Урок русского языка «Разделительный мягкий знак»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2-м классе

по программе Перспективная начальная школа. Урок помогает сформировать представление о правописании разделительного мягкого знака; сформировать понятие о разделительном мягком знаке; тренировать способность к правописанию слов с разделительным мягким знаком.
Тема урока: « Разделительный мягкий знак»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Развивать умение правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак. Задачи урока:
- Образовательные: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком; - Развивающие: развивать навыки орфографической зоркости; способствовать развитию основ мыслительной деятельности; развивать речь; - Воспитательные: формировать потребности писать грамотно; формирование навыков сотрудничества; расширение знаний о родном языке; - воспитание учебной активности.



Демонстрационные материалы: таблицы с опорными схемами, образцы и эталоны для самопроверки, рисунки для этапа рефлексии.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 - 3 минуты)
- В природе есть солнце. Сегодня оно заглянуло к нам на урок. Так пусть каждый лучик не только обогреет нас, но и придаст сил, активности и уверенности на уроке.

-Прочитайте запись на доске. ( слайд 1)
-Что вы прочитали? (пословицу)
-Как вы понимаете эту пословицу?

" Кто хочет много знать, тому надо мало спать» - не даром так прочно поселилась эта пословица в народе. Традиционно в России уроки начинаются в восемь утра. И зачем, спрашивается, так рано вставать и куда-то идти? Да всё просто. Чем раньше мы встаём, тем больше у нас есть времени для того, что бы учиться или работать. Поднимаясь рано, можно много всего успеть за день! Если обращаться к истокам этой пословицы, то там всё намного проще, чем сейчас. Занятия тогда проходили только в дневное время, так как при лучине быстро уставали глаза. И чем раньше вставали ученики, и приступала к занятиям, тем больше информации и знаний могли получить. Но даже и сейчас, в век прогрессивных технологий, если вставать поздно- времени точно не хватит ни на что, тем более на знания. Я думаю, что стоит все - таки прислушиваться к народной мудрости.
-А вы хотите больше знать?


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 - 7 минут)

Запись числа и классной работы.
1. Чистописание.
я е ё ь ю

-С чего начинаем урок русского языка? ( с минутки чистописания)

-Для чего она нужна? ( Чтобы красиво и правильно писать буквы)

-Что общего в этой записи? (все буквы обозначают мягкость согласного)
-На какие две группы можно их разделить? (на гласные и ь)
- Почему? (ь - так как не обозначает звука)
-Что общего у этих гласных? (они обозначают два звука)
-Прочитайте вновь пословицу и найдите слова с мягким знаком.

- Сколько таких слов вы нашли?

-На какие группы можно разделить эти слова? Почему?(ь на конце слова и между согласными). (слайд 2)

-Где находится мягкий знак в словах в первом столбике? А во втором?

-Между какими буквами стоит мягкий знак в первом столбике?

-Какую роль он выполняет в данных словах? Запишите слова в тетрадь.

-Ребята, у вас на партах лежат карточки на которых записаны загадки. И листы с разлинованными линиями.

- Вы догадались, какое задание вы будете выполнять?

- Правильно. Вы должны отгадать загадки, а отгадки записать на разлинованном листе.

2. Работа с загадками. Запись отгадок на отдельных листах каждым ребёнком.

1) Застучал дождями звонко
Марту месяцу вдогонку,
Звук настроив под капель,
Месяц следующий ...( апрель)

2) Ледяной, плаксивый Нос
К крыше горестно прирос.
Слёзно огорчается,
Что Зима кончается. (Сосулька)

3) Растут - зеленеют,
Упадут - пожелтеют,
Полежат - почернею. (листья)

Поднимите, пожалуйста, ваши листы (учитель выбирает несколько вариантов с правильными и неправильными записями и вывешивает их на доску).


III. Постановка проблемы. (3-4 минуты)

- Что вы заметили? (слова: "апрель", "сосулька" записаны у всех ребят одинаково с ь, а слово "листья" у всех - по-разному)

-Почему у нас разная запись?

- А чем отличается роль ь в последнем слове? (в слове "листья" ь стоит не между согласными)

- Так почему же у нас возникло затруднение? (мы не знакомы с такой ролью ь)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
(3 - 4 минуты)
-Давайте попробуем назвать тему нашего урока? ( Разделительный мягкий знак) (слайд 3)
-Что бы вы хотели узнать по этой теме? (правописание слов с разделительным ь)

- Предлагаю ещё составить схему- опору правописания слов с разделительным мягким знаком. (слайд 4)

- Давайте составим план работы на уроке, который называется лесенка знаний.

