Экскурсия в природу Весна в живой и неживой природе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Экскурсия в природу Тема: Весна в живой и неживой природе. Цели: 1. Обучающая: продолжить формировать представления о живой и неживой природе весной, продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой. Изучить весенние изменения в природе, дать сравнительную характеристику деревьев, кустарников, травянистых растений; познакомить с трудом людей весной. 2. Развивающая: развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать. 3. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение и любовь к природе, растениям и животным. Ход экскурсии:
  1. Сообщение темы и целей экскурсии.
- Сегодня, детки, у нас необыкновенный урок, а урок-экскурсия. Тема: Весна в живой и неживой природе. Сегодня мы должны изучить весенние изменения в природе, дать сравнительную характеристику деревьев, кустарников и травянистых растений; животных. 1. Фенологические наблюдения. - Давайте определим, какое сегодня состояние неба? Были сегодня осадки? Если были, то, какие? - Идя по дороге в школу, кто из вас обратил внимание на то, был ли сегодня ветер? - Выходя из дому, вы посмотрели на термометр? Какая сегодня температура? 2. Правила поведения в природе. - Какие правила поведения в природе вы знаете? -Правильно. Выходя на природу нельзя кричать, баловаться, оставлять после себя мусор, разводить костер без разрешения взрослых. II. Вводная беседа. - Послушайте стихотворение А.Плещеева «Уж тает снег…» Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. - О каком времени года рассказывается в стихотворении? -Назовите изменения, которые произошли в живой природе? - А какие изменения в живой и неживой природе вы наблюдали весной? - С приходом весны, меняется ли наша одежда? Почему? - Что делают люди весной на огородах? - Что делают люди весной в полях? - Какие работы та наблюдал весной в городе? Селе? 1. Ознакомление учащихся с характерными признаками весны в неживой природе. - Отгадайте загадки. 1. Крашеное коромысло, через реку повисло. (Радуга). 2. Кто-то утром неспеша надувает красный шар. А как выпустит из рук, - станет вдруг светло вокруг. (Солнце). 3. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча). - О какой природе в этих загадках идет речь? - Какое сейчас время года? - Какие месяцы весны вы знаете? - Какой сегодня воздух? - Какого цвета небо весной, а какого - осенью? - Как изменилась погода с приходом весны? - Влияют ли изменения в неживой природе на живую? Почему? 2. Ознакомление учащихся с характерными признаками весны в живой природе. - Отгадайте загадки. 1. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина). 2. В шубе летом, зимой раздетый. (Лес). 3. Весной веселит, летом - холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево). 4. Снится ночью пауку Чудо в перьях на суку. А кого паук боится? Догадались? Это …. (Птица). 5. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник). 6. Зелен-зелен-зелена Раскраснелася весна. И летит кругом молва: -На лугу растет …. (Трава). - О какой природе идет речь в этих загадках? - А кто знает, какие изменения произошли в живой природе? - Давайте послушаем, что подготовили для нас Аня и Витя. (Аня рассказывает стихотворение про тюльпаны, а Витя - легенду о тюльпане). Тюльпан Не радужное марево туманов, Не золотые выплески зари,- Колышется симфония тюльпанов Возвышенной мелодией земли. Они переполняют счастьем душу, Рассудок заставляют ликовать, А потому их надо сердцем слушать, Восторженной душой воспринимать. ЛЕГЕНДА О ТЮЛЬПАНЕ. Из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпане. В золотистом бутоне тюльпана было заключено счастье. Никто не мог открыть этот бутон и добыть счастье. Однажды на лугу шла женщина с ребенком. Ребенок увидев прекрасный цветок, весело рассмеялся, дотронулся до тюльпана и цветок раскрылся. И до наших дней люди, увидев раскрывшийся тюльпан, испытывают радость и улыбаются. В 1554 году цветок был завезен в Европу (в Вену) , а затем быстро завоевал одно государство за другим. За совсем маленькую луковицу давали карету и пару лошадей, а за новые сорта можно было купить дома и даже целые имения. -Какие первоцветы вы знаете? - А кто знает еще какие-нибудь легенды или рассказы о растениях? (Если знают, то дети рассказывают).
  1. Самостоятельная работа в группах.
