Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)

Разработка урока по окружающему миру.

Тема: «Царство грибов. Разнообразие грибов»

( 3 класс) Цель: Формирование представления о грибах, как об особом царстве живой природы, через выявление особенностей их строения, развития и размножения, знакомство с их разнообразием. Задачи: 1.Познакомить с характерными признаками и разнообразием грибов, дать представление об их строении и значении в природе и жизни человека. 2.Формировать умение отличать съедобные грибы от несъедобных,определять место их обитания, через сравнение, сопоставление и обобщение их отличительных признаков. 3.Расширять кругозор. 4.Развивать творческие способности, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником. 5.Воспитывать бережное отношение к природе через постоянное эмоциональное воздействие на чувства детей. Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • колонки;
  • экран;
  • диск с презентацией;
  • маршрутный лист.
Демонстрационный материал:
  • презентация "Грибы";
  • муляжи грибов;
  • предметные картинки грибов.

Раздаточный материал:

  • карточки для индивидуальной, групповой работы и работы в парах;

  • корзинки грибника;

  • грибочки для оценки устных ответов.

Организационный этап Мотивационный этап Учитель:Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, в страну, где живут существа. Большинство их - обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных остатках, на живых организмах, на продуктах питания, и даже на штукатурке в квартире. Кто понял, что это за существа?(Ответы)

Слайд 2 Учитель:Конечно же, это грибы. И как вы уже поняли, сегодня мы будем говорить о грибах. Коли мы отправляемся в путешествие, у нас как у всех путешественников есть маршрутные листы.

Практико-деятельностный этап. Слайд 2 1.Что такое грибы? Учитель:Первое, что мы должны с вами сделать, это определиться, а что же такое грибы? Выберите из понятий, которые у вас записаны на карточке № 1 и подчеркните те, которые на ваш взгляд соответствуют понятию грибы.

(Индивидуальная работа) №1 Растения, живая природа, животные, бактерии, неживая природа, царство.


Проверка.

Соответствующие понятия выделяются на слайде цветом. Учитель:Какие понятия подчеркнули?(Ответы). Докажите, что грибы относятся к живой природе. (Они дышат, растут,развиваются, питаются (вода и минеральные соли), размножаются, старятся и умирают)

Слайд 3 Учитель:Почему подчеркнули словоцарство? (грибы образуют отдельное царство живой природы) Учитель:Мы знаем, что учёные делят всю живую природу на 4 царства. Назовите их. (Растения, животные, грибы, бактерии) Учитель: Грибы относятся к отдельному царству. Они не являются ни растениями , не животными. Учёные насчитывают не менее 100 тысяч видов грибов. Разнообразие их велико. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы помогают питаться растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в гумус (перегной), третьи хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвертые - лекарство для животных и человека. Учитель:Кто подчеркнул два понятия поставьте себе "+", кто одно понятие "-" в графе "Что такое грибы " 2.Строение грибов. Учитель:Откройте учебник с нашей темой урока и найдите ответ на вопрос- из каких частей состоит гриб. Расскажите по схеме на слайде. Учитель:Возьмите карточку № 2 . На ней вы видите схему строения гриба. Попробуйте подписать части гриба. Кто внимательно слушал, для того это не составит труда.

(Индивидуальная работа)
Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс) Учитель:Проверка. Поменяйтесь карточками.(взаимопроверка)

Слайд 4 Учитель: Всё то, что мы кладём в корзинку - плодовое тело. Оно состоит из шляпки и ножки. То, что невидимо нашему глазу - это грибница или мицелий. Учитель:Как вы думаете, чего не хватает на нашей схеме? Как размножается гриб? (Спорами ) Давайте дорисуем споры. Учитель:На обратной стороне шляпки образуются споры, которыми размножаются грибы.

