Внеклассное мероприятие: Фольклорный праздник Сороки

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие: "Фольклорный праздник "Сороки"

Составили учителя начальных классов

Аникиенко И.Ю., Гребнева В.А.

Цели:

  • расширять кругозор, закреплять знания о птицах

  • познакомить с доступными возрасту детей народными приметами

  • побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

  • пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом

  • дать представление о народном толковании прихода весны

  • развитие фантазии и интеллекта у детей

Задачи:

  • познакомить с основными приметами прихода весны

  • объяснить понятия "день весеннего равноденствия", "Сороки", "жаворонки"

  • создать творческую атмосферу через участие в ролевых играх и представлениях

  • приобщить к традициям народного фольклора

Оформление зала:

  • презентация

  • пословицы и приметы, связанные с темой "Сороки"

Участники: учащиеся 1а и 1б классов.

Зрители: учащиеся 2а и 2б классов, гости.

Условия проведения праздника:
Детский праздник проводится 22 марта 2014г., в актовом зале .
Предварительно дома родители с детьми выпекают булочки - птички «жаворонки».

Ход мероприятия

На сцену выходят ведущие - сороки. Слайд 1

Хором обращаются к залу, с поклоном.

Говорят:

-Здравствуйте, друзья!

1-я сорока: (Настя Михно)

Мы - сороки сельские-

Кандидаты всех наук!

Птичьи новости в эфире

Из сорочьих первых рук!

По заснеженному лесу

Мы сейчас вас проведем,

И о жизни нашей птичьей

И расскажем и споем!

2-я сорока (красуясь): (Ангелина)

В нашем парке Лесоводов

Мы - красавицы живем,

У медведя и у волка

Что-нибудь да украдем!

3-я сорока (задиристо): (Таня )

Клювом щелкают вороны-

Наши конкурентки,

Одолели воробьи,

Посадить бы в клетки!

Прилетели снегири,

Были свиристели,

Погостили в селе-

Всю рябину съели!

4-я сорока: (Полина)

Эй, сороки - белобоки,

Мы разговорилися!

1-я сорока: (Настя Михно)

Знать к весне идут дела -

И мы развеселилися!

4-я сорока: (Полина)

Встретим мы гостей весенних

С настроением отменным!

Всех охарактер-р-ризуем

И портреты нар-р-рисуем!

2-я сорока: (Ангелина)

Внимание! Внимание! К нам летят первые вестники весны, которых мы должны встретить и пригласить на свой праздник. Слайд 2

Праздник «Сороки». Слайд 3

Учитель: 22 марта в православной России отмечается праздник «Сороки». В этот день, согласно народному календарю, зима кончается - весна начинается, день с ночью меряется-равняется(равноденствие). Слайд 4 А знаете ли вы, почему этот праздник называют «Сороки»? Это день 40 мучеников (Слайд 5), они страдали за свою христианскую веру. 40 воинов были брошены сначала в темницу, а потом в ледяную воду. Их пытались заставить отречься от веры, от Христа. Но стойко держались они своих убеждений. Эти мужественные люди не отреклись от христианской веры. Сила их была так велика, что лица всех 40 воинов озарил необыкновенный свет. Душа их вознеслась и осталась жить в 40 птицах. Есть поверье, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 разных птиц. И первая из них жаворонок. На «Сороки» пекли фигурки жаворонков. Слайд 6 Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречиш­ные зерна. Птичек смазывали растопленным сахаром. На головке лепили хохолок.

(выходят 1-3 ученики)Слайд 7

1 ученик: (Дима) Жаворонок - одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка.

2 ученик: (Лера) Жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.

3 ученик: (Сева) Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

Учитель: Поэты и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения. Послушайте закличку. Слайд 9 (Ученики 1 «б» )

4 ученик: (Кристина) Василий Жуковский «Жаворонок». Слайд 10-11

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны».

(выходят 5-7) Слайд 12

5 ученик: (Настя Семушина) Прилёт жаворонка во всех странах связывался с приходом весны.

Взрослые выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам - в благодарность за молоко да масло; потом овцам - за тёплые валенки, варежки да тулупы, а потом детям. И приговаривали:

6. Девочка (Аня) (в руках на рушнике тарелка с выпеченными жаворонками):

Ой вы, жаворонки, жавороночки,

Летите в поле, несите здоровье:

Первое - коровье,

Второе - овечье,

Третье - человечье.

