- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока окружающего мира на тему: О дружбе
Разработка урока окружающего мира на тему: О дружбе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сергеева В.Б. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Твои друзья - взрослые и дети»
Тип урока: открытия новых знаний
Цель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.
Задачи урока:
-
Актуализировать известные представления о дружеских отношениях среди одноклассников.
-
Обеспечить усвоение учащимися понятия о дружбе.
-
Обеспечить выявление правил дружбы.
-
Организовать самооценку учащихся на уроке.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Если у вас хорошее настроение, то, как вы можете подарить его друзьям при встрече? Как вы сообщите без слов о прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие. Наша лучистая улыбка может улучшить всем настроение. Давайте улыбнёмся друг другу.
Упражнение «Отражение»
(работа в парах)
-Встаньте друг напротив друга, изобразите сердитого льва, грустного козленочка, веселую мартышку. (Показывают «отражение» друг друга, изображая животных)
-Кого приятней было изображать? Почему?
-Улыбаясь, мы показываем не только хорошее настроение, но и хорошее расположение к человеку, дружелюбие. 2.Актуализация знаний - Чтобы у вас сохранилось хорошее настроение, а у некоторых ребят оно улучшилось, послушайте песню, а если кто её знает, может подпевать. Музыка: Муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского «От улыбки хмурый день светлей». - Представляем вашему вниманию случай из жизни ребят (сценка) Друзья. - Кто кого обидел первым? - Он меня. - Нет, он меня. - Кто кого ударил первым? - Он меня. - Нет, он меня, - Вы же раньше так дружили. - Я дружил. - И я дружил. - Что же вы не поделили? - Я забыл. - И я забыл. - Какова главная идея увиденного? О чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( о дружбе) - О дружбе, о друзьях, об умении дружить.
- Я расскажу вам небольшую историю. Жили две девочки Марина и Люся, они были подружками. Вместе играли, делали уроки, ходили в школу. И вот однажды Марина попала в аварию и ее положили в больницу. Марине было тяжело и грустно. А где же ее подружка Люся? А Люся просто забыла про Марину, и ни разу ее не навестила.
- Ребята, как вы считаете, была ли их дружба настоящей?
- А что же такое дружба?
Дружба-это… Друг-это тот, кто… (Ребята по цепочке говорят о том, кто называется другом и что такое дружба в их понимании.) 3. Постановка учебной проблемы. Друг - это мама, которая поможет в трудную минуту. Друг - это одноклассник, с которым делишься школьным завтраком. Друг - это школьный учитель, который поможет разобраться в тайнах знаний. Друг - это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно.
- Посмотрите ребята на ваши высказывания. Что интересного заметили?
(Слово одно, а высказывания разные.)
- Может ли человек жить без друзей?
- Если мы говорим о дружбе, друзьях, то хочется радоваться, улыбаться и петь.
О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
4. Открытие новых знаний.
- Что такое дружба? Давайте возьмем толковый словарь русского языка Владимира Ивановича Даля и найдем значение слова «ДРУЖБА».
- В толковом словаре русского языка Владимира Ивановича Даля значение слова « дружба» определяется как «БЕСКОРЫСТНАЯ СТОЙКАЯ ПРИЯЗНЬ»
- Вам знакомо слово, которое стоит на первом месте ( БЕСКОРЫСТИЕ)
(Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе. Не ищет выгоды в делах). Совершает добрые, благородные поступки, взамен ничего не прося.
- Что означает слово - ПРИЯЗНЬ?
(хорошее, благожелательное отношение, доброе чувство, испытываемое к кому-либо)
- Что по вашему, значит словосочетание - БЕСКОРЫСТНАЯ ДРУЖБА? - ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ.
- Послушайте как понимает эту фразу «Бескорыстная дружба» героиня стихотворения Агнии Львовны Барто «Требуется Друг». Прочитает это стихотворение Лещенко Ксюша
Все живут - не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной, -
Есть разряд у Ильиной,
и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
стану знаменита!
Все пятерки до одной
у Светловой Нади.
Я прошу: - дружи со мной
подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать -
дашь контрольную списать .
А девчонка на дыбы,
говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени,
уговаривать подруг.
Напишу я объявление:
Срочно требуется друг.
- Почему с этой девочкой не хотел никто дружить?
(ответы детей - она искала в дружбе выгоду, какую? Списать контрольную дадут ей, будут защищать от ребят, станет знаменитой..)
- Ребята эта девочка бескорыстно дружила ( нет)
Значит какое главное правило дружбы?
- Дружба должна быть бескорыстной, за дружбу не надо платить.
- А сейчас давайте немного отдохнем и посмотрим инсценировку рассказа Валентины Александровны Осеевой «Три товарища»
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял.
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба - До обеда еще далеко!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.