Учитель:Какие известные вам растения распространяются, как и грибы, спорами? (Мхи, папоротники, лишайники, водоросли) Учитель:Поставьте себе в графе "Строение грибов" "+",если вы справились с заданием. 3."Угадай, кто я." Учитель:А мы с вами отправляемся дальше. А вот куда, вы узнаете, отгадав загадку. Город этот непростой, он дремучий и густой. (Лес) Учитель:Как вы догадались, что это говорится о лесе? (Дремучий - тёмный непроницаемый, густой - деревья растут часто.) Учитель: Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу

Голоса птиц с музыкальным сопровождением.

Слайд 5 Учитель:Откройте глаза, посмотрите в каком лесу мы с вами очутились! Наверно, в нём много грибов. А вот и корзинка с грибами. Предлагается корзинка с муляжами грибов.грибы прикрыты салфеткой. Учитель:Ребята, поднимите руку те, кто считает, что хорошо знает грибы? Сейчас мы посмотрим, насколько это действительно так. Если вы сможете разгадать кроссворд, то узнаете какие грибы лежат у меня в корзинке.

Работа в парах № 3 кроссворд
1












2













3








4






5












6





1) Не спорю - не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)

2) Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички - золотистые ...(лисички)

3) Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это - ...(сыроежки) 4) Я - ценный гриб, я - царь грибов, Бесценный дар грибных лесов. Расту в дубраве и в бору. Прославлен широко в миру. И если ты меня найдёшь, Узнаешь сам, как я хорош! (белый)

5) Он в красной шапочке растет
Среди корней осиновых!
Его узнаешь за версту,
Зовется… (подосиновик)

6) Зашёл мужик в сосняк, нашёл мужик слизняк,
Бросить жалко, съесть сыро.(груздь)

Слайд 6

Проверка (кроссворд заполняется на слайде) Дети выходят и находят этот гриб в корзинке. Учитель:Какие грибы вы ещё знаете? (Ответы) Учитель:Кто справился с заданием "Угадай, кто я", поставьте знак "+". Физминутка: Учитель:Ребята, встаньте те, кто любит собирать грибы? Я предлагаю вам вспомнить это увлекательное занятие.

По тропинке в лес пойдём,
Муравейник обойдём,
Перепрыгнем ручеёк
И присядем на пенёк.
Посидим, отдохнём
И опять пойдём, пойдём. Раз грибок, два грибок-
Положили в кузовок 4.Любимое место обитания грибов. Учитель:Может кто-нибудь из вас знает как ещё называют сбор грибов? (Ответы) Учитель:Возьмите карточку № 4. Если вы впишите буквы, в указанные линиями клеточки, то узнаете это название.

Работа в парах.

Х

Т

А

И

О

Я


Т

А

Х

О












Слайд 7 Учитель:Почему, по вашему мнению, сбор грибов так называют? (Ответы).Грибная удача улыбается тем, кто приходит в лес рано. Как только рассветёт, грибы собирает неспешно. Тихая охота не бег с целью покрыть как можно большую площадь леса. Она требует внимания, чуткости и осторожности. Поэтому и называется она тихой. Учитель:Вы знаете, где надо искать грибы? Люди издавна использовали грибы, как продукт питания. Они вкусны и питательны, очень богаты белками. Иногда их даже называют "вторым мясом". Высоко в них содержание и микроэлементов (железа, кальция, цинка, йода, фосфора, калия) Но не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже очень ядовитые. (Ответы) Учитель:Сейчас мы тоже отправимся на тихую охоту и соберем грибы. Для этого вы поработаете в парах и выполните тренажер "Грибы" на индивидуальных компьютерах. А теперь оцените себя в маршрутном листе. 5.Необычные грибы. Учитель:Вижу, вы достаточно хорошо разбираетесь в грибах. Но в грибах, которые больше известны. А ведь мир грибов очень разнообразен.

