Разработка урока окружающего мира на тему: О дружбе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Твои друзья - взрослые и дети»

Тип урока: открытия новых знаний

Цель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.

Задачи урока:

  1. Актуализировать известные представления о дружеских отношениях среди одноклассников.

  2. Обеспечить усвоение учащимися понятия о дружбе.

  3. Обеспечить выявление правил дружбы.

  4. Организовать самооценку учащихся на уроке.

Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир Н.Ф. Виноградова, рабочая тетрадь, мультимедийная установка, компьютер, экран, презентация.


Ход урока.


1.Организационный момент.

- Если у вас хорошее настроение, то, как вы можете подарить его друзьям при встрече? Как вы сообщите без слов о прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие. Наша лучистая улыбка может улучшить всем настроение. Давайте улыбнёмся друг другу.

Упражнение «Отражение»

(работа в парах)

-Встаньте друг напротив друга, изобразите сердитого льва, грустного козленочка, веселую мартышку. (Показывают «отражение» друг друга, изображая животных)

-Кого приятней было изображать? Почему?

-Улыбаясь, мы показываем не только хорошее настроение, но и хорошее расположение к человеку, дружелюбие. 2.Актуализация знаний - Чтобы у вас сохранилось хорошее настроение, а у некоторых ребят оно улучшилось, послушайте песню, а если кто её знает, может подпевать. Музыка: Муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского «От улыбки хмурый день светлей». - Представляем вашему вниманию случай из жизни ребят (сценка) Друзья. - Кто кого обидел первым? - Он меня. - Нет, он меня. - Кто кого ударил первым? - Он меня. - Нет, он меня, - Вы же раньше так дружили. - Я дружил. - И я дружил. - Что же вы не поделили? - Я забыл. - И я забыл. - Какова главная идея увиденного? О чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( о дружбе) - О дружбе, о друзьях, об умении дружить.

- Я расскажу вам небольшую историю. Жили две девочки Марина и Люся, они были подружками. Вместе играли, делали уроки, ходили в школу. И вот однажды Марина попала в аварию и ее положили в больницу. Марине было тяжело и грустно. А где же ее подружка Люся? А Люся просто забыла про Марину, и ни разу ее не навестила.
- Ребята, как вы считаете, была ли их дружба настоящей?

- А что же такое дружба?

Дружба-это… Друг-это тот, кто… (Ребята по цепочке говорят о том, кто называется другом и что такое дружба в их понимании.) 3. Постановка учебной проблемы. Друг - это мама, которая поможет в трудную минуту. Друг - это одноклассник, с которым делишься школьным завтраком. Друг - это школьный учитель, который поможет разобраться в тайнах знаний. Друг - это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно.

- Посмотрите ребята на ваши высказывания. Что интересного заметили?

(Слово одно, а высказывания разные.)

- Может ли человек жить без друзей?

- Если мы говорим о дружбе, друзьях, то хочется радоваться, улыбаться и петь.

О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

4. Открытие новых знаний.

- Что такое дружба? Давайте возьмем толковый словарь русского языка Владимира Ивановича Даля и найдем значение слова «ДРУЖБА».

- В толковом словаре русского языка Владимира Ивановича Даля значение слова « дружба» определяется как «БЕСКОРЫСТНАЯ СТОЙКАЯ ПРИЯЗНЬ»

- Вам знакомо слово, которое стоит на первом месте ( БЕСКОРЫСТИЕ)

(Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе. Не ищет выгоды в делах). Совершает добрые, благородные поступки, взамен ничего не прося.

- Что означает слово - ПРИЯЗНЬ?

(хорошее, благожелательное отношение, доброе чувство, испытываемое к кому-либо)

- Что по вашему, значит словосочетание - БЕСКОРЫСТНАЯ ДРУЖБА? - ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ.

- Послушайте как понимает эту фразу «Бескорыстная дружба» героиня стихотворения Агнии Львовны Барто «Требуется Друг». Прочитает это стихотворение Лещенко Ксюша

Все живут - не тужат,

А со мной не дружат.

Предлагаю Ильиной:

- Ты дружи со мной одной, -

Есть разряд у Ильиной,

и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

стану знаменита!

Все пятерки до одной

у Светловой Нади.

Я прошу: - дружи со мной

подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать -

дашь контрольную списать .

А девчонка на дыбы,

говорят: - Молчала бы!

Не вставать же на колени,

уговаривать подруг.

Напишу я объявление:

Срочно требуется друг.

- Почему с этой девочкой не хотел никто дружить?

(ответы детей - она искала в дружбе выгоду, какую? Списать контрольную дадут ей, будут защищать от ребят, станет знаменитой..)

- Ребята эта девочка бескорыстно дружила ( нет)

Значит какое главное правило дружбы?

- Дружба должна быть бескорыстной, за дружбу не надо платить.

