Статья «Проектная деятельность младших школьников как средство реализации ФГОС НОО»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность младших школьников

как средство реализации ФГОС НОО



Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества! В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. Важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата - создания проекта.[] Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений. В ходе решения конкретной проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей.

Практичность проектной деятельности выражается в ее не формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желания учащегося.
Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.

Этапы работы над проектом.

Алгоритм исследовательских работ учащихся.

1.ФГОС диктует нам развитие новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Все это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.

2. Что же такое проектно-исследовательская деятельность?

- Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение желаемых результатов.

3.Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры.

Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном. Поводить опыты с различными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша с вами задача- помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.

Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения. Для того. Чтобы разобраться в методической стороне, мы сегодня рассмотрим несколько общих вопросов.

4.По степени самостоятельности детей можно выделить 3 уровня реализации "исследовательского обучения":

5.Самый простой уровень. Взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Как вы думаете, что в этом случае остается ребенку? Верно, только найти решение.

6.Средний уровень. Взрослый ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

Высший уровень. Постановка проблемы. Поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.

7.Даже дошкольники, как показывают исследования, способны работать на любом из этих уровней.

4. Структура учебного исследования.

  1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

  2. Выдвижение гипотез.

  3. Поиск и предложение возможных вариантов решения.

  4. Сбор материала.

  5. Обобщение полученных данных.

  6. Подготовка проекта.

  7. Защита проекта.

Мысль о том, что ребенок способен пройти через эти этапы, на первый взгляд кажется сомнительной и даже пугающей. Но, поверьте, эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная работа.

В целях упрощения, казалось бы, можно сократить какой-то из этапов. Но внимательно посмотрев на сами эти этапы, мы без труда можем понять, что это существенно обеднит процесс, а, следовательно, и педагогический результат работы.

1) Выбор темы.

Темы:

Фантастические

Эмпирические.

Теоретические.

Независимо от вида темы, существует несколько общих правил выбора темы:

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

2) Выдвижение гипотез.

- Как рождаются гипотезы? Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. А откуда берутся проблемы? Здесь обычно действует относительно несложная последовательность. Сначала собираются и анализируются отдельные факты, размышления, опыты и т.д. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др. В результате выявляется множество проблем и для решения каждой вырабатывается ряд гипотез. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы, затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа процесса творческого мышления. Важно погрузиться в стихию мысленной игры, риска, всего того, без чего движение к новому невозможно.

3) Следующий этап - поиск и предложение возможных вариантов решения.

-исследовательская работа- дело основательное и не любит спешки и суеты. Разрабатывая программу поиска, следует учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать.

Естественно, что способы решения проблемы начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать. После чего надо сделать выбор, оценив "без эмоций" эффективность каждого способа.

Однако следует постоянно иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда "эмпирических" приобретет черты "фантастической".

4) Следующий этап - сбор материалов.

1.При выполнении любой проектно- исследовательской работы один из важнейших вопросов: где добыть нужную информацию? Какие источники для этого могут быть использованы?

Естественно, что источники информации во многом зависят от того, какая была избрана тема. Для того чтобы помочь ребенку выбрать нужный источник информации, заготовим карточки с различными вариантами источников информации.

При выборе источников информации карточки выкладываются перед детьми, а они осуществляют подбор источников и, если это необходимо, распределяют между собой.

Какой же из этих источников наиболее ценен? Конечно, наблюдение и эксперимент, т.к. здесь знания добываются самостоятельно, а не используются уже готовые..

2.Процесс фиксации информации - обычно самое сложное, но и его можно сделать интересным.

Заготавливаем листочки бумаги. На них ручкой, карандашом или фломастером можно делать записи, рисунки, чертить опорные схемы. И не важно, что эти значки-"иероглифы" будут понятны только автору. Все эти заметки надо тщательно хранить, по крайней мере, до окончания работы.

5) Обобщение полученных данных.

Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела - весело и приятно. Так и должно быть. А вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднение. Она действительно значительно сложнее.

Задачи этого этапа: проанализировать полученный материал, обобщить его, выделить главное и исключить второстепенное. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект.

6) Подготовка проекта.