- Бери ешь!
- Вам понравилась сценка ребята? (Да)
- Можно этих мальчишек назвать всех друзьями ( Нет)
- А почему?
- Можно назвать друзьями Колю и Мишу?
- Можно назвать друзьями Володю и Витю? ( Да) а почему? ( помог, поддержал, поделился своим)
- Так давайте попробуем определить какие качества должны быть у друга ?
Исключение отрицательных качеств:
- злой может быть друг? (сердитый,недобрый)
- Завистливый может быть? (завидущий, завистный; ревнивый)
- Равнодушный? (безразличный, не испытывающий никаких чувств по отношению к окружающему, происходящему)
- Хвастливый? (не отличающийся скромностью в разговорах о себе)
- Жадный? (не желающий делиться тем, что имеет)
- Какой он должен быть? ( добрый, общительный, скромный, доброжелательный, отзывчивый).
- Друг - близкий человек, приятель, хороший знакомый; а в самом тесном смысле, связанный узами дружбы. ( по Далю)
- ДРУГ - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
-Ребята как Вы думаете, а можно ли назвать брата или сестру - другом? Ответить на этот вопрос нам поможет стихотворение «Счастливо!» Сергея Анатольевича Махотина на странице № 91 в вашем учебнике.
- Почему мы можем назвать брата или сестру друзьями? ( потому что они заботливы, добры, доброжелательны, общительны. То есть в них собраны все качества присущие другу)
5. Динамическая пауза.
Стройтесь ровно по порядку
А теперь у нас зарядка!
Знайте, не бывает моря без волны
Шутки - без улыбки, марта - без весны,
Лестниц - без ступенек,
Дома - без дверей
Школ - без переменок,
Дружбы - без друзей,
Сказок - без начала
Детства - без игры,
Знаем мы об этом
И я, И ты, И мы!
- А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?
Игра «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).
6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).
7. Львенок и ( черепаха)
8. Крошка енот и (обезьяна)
Вы отдохнули. Поставьте учебники на подставки. Откройте тетради на странице 37.
6. Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА:
- Расскажите о своем друге используя план (определенный ряд вопросов)
- Вы должны будете по этому плану составить рассказ о Вашем друге.
- Как зовут моего друга?
- Сколько ему лет?
- Как выглядит?
- Чем любит заниматься?
- Чем он тебе нравится?
Спросить 2-3 ученика
- Молодцы! У Вас получились очень хорошие рассказы о друзьях. Поднимите руку у кого за этот небольшой период то что мы с Вами учимся появились друзья в классе?
- Ну раз у нас так много друзей в классе, то давайте посмотрим какое же у вас сейчас настроение? В тетраде на странице 37 раскрасьте шарики так, чтобы я и гости поняли какое у Вас сейчас настроение? Покажите мне и гостям. Я вижу , что на ваших картинках присутствуют только яркие красочные цвета, значит у всех настроение хорошее, только у мальчика на следующей картинке настроение какое?
- Грустное, а почему? ( Наверное у него нет друга)
- А мы можем с Вами ему дать несколько советов,чтобы он как можно быстрее нашел бы себе друга? Да
Совет №1
- Надо чаще улыбаться
Совет №2
- Умей выслушать своего друга
Совет №3
- Называй друга по имени
Совет №4
- Совершив ошибку признай и исправь ее
Если он будет соблюдать наши советы, то он быстро найдет себе друга и будет веселый и счастливый.
7. Рефлексия.
Работа в парах
- В мультфильме, который очень любят дети, крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома. (Двое работают у доски.)
На кирпичиках слова: подарок, счастье, мир, радость, любовь, доверие, горе, злость, жадность, гнев.
Ваш дом дружбы построен. Посмотрите на человечков. Кого из них вы хотели бы поселить в своём доме? Почему? (На лицах человечков изображен гнев, улыбка, плач, удивление.)
- Кто этих человечков будет петь песни о дружбе в доме Дружбы? Почему?
(Ребята прикрепляют человечков рядом с домом Дружбы.)
- О чём мы сегодня говорили? С кем приятно дружить?
- Какие правила дружбы знает каждый, кто становится жителем этого дома?
Домашнее задание: Ребята, я хочу, чтобы вы помнили об этом уроке. Поэтому домашнее задание будет таким. Узнайте у ваших друзей, что их волнует в данный момент, что они переживают, в чем им нужно помочь. И постарайтесь им помочь добром, поддержать, если они переживают трудный для них момент. Нарисовать рисунок « Я и мой друг»
Минутка поэзии.
Когда живется дружно,
Что лучше может быть.
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу
Возьми с собой друзей:
Они тебе помогут
И с ними веселей.
Исполнение песни «Дружба крепкая не сломается». Муз Б.Савельева, сл. М.Пляцковского.