7 ученик: А дети бежали на улицу и кричали: (Соня Кошелева)

Жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам,

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную;

Нам зима холодная надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Учитель: Слайд 13 Вечером все молодые девушки соби­рались на берегу реки или за деревней. Они делились на несколько групп, и каждая располагалась на далеком расстоянии друг от друга. Одна группа начинала громко петь свою песенку, заканчивая ее призывным и протяж­ным «гу!» Такое распевание называется весну гукати.

Учитель: И мы будем весну гукать. Игра «КТО ГРОМЧЕ?» Слайд 14Жаворонки, прилетите (ГУУ) Студёну зиму унесите, (ГУУ ) Теплу весну принесите: (ГУУ ) Зима нам надоела, (ГУУ ) Весь хлеб у нас поела! (ГУ-у-у!) Учитель: Слайд 15 На этом празднике гадали. В птичек запекали кольцо, монетку, зёрнышко. И по тому, что кому достанется, «узнавали» о предстоящей участи: зёрнышко - к хорошей жизни, кольцо - к свадьбе, мо­нетка - к богатству. Ну, что ж, посмотрим, кто у нас будет счастливым в этом году. Выбирайте себе печеных жаворонков! (раздают птичек. Дети разламывают их, едят, у кого-то обнаруживается монетка. Ему все хлопают, поздравляют.)

8 ученик: (Сабина) А ещё молодые парни и девушки водили хороводы и прославляли весну:

(дети возле сцены берутся за руки и водят хоровод) Слайд 16

9 ученик: (Лиза) Весна, весна красная! (На сцене 9-13 ученики)

Приди, весна, с радостью, с радостью.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

10 ученик: Уж ясно солнышко (Дима Андрианов)

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило!

11 ученик: Ручейки на улице (Матвей)

Всё журчат, всё журчат.

Журавли курлыкают,

И летят, и летят.

12 ученик: Расцвели подснежники (Соня Губенко)

Да в леске, да в леске.

Скоро всей земелюшке

Быть в венке, быть в венке.

13 ученик: Ой, солнышко-батюшка, (Женя)

Угоди, угоди!

Уроди, уроди!

ВЫХОДИТ ВЕСНА Слайд 17 ( Саша Дрокова)

Весна: Знаю, ждут меня повсюду, всем на свете я нужна. Приношу я радость людям, и зовут меня Весна. На луга, поля, дубравы щедро лью тепло и свет, Чтоб росли хлеба и травы, а сады усыпал цвет.

14 ученик: (Юля) Здравствуй, здравствуй, Слайд 18

Красавица, весна!

Птичий домик у нашего окна.

Скоро в домике будет веселье.

У крылатых жильцов - новоселье.

Ученица (Джаббарова Алина) читает рассказ Г. Скребицкого «Скворцы». Слайд 19

Скворцы заняли домик на берёзе, устроили в нём своё гнездо. Я спросил у отца: «Сколько гусениц и разных жуков скворцы за день птенцам перетаскивают?».

Отец ничего не ответил, а принёс лист бумаги и карандаш. «Вот,- говорит,- посиди под берёзой до обеда, понаблюдай за скворцами. Когда они с кормом прилетят, ставь на листе карандашом черточку, а потом посчитаешь».

Уселся я под берёзой и стал за скворцами следить. И что же? До обеда весь лист исчертил. Больше сотни палочек наставил. Даже рука устала!

15 Скворец: (Алёша) Слайд 20 Прилёт скворцов - верный признак близкой весны. Скворец и скворчиха вместе устраивают своё гнездо, выкармливают птенцов. Сидящую на яичках скворчиху скворец услаждает песнями. Семья скворцов за день уничтожает 350 различных насекомых. Скворцы прилетают к гнезду 200 раз в сутки. Их рабочий день 17 часов.

16 Грач: (Максим) Слайд 21 Ещё земелюшка не освободилась от снега, а по дорогам уже бродят первые вестники весны - грачи. Не раз случалось, что после прилёта первых грачей возвращались морозы, кружились снежные метели. Грач, следуя за плугом трактора, способен уничтожить за день 400 червей - вредителей растений.

17 Кукушка: (Аня) Слайд 22 Кукушки удивительные птицы. Они летят не стаями, а по одиночке. Кукушка не строит гнезд, не выводит и не кормит птенцов. Она берёт яйцо в лапы или клюв и относит в чужое гнездо. Но польза от неё огромная - одна кукушка поедает за лето 270 000 крупных мохнатых гусениц

Учитель: Слайд 23-24 Ребята, какие птицы были сейчас у нас в гостях? Перелётные. А почему они так называются? А как называют птиц, которые всю зиму были с нами. (Зимующие) Они переносили и холод, и вьюги, и метели.