Показ слайдов сопровождается небольшой информацией подготовленного ученика. 1.Плазмодий.Слайд 8 Самый удивительный гриб планеты«плазмодий», проживает он и у нас, в России, в средней полосе. Плазмодий умеет ходить! Перемещается, конечно, медленней улитки, но за несколько дней может взобраться на пень и притаиться на нем. 2. "Дама под вуалью" диктиофора Слайд 9 Этот причудливый гриб встречается в лесах московской области и на юге Сибири.Местные жители зовут диктиофору «дама под вуалью». Вуаль привлекает своим запахом насекомых, которые смогут распространить споры гриба. Гриб диктиофора занесён в Красную книгу РФ. 3.Решёточник красный Слайд 10 Этот гриб напоминает причудливый цветок. Внутренний слой покрыт слизью, именно в нем происходит созревание спор гриба.Гриб издает неприятный гнилостный запах, привлекающий мух.Произрастает в широколиственных лесах Краснодарского края, в Закавказье. Несъедобен. Решеточник - очень редкий гриб, занесен в Красную книгу России. 4. Дождевик Слайд 11 Дождевик - одни из наиболее вкусных грибов. Дождевики съедобны, пока мякоть имеет чистый белый цвет. Встречается очень часто, в лесах, на полянах и лугах, с мая по ноябрь. Они не выдерживают даже непродолжительного хранения. Использовать их надо в день сбора. 5.Трюфель Слайд 12 Самый дорогой гриб - трюфель. Грибница трюфеля живет долго, если ее никто не разрушает.Продолжение трюфельного рода зависит от того, будут ли они найдены, выкопаны и съедены животными. Главными условиями для роста трюфелей являются теплый климат умеренной зоны и смешанный лес. Когда - то трюфель в нашей стране собирали целыми корзинками! Сейчас этот очень вкусный гриб у нас почти не встречается. Учитель:Если вас заинтересовали эти грибы, вы можетенайти информацию о них и на следующем уроке рассказать нам более подробно . 6. Правила сбора грибов. Учитель:Какие правила сбора грибов вы знаете? (1.Не разрушать грибницу.2.Грибы надо срезать ножом или аккуратно выкручивать, ямку засыпать землёй и прикрыть мхом.3.Не сбивать ядовитые растения - ими лечатся животные. 4.Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу.) Показ на доске в виде карточек.

7 .Плесневые грибы.

Учитель: Посмотрите на блюдце. Кто может сказать, что это?

Дети по запаху пытаются определить, что лежит в блюдце

Учитель:Дрожжи. Это тоже грибы. Они нужны, чтобы поднималось тесто. Учитель:Если вы внимательно посмотрите на свой кроссворд, поставите в пустую клетку какую-то букву, то сможете найти название ещё одного необычного гриба. Слайд 13

Учитель:Чего нет у этих грибов ?(шляпки)

Учитель:Этот вид грибов называется "Плесневые" Слайд 14 Учитель:Плесень.Пушистые или бархатистые налёты на растениях (иногда на животных) и предметах растительного и животного происхождения. Часто плесень бывает причиной гибели плодов и овощей во время их хранения; вызывает различные болезни растений, снижая их урожай.Но и многие плесневые грибы используют в промышленности, например, для получения лимонной кислоты, для изготовления сыра "Рокфор" и "Камаммбер", в фармацевтической промышленности получают пенициллин и другие антибиотикиСлайд 15Слайд 16 Учитель:Мы с вами тоже можем получить данный вид грибов в результате эксперимента. Для этого мы с помощью пипетки увлажним ( 10 капель) кусочек хлеба и оставим его в контейнере до следующего урока. Учитель:Посмотрите, как, оказывается много можно сказать о самых казалось, бы обыкновенных грибах! Существует даже целая наука, посвящённая их изучению. Она называется "Микология" (на доске размещается карточка ) с латыни это переводится "микос" - гриб, "логос" - наука, т.е. наука о грибах.

Заключительный этап.

Рефлексия. Учитель:На этом наше путешествие заканчивается, но мы продолжим с вами разговор о грибах на следующем уроке, а сейчас давайте подведём итоги. Опираясь на начало предложений на слайде, выскажите своё мнение о том что вы узнали нового, что было для вас интересно, может быть, удивило.