О том, в каком виде могут быть представлены результаты исследования, вам уже не раз говорили. Сейчас мы вам еще раз об этом напомним.

Альбом, газета, гербарий, журнал, мини-книжка, коллаж, коллекция, костюм

модель, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций (презентация ), сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, фотоальбом, чертеж, экскурсия.

Хочется заметить, что прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младших школьников имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.

7) Защита проекта.

1. Презентация проекта.

" Обучая других, обучаешься сам…"- эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-то, часто стремиться рассказать об этом другим. В нашем случае сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, столько тому, кто рассказывает.

Поэтому " этап защиты проекта" пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита- венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя.

О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть "публичной". В ходе защиты ребенок учиться излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

2. Оценка работы.

Немаловажным моментом любой деятельности и проектно- исследовательской в частности является оценка выполненной работы. Причем оценить необходимо не конечный результат, а именно работу на всех этапах. Каковы же критерии?

Приложение

Памятка учащимся начальной школы по работе над учебным

проектом.

Дорогой друг! Тебя окружает удивительный мир.

Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо

интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать

исследователем того, что тебя интересует, создавать проекты и

делиться своими открытиями с друзьями.

Предлагаем памятку, которая поможет в работе над проектом

1.Разберёмся в значении некоторых слов:

Проект -это самостоятельная исследовательская деятельность

учащихся по решению определённой проблемы, осуществляется с

помощью взрослых.

Гипотеза - это предположение, догадка, ещё не доказанная и не

подтверждённая опытом.

Презентация - это наглядное представление окружающим того,

каким был замысел, и что получилось в результате совместного

решения проблемы. В ходе презентации необходимо чётко и ясно

представить полученный результат.

Виды презентаций:

  • Устное сообщение (сопровождаемое показом альбома,

тематического стенда, эскизов )

  • Театрализованное представление

  • Слайд-шоу и т.д.

2. Шаги работы над проектом:

1. Выбор темы.

Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

*Что мне интересно больше всего?

*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

2. Сформулируй тему своего исследования.

3. Подумай над целями и задачами твоей работы.

Определить цель исследования -значит объяснить, зачем ты

его проводишь.

Задачи уточняют цель, описывают основные шаги в работе.

4. Формулировка гипотезы.

5. Осуществление проектной деятельности.

Активная самостоятельная работа. Консультации учителя.

Оформление полученных результатов. Репетиция предстоящей

презентации.

6. Презентация результатов.

Выступление в классе, на школьной конференции. В презентацию

входит озвучивание проблемы, темы, цели, задач, гипотезы.

Демонстрация полученного результата в виде созданных тобою:

газеты, альбома, слайд-шоу и т.д. Заканчивается презентация

собственными выводами, которые соотносятся с ранее

выдвигаемой гипотезой.

7. Самооценка своей работы.

Ответь на вопросы: Доволен ли я результатом своей работы?

Что получилось хорошо? В чём испытывал трудности?

3. Визитка проекта.

(Письменный план работы над проектом)

Автор(ы)………………………………………………………………………………………

Класс……………………………………………………………………………………………

Проблема……………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………….

Тема проекта………………………………………………………………………………

Гипотеза………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………..

Цель работы………………………………………………………………………………..

Задачи…………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………

Для этого сделаю(ем)…………………………………………..........................

…………………………………………………………………………………………………….

Я узнал (Мы узнали)……………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………

Продукт деятельности (вид презентации) ……………………………….

……………………………………………………………………………………………………..

Получилось хорошо……………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………

Следует ещё поработать над………………………………………………………

Литература

1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения

младших школьников», -издательство «Учебная литература».

2007

2. Савенков А. И. «Я исследователь», рабочая тетрадь.

Издательский дом «Фёдоров» 2008

3. «Проектируем. Исследуем. Творим.» Сборник учебных

проектов. Учителя начальных классов ЗАТО Звёздный.

4. «Начальная школа» №2, Н. В. Иванова «возможности и

специфика применения проектного метода в начальной школе»

5. «Директор школы» 1998 №3 Чечель И. Д. «Метод

проектов..»

Подготовила : учитель начальных классов Буржинова Э.Б., базовая школа при БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б.Канукова» , Республика Калмыкия, г.Элиста

2014 г.


© 2010-2022