(Дети объединены в 3 группы и каждой группе дается задание). Группа 1. Задание 1. Необходимо описать березу. Ее цвет, размер, внешний вид, какой у нее запах, какая она на прикосновение и имеет ли она плоды. Задание 2. Какие птицы прилетают весной с юга? Группа 2. Задание 1. Необходимо описать шиповник. Его цвет, размер, внешний вид, какой у него запах, какой он на прикосновение и имеет ли он плоды. Задание 2. Какие травянистые растения первыми расцветают весной? Группа 3. Задание 1. Необходимо описать одуванчик. Его цвет, размер, внешний вид, какой у него запах, какой он на прикосновение и имеет ли он плоды. Задание 2. Какие животные просыпаются после зимней спячки? Обсуждение полученных результатов работы в группах.
  1. Знакомство с деревьями. Фронтальный опрос.
- Какие деревья вы знаете? - Какие деревья зацветают до появления листьев? - До появления листьев зацветают верба, ольха, осина и все фруктовые деревья. - Рассмотрите дерево вблизи. (Подходят к дереву). - Посмотрите, какой у него ствол? Какой формы листья? Какой у него размер? Внешний вид? Запах? Имеет ли он плоды? V. Обобщающая беседа. - За какими деревьями мы сегодня наблюдали? - По каким признакам можно распознать лиственные деревья? - Какие деревья зацветают до появления листьев? VI. Игра -Дети, давайте с вами поиграем в игру. Я буду показывать вам картинки, если вы на них увидите растение - хлопайте в ладоши, а если животное - топайте ногами. Итак, начнем. (Учитель демонстрирует картинки). VII. Знакомство с кустарниками. - Какие кустарники вы знаете? - Давайте посмотрим на куст шиповника и куст сирени. Чем они отличаются? (формой листьев, цветами, у шиповника есть плоды). - Молодцы. А что у них общего? (от земли растет несколько древовидных стеблей). -Молодцы. Правильно. VIII. Обобщающая беседа. _За какими кустарниками мы сегодня наблюдали? - По каким признакам можно узнать кустарник? - Нужно ли любить и защищать растения? Почему? IX. Знакомство с животными. Отгадайте загадки.
  1. Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь).
  2. Камочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).
  3. Ползун ползет. Иголки везет. (Ёжик).
  4. Быстрый маленький зверек. По деревьям прыг-скок. (Белка).
- О ком шла речь в этих загадках? - Какие птицы прилетают с юга? Как они называются? (перелетные). - Какие птицы зимовали рядом с нами? А как они называются? (Зимующие). - С наступлением весны, с появлением растений и насекомых в сады и леса переселяются птицы, которые зимовали рядом с нами. Из теплых краев возвращаются скворцы, кукушки, ласточки. Птицы строят гнезда, откладывают в них яйца и выводят птенцов. Потревоженные птицы, испугавшись, могут бросить свое гнездо. И тогда птенцы погибнут. Не разрушай птичьих гнезд! Охраняй птиц! Делай для них скворечники! - Какие животные просыпаются после зимней спячки? - Правильно. С наступлением весны просыпаются от зимней спячки медведи, барсуки, ежи. Меняется цвет шерсти у зайцев и у белок. Густая, пушистая шерсть у зверей весной редеет. В конце зимы и начале весны у зверей рождаются детеныши. Взрослые звери охраняют их, учат добывать корм. Из всего рассказанного можно сделать вывод: ВЕСНОЙ ВСЯ ПРИРОДА ПРОСЫПАЕТСЯ И РАЗМНОЖАЕТСЯ. - Нужно ли беречь и охранять животных? Почему? X. Обобщающая беседа. - С каким временем года мы с вами сегодня познакомились? - Какие изменения весной произошли в живой природе? В неживой природе? - Изменился ли вид работ людей в поле, огороде; городе, селе весной? Почему? - Чем отличаются друг от друга травы, кустарники, деревья? Что общего между ними? - Какие птицы прилетают с юга? - Почему нельзя разрушать птичьи гнезда? К каким последствиям это может привести? - Какие животные просыпаются после зимней спячки: XI. Подведение итогов. - Понравилась ли вам сегодня экскурсия? Почему? - Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали. - Вам дома надо будет нарисовать растения или животных с которыми мы сегодня познакомились?

5


© 2010-2022