Дети высказывают своё мнение. Слайд 24 Учитель:На доске лесенка.у вас у каждого есть "корзинка" Поставьте свою корзинку на ту ступеньку, на которой, как вы считаете, находитесь. Если вы о грибах знаете ещё не достаточно много, то вы начинающий грибник, и ваше место на первой ступеньке. Если вы знаете основные грибы, умеете отличать их от несъедобных, летом ходите в лес за ними, то вы любитель - прикрепите свою корзинку ко второй ступеньке. Кто считает, что он хорошо разбирается в грибах, может рассказать о них, может научить других разбираться, тот поставит свою корзинку на третью ступеньку - он знаток грибов.

любительзнаток начинающий

грибник грибник



грибов

Подведение итога. Учитель:Посмотрите, сколько у нас знатоков грибов.Нам осталось только выделить лучшего грибника. Посчитайте грибочки за устные ответы. (Выставление оценок). Учитель:Урок окончен. Спасибо за работу! Домашнее задание вы получаете на листочках в виде гриба. Выберите то, что вам особенно понравится.

1 уровень- прочитать материал учебника и выполнить задание в тетради.

2 уровень- подобрать пословицы и поговорки по теме "Грибы".

3 уровень- изготовить макет гриба с помощью техники папье-маше. В конце урока учитель может раздать детям съедобные грибы ( печенье).

Самоанализ урока окружающего мира в 3 классе. В процессе обучения формировала следующие блоки УУД. Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска; - способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -коррекция; -оценка. Тип урока: урок открытия нового знания. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствовал их жизненному опыту. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации об изучаемом явлении. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников. ВЫВОД: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний - развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных. Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью УМК «Планета знаний», направленной на формирование функционально грамотной личности. Функционально- грамотная личность - это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС.



Приложение №1 Растения, живая природа, животные, бактерии, неживая природа, царство.

№ 2 Схема гриба


Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)

№ 3 Разгадайте кроссворд

1
















2















Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)

3










4








5
















6







№ 4

Х

Т

А

И

О

Я


Т

А

Х

О













1.Не спорю - не белый я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще

2. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички - золотистые ...

3. Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это - ... 4.Я - ценный гриб, я - царь грибов, бесценный дар грибных лесов. Расту в дубраве и в бору.Прославлен широко в миру. И если ты меня найдёшь, узнаешь сам, как я хорош!

5.Он в красной шапочке растет среди корней осиновых!
Его узнаешь за версту, зовется…

6. Зашёл мужик в сосняк, нашёл мужик слизняк,
Бросить жалко, съесть сыро.

Разработка урока по теме Грибы ( 3 класс)







Маршрутный лист.

1. Карточка № 1 "Что такое грибы?"

2. Карточка № 2 "Строение гриба"

3. Карточка № 3 "Угадай, кто я?"

4. Карточка № 4 "Как называется сбор грибов"

5. Тренажёр "Грибы съедобные и несъедобные"

6. Начало эксперимента

Всего


Литература: 1. И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И. Саплин. "Окружающий мир": учебник для 3 класса - Москва: АСТ: Астрель, 2013. 2. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И. Саплин. Обучение в 3 классе по учебнику "Окружающий мир". Методические рекомендации.- Москва: АСТ: Астрель, 2012. 3. Н.В.Ёлкина Т.И. Тарабарина "1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. Ресурсы интернета: 1.esmastif.ru "Где растут грибы" 2.nkj.ru/archive/articles/14905/ "Грибные портреты", "Самые необычные грибы" 3.images.yandex.ru›грибы - фото грибов 4.artcyclopedia.ru - "Дети в лесу" И.И.Шишкин 5.fruitnews.ru - фото плесени 6.bezbed.net/news/206-penicillina.htm - фото пенициллин 7.clubs.ya.ru - фото сыра "Рокфор" 8.familycrafts.about.com/od/eastercoloringpages/ss/Easter-Basket-Coloring- 9. Page.htm - изображение корзинки



© 2010-2022