- А сейчас давайте немного отдохнем и посмотрим инсценировку рассказа Валентины Александровны Осеевой «Три товарища»

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял.

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба - До обеда еще далеко!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.

- Бери ешь!

- Вам понравилась сценка ребята? (Да)

- Можно этих мальчишек назвать всех друзьями ( Нет)

- А почему?

- Можно назвать друзьями Колю и Мишу?

- Можно назвать друзьями Володю и Витю? ( Да) а почему? ( помог, поддержал, поделился своим)

- Так давайте попробуем определить какие качества должны быть у друга ?

Исключение отрицательных качеств:

- злой может быть друг? (сердитый,недобрый)

- Завистливый может быть? (завидущий, завистный; ревнивый)

- Равнодушный? (безразличный, не испытывающий никаких чувств по отношению к окружающему, происходящему)

- Хвастливый? (не отличающийся скромностью в разговорах о себе)

- Жадный? (не желающий делиться тем, что имеет)

- Какой он должен быть? ( добрый, общительный, скромный, доброжелательный, отзывчивый).

- Друг - близкий человек, приятель, хороший знакомый; а в самом тесном смысле, связанный узами дружбы. ( по Далю)

- ДРУГ - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

-Ребята как Вы думаете, а можно ли назвать брата или сестру - другом? Ответить на этот вопрос нам поможет стихотворение «Счастливо!» Сергея Анатольевича Махотина на странице № 91 в вашем учебнике.

- Почему мы можем назвать брата или сестру друзьями? ( потому что они заботливы, добры, доброжелательны, общительны. То есть в них собраны все качества присущие другу)

5. Динамическая пауза.

Стройтесь ровно по порядку

А теперь у нас зарядка!

Знайте, не бывает моря без волны

Шутки - без улыбки, марта - без весны,

Лестниц - без ступенек,

Дома - без дверей

Школ - без переменок,

Дружбы - без друзей,

Сказок - без начала

Детства - без игры,

Знаем мы об этом

И я, И ты, И мы!

- А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?

Игра «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

7. Львенок и ( черепаха)

8. Крошка енот и (обезьяна)

Вы отдохнули. Поставьте учебники на подставки. Откройте тетради на странице 37.

6. Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА:

- Расскажите о своем друге используя план (определенный ряд вопросов)

- Вы должны будете по этому плану составить рассказ о Вашем друге.

- Как зовут моего друга?

- Сколько ему лет?

- Как выглядит?

- Чем любит заниматься?

- Чем он тебе нравится?

Спросить 2-3 ученика

- Молодцы! У Вас получились очень хорошие рассказы о друзьях. Поднимите руку у кого за этот небольшой период то что мы с Вами учимся появились друзья в классе?

- Ну раз у нас так много друзей в классе, то давайте посмотрим какое же у вас сейчас настроение? В тетраде на странице 37 раскрасьте шарики так, чтобы я и гости поняли какое у Вас сейчас настроение? Покажите мне и гостям. Я вижу , что на ваших картинках присутствуют только яркие красочные цвета, значит у всех настроение хорошее, только у мальчика на следующей картинке настроение какое?

- Грустное, а почему? ( Наверное у него нет друга)

- А мы можем с Вами ему дать несколько советов,чтобы он как можно быстрее нашел бы себе друга? Да

Совет №1

- Надо чаще улыбаться

Совет №2

- Умей выслушать своего друга

Совет №3

- Называй друга по имени

Совет №4

- Совершив ошибку признай и исправь ее

Если он будет соблюдать наши советы, то он быстро найдет себе друга и будет веселый и счастливый.

7. Рефлексия.

Работа в парах

- В мультфильме, который очень любят дети, крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома. (Двое работают у доски.)

На кирпичиках слова: подарок, счастье, мир, радость, любовь, доверие, горе, злость, жадность, гнев.

Ваш дом дружбы построен. Посмотрите на человечков. Кого из них вы хотели бы поселить в своём доме? Почему? (На лицах человечков изображен гнев, улыбка, плач, удивление.)

- Кто этих человечков будет петь песни о дружбе в доме Дружбы? Почему?

(Ребята прикрепляют человечков рядом с домом Дружбы.)

- О чём мы сегодня говорили? С кем приятно дружить?

- Какие правила дружбы знает каждый, кто становится жителем этого дома?

Домашнее задание: Ребята, я хочу, чтобы вы помнили об этом уроке. Поэтому домашнее задание будет таким. Узнайте у ваших друзей, что их волнует в данный момент, что они переживают, в чем им нужно помочь. И постарайтесь им помочь добром, поддержать, если они переживают трудный для них момент. Нарисовать рисунок « Я и мой друг»

Минутка поэзии.

Когда живется дружно,
Что лучше может быть.
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу
Возьми с собой друзей:
Они тебе помогут
И с ними веселей.

Исполнение песни «Дружба крепкая не сломается». Муз Б.Савельева, сл. М.Пляцковского.

© 2010-2022