры, которые указаны на линейке? (Числовой ряд.) - Что обозначают чёрточки между цифрами?

Последний вопрос предполагает варианты ответов в зависимости от того, учились ли дети пользоваться линейкой на уроках математики, какие меры длины ими уже освоены теоретически и практически (м, см, мм). Работа с линейкой может стать практическим закреплением ранее полученных на уроках математики знаний о линейке или введением этих знаний. Главное - научиться правильно использовать этот чертёжный или контрольно-измерительный инструмент. Поэтому дети демонстрируют и, соответственно, закрепляют то, что знают и умеют.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

II. Применение знаний. Практическая работа.



3 1 1 2 Прежде чем ученики начнут учиться размечать прямоугольник по линейке, им необходимо освоить приёмы работы линейкой. Для этого ученикам раздаются листы писчей бумаги формата А4. Лист разделён на четыре части. Первая пустая, на второй нарисованы точки (можно так, чтобы при их соединении получались геометрические фигуры). На третьей части изображены отрезки полных размеров (без миллиметров), четвёртая часть пустая. Перед упражнением учитель выясняет у детей, как они выполняют приём, показывает правильный, предлагает потренироваться на своём листе. 1. Проведение прямых линий по линейке. Справка. Линейка плотно прижимается к бумаге, при проведении линии карандаш плотно прижимается к ребру линейки. Ошибка детей - линия ведётся рядом с линейкой, карандаш не прижимается к ребру линейки.

2. Проведение линий через две точки. Справка. Прежде чем проводить линию, соединяющую две точки, необходимо линейку подвести к точкам, проверить их положение карандашом, затем провести линию. 3. Измерение отрезков. Знакомство с нулевой точкой отсчёта. Отрезки измеряются, и записываются результаты. 4. Построение отрезков. На доске записываются длины отрезков, например: 3 см, 5 см, 2 см, 7 см. Контроль на нулевую точку отсчёта на линейке. 5. Обсуждение результатов упражнений. Ученики одной парты меняются листами и с помощью своих линеек проверяют точность размеров отрезков. 6. Построение прямоугольника. Первое пробное построение прямоугольника проводится без размеров. Можно использовать обратную сторону тренировочного листа. Освоение приёма строится с опорой на инструкционную карту на с. 28 в учебнике. 7. Знакомство с чертежом. Слово «чертёж» записывается на доске. - Чертёж для конструкторов, технологов и рабочих - это инструкция, написанная на особом языке, который они все знают, умеют на этом языке читать и понимать его. Это похоже на рассказ, который писатель придумал и записал на бумаге словами из букв одного алфавита. Вы читаете и понимаете, что написано.


На доске чертёж, аналогичный данному в учебнике. Учитель демонстрирует несколько изделий, например, открыток разного размера и конструкции. Одно из изделий по форме и пропорциям похоже на чертёж. Ученикам предлагается подобрать к чертежу подходящее изделие и рассказать, почему они выбрали именно его (сходство по форме и пропорциям). Далее проводится знакомство с линиями чертежа: основной контурной и выносными размерными. Обращается внимание на расстановку размеров, позволяющих всем разметить одинаковые прямоугольники.

Чтение чертежа:

1) название детали (в конкретном изделии);

2) определение её формы (если она правильная геометрическая);

3) определение габаритных размеров детали (общей длины и общей ширины);

4) определение размеров всех составных частей детали (если они есть).

Применение полученных новых знаний и умений для практической работы.

Практическая работа.

Анализ можно проводить с опорой на образцы или только по рисункам учебника. Последний вариант в большей степени способствует развитию воображения и пространственного восприятия.

1. Анализ образца.

1. Название изделия, его назначение.

2. Каковы конструктивные особенности изделия? (Верёвочка, детали-подвески.)

3. Из каких материалов изготовлены детали изделия? Можно ли использовать другие?

4. Какими известными способами можно разметить детали-подвески? (С. 30.)

5. Как можно прикрепить детали-подвески?

6. Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить?

- Что вы умеете, чего не знаете, не умеете? Чему надо научиться?

Конструкторско-технологическая задача (проблемная ситуация):

- Как изготовить подвеску, что бы она была двусторонней и легко крепилась к верёвочке?

Ученики предлагают свои решения. Обсуждаются способы разметки.

Учебник, с. 29, 30. Обсуждение последовательности изготовления гирлянды и подвесок по инструкционной карте.

2. Планирование.

1. Разметка деталей подвесок.

2. Вырезание деталей.

3. Сборка изделия.

3. Самостоятельная работа.

Работа с опорой на инструкционную карту. Поощряются оригинальные решения, свои варианты отделки.

Уборка рабочих мест.

4. Оценка работы. Устраивается выставка готовых изделий, совместно обсуждается их качество (точность, аккуратность, творчество).

Вопросы к ученику по алгоритму самооценки:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить работу?

- Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

- Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

- Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Отметь в дневнике.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группе.

Регулятивные УУД

1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

1. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IΙΙ. Итог урока.

1 4

- Что нового узнали на уроке, чему научились? Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно выполнить работу?

- Для чего нужен был сегодняшний урок?

- Что у вас сегодня получилось лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?


Деятельность учеников:


- исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; - искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы.

© ООО «Баласс», 2012

© 2010-2022