Инсценировка.(Ворона и автор) Слайд 25 (Настя Михно и Дима Попов)

- Кар,- кричит ворона,

- Кража! Караул! Грабёж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано, брошь украл он из кармана!

Карандаш, картинку, пробку и красивую коробку!

- Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана!

- Как,- подпрыгнула ворона и моргнула удивлённо.

- Что ж вы раньше не сказали? Караул! Карман украли!

18 Сорока: (Саша Ушакова) Слайд 26 Вороны, галки, сороки - птицы санитары. Питаясь на свалках, они очищают от грязи нашу местность.

19 Синица: (Паша Ушакова) Слайд 27 Синица за день поедает столько насекомых, сколько весит сама.


20 Воробей: (Соня Губенко) Слайд 28 Воробья вы видите чаще всего. Вы к нему так привыкли, что почти не замечаете. А ведь именно воробью в городе Бостоне поставили памятник. Однажды на поля и сады недалеко от города Бостона надвинулось бедствие - гусеницы. Они уничтожали посевы, сады. Людям грозил голод. Вот тут - то и пришли на помощь воробьи. Птицы быстро справились с насекомыми. Благодарные жители Бостона воздвигли в главном парке города памятник своем спасителю. Слайд 29 21 Стихотворение «Воробей» Николай Рубцов Слайд 30 (Соня Кошелева)

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зёрнышком, бедный,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

Учитель: «Сороки», с полным основанием, можно назвать детским праздником. Мы рассказали сегодня только о некоторых из птиц. Рассказали о тех, которые прилетают к нам весной и тех, которые всегда рядом. Не забудьте, ребятушки, птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели и к вашему дому.

Учитель: А сейчас мы посмотрим, как вы нас слушали. (За правильные ответы дети получают выпечку-жаворонка.)


Викторина. Слайд 31


  1. Сколько раз в день прилетает к гнезду семья скворцов? (200)

  2. Сколько червей съедает грач в день, когда идёт за плугом трактора? (400)

  3. Сколько насекомых съедает в день синица? (Сколько весит сама).

  4. Какой птице поставлен памятник и где? (Воробью в Бостоне).

  5. Какая птица любит красть блестящие предметы? (ворона, сорока, галка).

- Продолжите пословицы, в которых есть названия птиц.

  1. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

  2. Хвалилась синица море зажечь.

  3. .Жаворонок день начинает, а соловей завершает.

  4. Сорока весть на хвосте принесла.

  5. Глаза соколиные, да мысли куриные.

  6. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

  7. Соловья баснями не кормят.

  8. Рано, пташечка, запела, как бы кошечка не съела.

  9. Человек без родины, что соловей без песни.

  10. Хвост у сороки длинный, да ум короткий.

  11. Соловей мал, да в песне удал.

  12. Увидел скворца - весну встречай.

- Вы знаете о том, что ПО ПОВЕДЕНИЮ ПТИЦ можно определить погоду. Продолжите примету.

Ласточки и стрижи летают низко над землёй (к дождю).

Вороны поднимают крик (к ненастью (дождь или метель);

Синичка с утра начинает пищать (к морозу).

Курица на одной ноге стоит (к морозу).

Воробьи в пыли купаются (к дождю).

Галки на вечер собираются гурьбой и кричат (к ясной погоде).

Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне, быть лету ( холодным.)

Загадки.

Чёрный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор. / ДЯТЕЛ/

Какая птичка самая маленькая? /Колибри/

У какой птицы самый длинный язык? / ДЯТЕЛ/

Какая птица имеет очень длинный хвост? /Сорока/

Где синицы вьют гнёзда? /В дуплах/

Какие птицы выводят птенцов зимой? /Клесты/

Какая птица не высиживает яйца? /Кукушка/

Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. /Ласточка/

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. /Синица/

Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло. /Сова/

Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет. /Скворец/

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. / ВОРОБЕЙ/

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … /СОЛОВЕЙ/

- Как называется наука о птицах? /Орнитология/

Учитель: А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу. Играют дети.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.

22 ученик: Мы безумно богаты. (Лера)

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых -

Просто диву даешься.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе,

Будто самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Учитель: Подошла к концу наша встреча с птицами.

Тут и празднику окончанье.

Люди добры, до свиданья!

Приходите снова к нам.

Рады мы всегда гостям!

Всем, кто нас видел,

Всем, кто нас слышал…

Все: Доброго здоровья!

© 2010-2022