Открываем---применяем --- контролируем--- оцениваем (слайд 5)

V. Реализация построенного проекта. (4 - 5 минут)
-Ребята, давайте поработаем по учебнику. - Откройте учебник на стр. 105. Волшебница приглашает нас к исследованию. Посмотрите на первый плакат Летучей мыши и ответьте на вопросы, которые записаны под плакатом, работая в паре. (слайд 6)

- Вспомните правила работы в парах.

-Какой вывод вы сделали?

- Во втором слове каждой пары звуков больше, потому что появился звук (Й). Этот звук в обоих случаях разделяет звуки (Л) и (у), не даёт им слиться.

-Для того чтобы это обозначить на письме, и используют разделительный знак, в данном случае разделительный ь.

- Если вы согласны с ответами, «сигналим» +, а если нет -

-Теперь изучите содержание следующего плаката.

- Какой вывод вы сделали ответив на данные вопросы?

-После какой части слова не пишется мягкий знак?

Выполнение упражнения 116. Выводятся слова на ИД. (слайд 7)

- Такие слова существуют?

- Как нужно изменить произношение этих слов, чтобы получились настоящие слова?

-Что изменилось в произношении, какой звук вы слышите?

Как правильно показать на письме правильное произношение этих слов?

Запишите в тетрадь.

Теперь поработайте над следующим плакатом и ответьте на вопросы, продолжая работу в группах. (слайд 8)

Какой вывод вы сделали?

- Где вы можете подтвердить свои выводы?

-Правильно в учебнике, прочитав правило.

-Все ли выводы были верны?
- Вы узнали что-то новое?

- Давайте вернёмся к задачам нашего урока. Какую проблему мы смогли решить?

- Что ещё мы должны сделать? (составить схему- опору) (слайд 9)

- Давайте составим схему-опору на основе ваших выводов и правила в учебнике.

- Перед какими буквами пишется мягкий знак?

-На что указывает мягкий знак?

-После какой части слова не пишется мягкий знак?

На какую ступеньку знаний мы поднялись? (применение полученных знаний)

Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5-6 минут)

1. Комментирование по правилу. Один у доски, остальные в тетради. Используя схему- опору.
Определите, в каких из этих слов надо писать разделительный ь.
(Учитель диктует слова: семя - семья, солю - солью)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 - 6 минут)
Теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание и проверить его с помощью эталона? Желаю успеха! Вам даётся 2 минуты.

1 вариант: Я пол.ю грядки. Я пол.ю грядки.

2 вариант: Олен.и живут на севере. Олен.и рога красивые.

Кто уже выполнил задание, может придумать свои примеры на новое правило.
-Проведите самопроверку по эталонам на доске. (слайд 10 )
-Кто допустил ошибки при выполнении задания?
-Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (запомнить правило правописания разделительного ь, пользоваться алгоритмом)
-Молодцы и те, кто нашёл и исправил свои ошибки. Поставьте на полях знак "+".
-У кого ошибок нет? Молодцы!
IX. Рефлексия учебной деятельности. (2 - 4 минуты)
- Какие задачи вы ставили перед собой? (узнать правило правописания ь)
- Достигли их?
-Как пишутся слова, в которых перед гласной слышится звук [й']? (с разделительным ь)
- С какой пословицы мы начинали урок? ("Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать")
-Вы узнали что-нибудь новое? (узнали, потому что много работали)

- Что помогло нам в этом?

- Оцените каждый свою работу на уроке. Послушайте данные высказывания:

Я всё понял, могу работать по схеме-опоре и писать слова с разделительным мягким знаком .(+)

-Я испытывал затруднения и у меня остались вопросы. (?)

-Поднимите руки кому всё было понятно и не было никаких трудностей.-А теперь у кого остались вопросы?
-Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? (высказывания детей)
-Как работал на уроке наш класс? (высказывания детей)
-На следующих уроках мы будем применять и использовать новое правило.- Ребята, спасибо за работу на уроке.
Оценки.
Домашнее задание. ( слайд 11)
ТПО с.49 упр.66



© 2010-2022